«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ЭФФЕКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЛИЧНОСТИ: ЦЕННОСТНЫЙ КОНТЕКСТ

Пятница 18 августа 2023

Аксиологической подход к организации содержательной технологичности в условиях безопасной коммуникативной среды, как утверждают современные исследователи, позволяет решать ряд важных задач, связанных с выбором современных методических средств и приемов формирования глобальных компетенций школьников средствами языкового образования в целях повышения качества образования в целом. И этому призвана способствовать целенаправленная деятельность муниципальных, районных и школьных методических объединений, их руководителей и педагогов, методологически подготовленных и мотивированных к продуктивному взаимодействию и общению непосредственных участников образовательного процесса во имя «превращения предметного, «заемного» знания в живое древо познания».

Автор: Буланкина Надежда Ефимовна
Место работы: Новосибирский институт повышения квалификации переподготовки работников образования, кафедра иноязычного образования
Должность: заведующий кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО, доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ

Автор: Швецова Тамара Петровна
Место работы:  МБОУ Кольцовская школа № 5 с углубленным изучением английского языка, р.п. Кольцово, НСО
Должность: директор МБОУ Кольцовская школа № 5 с углубленным изучением английского языка, учитель высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения РФ

Авторы статьи предлагают коллегам, учителям иностранных языков, познакомиться с опытом работы ММО р.п. Кольцово, Кольцовской школы №5, одной из старейших и ведущих школ Новосибирской области в ракурсе научно-методической поддержки и тьюторского сопровождения учителя иностранного языка в обновленном безопасном коммуникативном пространстве взаимодействия в цепочке «Учитель-Ученик-Учитель».

Вопросы повышения статуса ценностных преференций в образовательном пространствестановятся все более значимыми в современной среде тотальной цифровизации и информатизации для обучающихся – школьников, студентов, специалистов, участников разнообразных дополнительных образовательных  программ. К ним относим  личность как ценность, образование через всю жизнь как ценность,  любовь к Родине и своей малой Родине, там,  где родился и живешь, как ценность, познание культуры своей и иной культуры, поликультур и полиязычий, как ценность.  

 В рамках данной сентенции изучение и реализация  оптимальных подходов к созданию условий для моделирования коммуникативных ситуаций экосистемы иноязычного образования все более нарастает именно в педагогической среде в парадигме от наблюдения к обобщению и тиражированию через кооперацию [1].

А потому кафедра иноязычного образования, продолжая культивировать аксиологический подход в рамках долгосрочного исследования на тему «Культурное самоопределение личности в полифоничном и полиязыковом пространстве реализации межкультурной коммуникации», постоянно обращает внимание учителей иностранных языков на эти непреходящие ценности и регулятивы [1-5;7;10].

Научно-педагогическая поддержка многогранной деятельности школьных методических объединений и научно-методическое сопровождение профессионального развития учителей иностранного языка в Новосибирской области никогда не прекращались в регионе. Эти направления профессионального образования педагогов в системе повышения квалификации и переподготовки становятся все более адресными событиями, а также фундаментальными доминантами в контексте обозначенного выше подхода, особенно последние двадцать лет непредсказуемости и неопределенности образовательных и воспитательных идеологем. Последние требуют все большей проработки на уровне межкультурной коммуникации в самом широком смысле этого слова [4-8; 10].

Полиязычность и поликультурность личности непосредственных участников образовательного процесса никто не отменял. А потому перед учителями стоит архиважная задача – как сделать образовательную среду пространством безопасной коммуникации, подлинного общения с другими, бережного прикосновения к «душе» через выразительные средства культуры и поликультур – через языки образования. И помнить, что любая речевая реакция может вызвать ответную реакцию. Поэтому воспитание поликультурной картины мира личности видится авторам одной из важнейших задач профессионального гуманитарного  образования. Гуманитарное развитие личности  априори  гуманистично /человечно,  имея дело с другим и с другими через языки, вербальные и невербальные [1; 3-5; 8-10].

В свете изложенного становится значимым системное использование методологии и технологии культурного самоопределения обучающихся как цели, процесса и результата совершенствования коммуникативной культуры личности в части межкультурной компетенции. В частности, на примере освоения иной культуры в информационно-образовательной среде сотрудничества кафедры иноязычного образования НИПКиПРО, общеобразовательных организаций Новосибирска и Новосибирской области, одного из ведущих российских профессиональных издательств — «ПРОСВЕЩЕНИЕ», а также кооперации региональных, всероссийских и международных вузов сложился и реализуется проект «Создаем единую информационно-образовательную безопасную коммуникативную среду»  с 2012 года [1-6; 8].

Как результирующий эффект, среди моделей экосистемы непрерывного иноязычного образования в аспекте интеграции общего, высшего и дополнительного образования отметим такие особенности восприятия обучающимися иной культуры, как освоение иностранного языка в искусственных условиях овладения коммуникативными навыками реализации основ межкультурной коммуникации. При этом особый акцент делается на социальной значимости и культуротворческой миссии образовательных организаций в аспекте моделирования корпуса жизненных коммуникативных ситуаций в пространстве практических занятий разного типа и внеучебных событий в процессе освоения иной культуры на уроках иностранного языка [4;5;7-9].

Интеграционный подход, как никогда ранее, также становится в системе ценностного контекста актуальным при решении обозначенной выше задачи. Поисковая практико-ориентированная деятельность в данном направлении привлекает непосредственных участников учебно-воспитательного процесса и в школах, и в вузах [2;5-7;10].  

При этом целенаправленная работа муниципальных, районных и школьных методических объединений, их руководителей, находит отражение в методологической и мотивационной готовности педагогов к продуктивному взаимодействию и общению непосредственных участников образовательного процесса во имя «превращения предметного, «заемного» знания в живое древо познания» на уроках и внеучебных занятиях [1].

На всём протяжении существования школы как социального института ведутся дискуссии о том, какой должна быть школа. Однако все мнения сходятся к тому, что безопасность образовательной среды детей одна из главных задач цивилизованного общества [1;8;10].

Образовательная среда, представляя собой совокупность специально организованных событий, условий, процессов и безопасных социальных взаимодействий, оказывающих обучающее и воспитывающее влияние на личность, становится реальностью  Кольцовской школы №5.  В 1989 году школа получает статус образовательного учреждения с углубленным изучением английского языка. С этого момента преподавание английского языка в приоритете. Опытными и начинающими педагогами [1;6] нарабатывается положительный  опыт: складываются традиции, выпущено не одно поколение учеников, для которых английский язык становится частью жизни и профессии. Педагогический коллектив школы, понимая культуросозидающую и культуротворческую миссию образования в целом, через презентацию истории, традиций и праздников страны изучаемого языка, через сравнительно сопоставительный анализ и критическое осмысление реалий на занятиях создает атмосферу, в которой   учащийся осознает себя членом большого культурного сообщества — семьи, класса, школы, страны и мира.

Общеизвестный факт, что все дети любят праздники, в которых происходит культурное самоопределение и самовыражение личности более весомо и наглядно. Творчество,  образность,  обрядность,  карнавальность,  сказочность,  костюмированность, сюрпризность,  импровизация,  народный  колорит, эмоциональность – вот реальные критерии культурной самореализации, точки становления и знаки роста индивидуальности. Значимость  праздников,  особенно  детских,  невозможно  переоценить. Это и часть  духовного  наследия  народа,  его  чистейших  родников  творчества  —  обрядов,  ритуалов,  традиций; и  сфера  разностороннего  творческого  сотрудничества  детей  и  взрослых  в  процессе  подготовки  и  проведения  праздника; и  ярчайшие  события  жизни,  некие  социальные  рубежи,  вехи,  перспективы,  на  которые  ориентируются и  которые  ждут. Проведение  праздников  при  изучении  английского  языка  способствует  формированию  коммуникативных  умений  и  знакомству  с  важнейшими  элементами  культурных  традиций  иных стран. В заключение авторы приглашают ознакомиться с некоторыми разработками кафедры иностранных языков Кольцовской школы №5, оформленными в формате педагогических мастерских учителей.

Список литературы

  1. Буланкина Н.Е., Максимова Н.В., Шубкина Т.Н. Вызовы современного иноязычного образования: требования к формированию профессиональных компетенций. М.: Просвещение, 2022.
  2. Буланкина Н.Е., Стасюлис М.В., Гридчина Е.Г. Условия формирования готовности учителя к реализации обновленного стандарта // Сибирский учитель.№1.2023.С.19-25.
  3. Буланкина Н.Е., Осолодченко М.Н., Барышникова Ю.Е. ГИА по иностранным языкам: проектирование безопасной информационно-образовательной среды // Сибирский учитель. №1.2023.С.5-10.
  4. Буланкина Н.Е., Сухова Н.А. Проектирование региональной безопасной коммуникативной среды: методология и технология // Мир университетской науки: культура, образование. №5.2023.С. 23-29.
  5. Буланкина Н.Е., Арканова Т.А., Змитрович Н.И. Архитектоника событийной среды поликультурной картины мира школьника: методология и технология // ИЯШ. №6. 2023.С.24-28.
  6. Гальскова Н.Д., Бартош Д.К. Мониторинг качества языкового образования на современном этапе развития школы // Иностранные языки в школе. №9.2016. С.2-7.
  7. Казачихина И.А. Адаптация учебного материала с применением дифференцированного подхода к обучению иностранному языку // Сибирский учитель.№5.2022.С.39-45.
  8. Коротнева И.В. Развитие функциональной грамотности школьников во внеурочной деятельности: практический аспект //Сибирский учитель. №5.2022.С.34-39.
  9. Мишутина О.В. Тайм-менеджмент будущих учителей в условиях технопарка универсальных педагогических компетенций: воспитательный аспект// Сибирский учитель.№5.2022.С.21-25.
  10. Эльконин Д.Б. Размышления о перестройке советской системы образования // Вопросы образования. №2. 2008. С.6-32.

Комментарии закрыты.