«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

КОМИКСЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Среда 2 августа 2023

Комиксы представляют собой сочетание картинок и текста, что делает их отличным инструментом современного учителя для развития языковых навыков обучающихся. Для учителя открывается огромный выбор различных заданий, которые можно использовать на уроках благодаря комиксам. Такие задания способствуют развитию языковой догадки, вдохновляет обучающихся на творческую деятельность, подталкивают к чтению, совершенствуют критическое мышление и развивают навыки письма, чтения, говорения.

Автор: Зубкова Анастасия Дмитриевна
Место работы: МОУ СОШ №16 г. Балашова Саратовской области
Должность: учитель английского языка

В дальнейшем чтение комиксов может стать стимулом для детей к чтению серьезной литературы, что очень важно в век современных технологий.

Что же такое комикс? E. Snyder раскрывает понятие комикс так [2]: «Комикс – это драматический нарратив с открытым финалом, с повторяющимися героями, рассказанный через серию картинок, включающих в себя диалоги, небольшой текст и публикуемый в периодических изданиях».

Знаменитый автор комиксов Нил Гейман определяет комикс как “визуальную форму повествования, которая сочетает в себе текст и картинки, и часто представлена последовательным рядом панелей, каждая из которых содержит в себе один кусочек истории (один момент, один взгляд)”.

Комикс обычно состоит из определенных элементов, которые создают историю. Н.Гейман подчеркивает следующие элементы [3]:

  1. Панель (Panel) – одна иллюстрация, обычно в рамочке. Комикс может состоять из одной и более панелей. Каждая панель развивает сюжет, описывая действия и мысли персонажей с помощью так называемых “пузырей”.
  2. “Пузыри” (Speech balloons) — это объекты, в которых располагаются мысли или реплики героев. Каждый пузырь имеет хвостик, который направлен к тому персонажу, который произносит реплику.
  3. Канавка (Gutter) – это пространство между панелями. Оно может быть маленьким или большим, подчеркивая как легко можно читать каждую страницу.
  4. Ряд (Tier) – ряд связанных между собой панелей.
  5. Полосный кадр (Splash) – картинка, представленная на всю страницу, которая часто используется в начале комикса, чтобы представить историю, установить настроение и место действия.
  6. Слова автора (Caption) – рамка с текстом, которая располагается вне ряда панелей, и используется для того, чтобы раскрыть контекст того, что происходит через голос автора.

Выделяют несколько основных видов комиксов [1]:

  • Стрип — маленький комикс, занимающий одну страницу.
  • Комикс — многостраничное издание, которое является полноценным рассказом и выходит с определенной периодичностью.
  • Графический роман — издание в картинках, которое содержит более 60 страниц.
  • Веб-комикс — комикс, который публикуется в Интернете.
  • Манга — японские черно-белые комиксы, имеющие определенный узнаваемый стиль.

Что касается жанров комиксов, то это могут быть альтернативные, эзотерические, научно-фантастические, приключенческие, юмористические, детские и фэнтези комиксы, а также комиксы о супергероях [4].

При работе с комиксами на уроках английского языка выделяют определенные этапы работы: предтекстовый, текстовый, послетекстовый, продуктивный (творческий). На каждом этапе учитель может использовать широкий спектр заданий. Так, например, на предтекстовом этапе можно начать с того, чтобы рассмотреть визуальный ряд, познакомиться с персонажами. Если персонажи уже знакомы детям, то можно организовать вводную беседу (Who do you see? What are they wearing? What are they doing? What’s this? What colour is it? Find 5 food items. Find all the toys and name them.) Очень важно на этом этапе снять трудности, то есть заранее, до прослушивания и чтения комикса, разобрать новые слова и фразы. На текстовом этапе обучающиеся сначала прослушивают комикс, следя за «пузырями» с репликами и мыслями персонажей, затем можно прочитать по ролям отдельные панели или весь комикс целиком. Часто при чтении комикса по ролям, учащиеся, которым не достались роли, могут отвлекаться, в этом случае группа учащихся, читающих комикс, может намеренно изменить три любые слова в комиксе, остальные учащиеся должны обнаружить подмену. Дети могут также искать определенные фразы в комиксе, которые предлагает учитель, а также называть персонажа, который говорит ту или иную реплику. Можно распечатать комикс из учебного пособия, разрезать на отдельные панели и предложить обучающимся разложить их в правильном порядке. В больших классах, эту работу можно организовать в группах. Ниже представлен пример такого разрезного диалога к УМК Spotlight 5 по теме «Viewing the house», выполненный на сайте Pixton. Обучающиеся должны расположить картинки в правильном порядке и вписать реплики из предложенного списка так, чтобы получился связный комикс (рис.1)

Рис. 1

И, конечно же, на этом этапе можно использовать задания True/False (верно/неверно), которые могут быть предложены учителем, или могут быть сделаны сильными обучающимися дома для одноклассников.

На послетекстовом этапе учитель может предложить детям пересказать комикс с опорой на пиктограммы, заполнить пропуски в комиксе, заранее убрав нужные конструкции или слова.

На продуктивном этапе, учитель может предложить детям придумать альтернативный финал, разыграть комикс по ролям, выбрать любую картинку или набор картинок и придумать историю, а также полностью придумать и нарисовать свой комикс с изученными фразами и грамматическими конструкциями. Если обучающиеся знакомы с современными технологиями, то они могут создать комиксы при помощи специальных сервисов и приложений.

На уроках английского языка можно использовать комиксы для того, чтобы предположить тему урока, инициировать беседу и мотивировать обучающихся на дальнейшую работу.

Комиксы можно также использовать для презентации грамматического материала. Если обучающиеся не понимают грамматику и структуру предложения, комиксы могут помочь понять ее в контексте изображения. Они отлично иллюстрируют разницу временных форм. Так, например, на картинке комикс LizClimo, отлично иллюстрирующий разницу времен Present Perfect и Present Perfect Continuous (рис.2).

Рис. 2

Продолжая тему грамматики, стоит отметить, что небольшие комиксы хорошо подходят и для отработки косвенной речи.

Так, например, учитель может разрезать комикс на части, а обучающиеся, получив отдельные панели, переводят реплики персонажей в косвенную речь. Они могут работать в группах или в парах, обмениваясь панелями после выполнения задания.  Пример такого упражнения представлен ниже и выполнен на сайте StoryboardThat (рис. 3).

Рис. 3

Подводя итоги, можно сказать, что современный учитель должен постоянно заниматься своим самообразованием, искать новые интересные и креативные инструменты, которые можно применять на уроках. Использование компьютера, Интернета, приложений и сервисов является бесконечным источником ресурсов для раскрытия творческой стороны учителя. Мне хотелось бы поделиться теми Интернет-ресурсами, с помощью которых каждый учитель сможет сам создать любые комиксы на любую тематику, а также привлечь своих учеников к творческому процессу.

  1. Make Beliefs Comix: makebeliefscomix.com/Comix/
  2. Pixton: pixton.com
  3. Witty Comics: wittycomics.com
  4. StoryboardThat: https://www.storyboardthat.com/ru/

Список литературы:

  1. Использование комиксов на уроках английского языка на примере УМК «Вместе» (Team Up!) – Просвещение – Вебинар
  2. Snyder E. Teaching the sociology of sport: using a comic strip in the classroom. 1997, 25(3), 239-243.
  3. How to create a Comic Book: Neil Gaiman’s Step-by-Step Guide for Making comics
  4. What are different types of comic books?

Комментарии закрыты.