ЭФФЕКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЛИЧНОСТИ: ЦЕННОСТНЫЙ КОНТЕКСТ
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Пятница 18 августа 2023Аксиологической подход к организации содержательной технологичности в условиях безопасной коммуникативной среды, как утверждают современные исследователи, позволяет решать ряд важных задач, связанных с выбором современных методических средств и приемов формирования глобальных компетенций школьников средствами языкового образования в целях повышения качества образования в целом. И этому призвана способствовать целенаправленная деятельность муниципальных, районных и школьных методических объединений, их руководителей и педагогов, методологически подготовленных и мотивированных к продуктивному взаимодействию и общению непосредственных участников образовательного процесса во имя «превращения предметного, «заемного» знания в живое древо познания».
Автор: Буланкина Надежда Ефимовна
Место работы: Новосибирский институт повышения квалификации переподготовки работников образования, кафедра иноязычного образования
Должность: заведующий кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО, доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ
Автор: Швецова Тамара Петровна
Место работы: МБОУ Кольцовская школа № 5 с углубленным изучением английского языка, р.п. Кольцово, НСО
Должность: директор МБОУ Кольцовская школа № 5 с углубленным изучением английского языка, учитель высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения РФ
Авторы статьи предлагают коллегам, учителям иностранных языков, познакомиться с опытом работы ММО р.п. Кольцово, Кольцовской школы №5, одной из старейших и ведущих школ Новосибирской области в ракурсе научно-методической поддержки и тьюторского сопровождения учителя иностранного языка в обновленном безопасном коммуникативном пространстве взаимодействия в цепочке «Учитель-Ученик-Учитель».
Вопросы повышения статуса ценностных преференций в образовательном пространствестановятся все более значимыми в современной среде тотальной цифровизации и информатизации для обучающихся – школьников, студентов, специалистов, участников разнообразных дополнительных образовательных программ. К ним относим личность как ценность, образование через всю жизнь как ценность, любовь к Родине и своей малой Родине, там, где родился и живешь, как ценность, познание культуры своей и иной культуры, поликультур и полиязычий, как ценность.
В рамках данной сентенции изучение и реализация оптимальных подходов к созданию условий для моделирования коммуникативных ситуаций экосистемы иноязычного образования все более нарастает именно в педагогической среде в парадигме от наблюдения к обобщению и тиражированию через кооперацию [1].
А потому кафедра иноязычного образования, продолжая культивировать аксиологический подход в рамках долгосрочного исследования на тему «Культурное самоопределение личности в полифоничном и полиязыковом пространстве реализации межкультурной коммуникации», постоянно обращает внимание учителей иностранных языков на эти непреходящие ценности и регулятивы [1-5;7;10].
Научно-педагогическая поддержка многогранной деятельности школьных методических объединений и научно-методическое сопровождение профессионального развития учителей иностранного языка в Новосибирской области никогда не прекращались в регионе. Эти направления профессионального образования педагогов в системе повышения квалификации и переподготовки становятся все более адресными событиями, а также фундаментальными доминантами в контексте обозначенного выше подхода, особенно последние двадцать лет непредсказуемости и неопределенности образовательных и воспитательных идеологем. Последние требуют все большей проработки на уровне межкультурной коммуникации в самом широком смысле этого слова [4-8; 10].
Полиязычность и поликультурность личности непосредственных участников образовательного процесса никто не отменял. А потому перед учителями стоит архиважная задача – как сделать образовательную среду пространством безопасной коммуникации, подлинного общения с другими, бережного прикосновения к «душе» через выразительные средства культуры и поликультур – через языки образования. И помнить, что любая речевая реакция может вызвать ответную реакцию. Поэтому воспитание поликультурной картины мира личности видится авторам одной из важнейших задач профессионального гуманитарного образования. Гуманитарное развитие личности априори гуманистично /человечно, имея дело с другим и с другими через языки, вербальные и невербальные [1; 3-5; 8-10].
В свете изложенного становится значимым системное использование методологии и технологии культурного самоопределения обучающихся как цели, процесса и результата совершенствования коммуникативной культуры личности в части межкультурной компетенции. В частности, на примере освоения иной культуры в информационно-образовательной среде сотрудничества кафедры иноязычного образования НИПКиПРО, общеобразовательных организаций Новосибирска и Новосибирской области, одного из ведущих российских профессиональных издательств — «ПРОСВЕЩЕНИЕ», а также кооперации региональных, всероссийских и международных вузов сложился и реализуется проект «Создаем единую информационно-образовательную безопасную коммуникативную среду» с 2012 года [1-6; 8].
Как результирующий эффект, среди моделей экосистемы непрерывного иноязычного образования в аспекте интеграции общего, высшего и дополнительного образования отметим такие особенности восприятия обучающимися иной культуры, как освоение иностранного языка в искусственных условиях овладения коммуникативными навыками реализации основ межкультурной коммуникации. При этом особый акцент делается на социальной значимости и культуротворческой миссии образовательных организаций в аспекте моделирования корпуса жизненных коммуникативных ситуаций в пространстве практических занятий разного типа и внеучебных событий в процессе освоения иной культуры на уроках иностранного языка [4;5;7-9].
Интеграционный подход, как никогда ранее, также становится в системе ценностного контекста актуальным при решении обозначенной выше задачи. Поисковая практико-ориентированная деятельность в данном направлении привлекает непосредственных участников учебно-воспитательного процесса и в школах, и в вузах [2;5-7;10].
При этом целенаправленная работа муниципальных, районных и школьных методических объединений, их руководителей, находит отражение в методологической и мотивационной готовности педагогов к продуктивному взаимодействию и общению непосредственных участников образовательного процесса во имя «превращения предметного, «заемного» знания в живое древо познания» на уроках и внеучебных занятиях [1].
На всём протяжении существования школы как социального института ведутся дискуссии о том, какой должна быть школа. Однако все мнения сходятся к тому, что безопасность образовательной среды детей одна из главных задач цивилизованного общества [1;8;10].
Образовательная среда, представляя собой совокупность специально организованных событий, условий, процессов и безопасных социальных взаимодействий, оказывающих обучающее и воспитывающее влияние на личность, становится реальностью Кольцовской школы №5. В 1989 году школа получает статус образовательного учреждения с углубленным изучением английского языка. С этого момента преподавание английского языка в приоритете. Опытными и начинающими педагогами [1;6] нарабатывается положительный опыт: складываются традиции, выпущено не одно поколение учеников, для которых английский язык становится частью жизни и профессии. Педагогический коллектив школы, понимая культуросозидающую и культуротворческую миссию образования в целом, через презентацию истории, традиций и праздников страны изучаемого языка, через сравнительно сопоставительный анализ и критическое осмысление реалий на занятиях создает атмосферу, в которой учащийся осознает себя членом большого культурного сообщества — семьи, класса, школы, страны и мира.
Общеизвестный факт, что все дети любят праздники, в которых происходит культурное самоопределение и самовыражение личности более весомо и наглядно. Творчество, образность, обрядность, карнавальность, сказочность, костюмированность, сюрпризность, импровизация, народный колорит, эмоциональность – вот реальные критерии культурной самореализации, точки становления и знаки роста индивидуальности. Значимость праздников, особенно детских, невозможно переоценить. Это и часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества — обрядов, ритуалов, традиций; и сфера разностороннего творческого сотрудничества детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника; и ярчайшие события жизни, некие социальные рубежи, вехи, перспективы, на которые ориентируются и которые ждут. Проведение праздников при изучении английского языка способствует формированию коммуникативных умений и знакомству с важнейшими элементами культурных традиций иных стран. В заключение авторы приглашают ознакомиться с некоторыми разработками кафедры иностранных языков Кольцовской школы №5, оформленными в формате педагогических мастерских учителей.
Список литературы
- Буланкина Н.Е., Максимова Н.В., Шубкина Т.Н. Вызовы современного иноязычного образования: требования к формированию профессиональных компетенций. М.: Просвещение, 2022.
- Буланкина Н.Е., Стасюлис М.В., Гридчина Е.Г. Условия формирования готовности учителя к реализации обновленного стандарта // Сибирский учитель.№1.2023.С.19-25.
- Буланкина Н.Е., Осолодченко М.Н., Барышникова Ю.Е. ГИА по иностранным языкам: проектирование безопасной информационно-образовательной среды // Сибирский учитель. №1.2023.С.5-10.
- Буланкина Н.Е., Сухова Н.А. Проектирование региональной безопасной коммуникативной среды: методология и технология // Мир университетской науки: культура, образование. №5.2023.С. 23-29.
- Буланкина Н.Е., Арканова Т.А., Змитрович Н.И. Архитектоника событийной среды поликультурной картины мира школьника: методология и технология // ИЯШ. №6. 2023.С.24-28.
- Гальскова Н.Д., Бартош Д.К. Мониторинг качества языкового образования на современном этапе развития школы // Иностранные языки в школе. №9.2016. С.2-7.
- Казачихина И.А. Адаптация учебного материала с применением дифференцированного подхода к обучению иностранному языку // Сибирский учитель.№5.2022.С.39-45.
- Коротнева И.В. Развитие функциональной грамотности школьников во внеурочной деятельности: практический аспект //Сибирский учитель. №5.2022.С.34-39.
- Мишутина О.В. Тайм-менеджмент будущих учителей в условиях технопарка универсальных педагогических компетенций: воспитательный аспект// Сибирский учитель.№5.2022.С.21-25.
- Эльконин Д.Б. Размышления о перестройке советской системы образования // Вопросы образования. №2. 2008. С.6-32.