ПОДГОТОВКА К ВПР С МАТЕРИАЛАМИ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ УМК «ВМЕСТЕ!» (TEAM UP) ДЛЯ 2-7 КЛАССОВ
Автор: Анастасия ПОКИДОВА | Рубрика: ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ Вторник 17 октября 2023Всероссийская проверочная работа (ВПР) – первый стандартизированный внешний мониторинг качества образования по английскому языку, с которым сталкиваются наши обучающиеся 7-ых классов. Это важная ступень в подготовке к ГИА-9 и ГИА-11, ведь школьники получают возможность «прожить» устную часть, понять, как работать с программой, проверить свои знания лексико-грамматического материала.
Автор: Покидова Анастасия Дмитриевна, автор рабочих тетрадей и сборников контрольных работ к линии УМК «Вместе» (“Team Up!”) для 2-8 классов, учитель английского языка ВКК, методист МБУ ДПО УМЦ «Коломна», эксперт ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, главный тренер Регионального проекта «Школа профессионального мастерства» по английскому языку в МО, автор сценарных планов Российской электронной школы, cifra-school, ЦОС «Моя школа», тьютор ГК «Издательства «Просвещение»
Действующая модель ВПР по английскому языку остается неизменной с 2019 года (небольшое исключение составляют картинки, которые стали черно-белыми в 2020 году). Все задания направлены на диагностику не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов обучения, заложенных во ФГОС.
Анализируя модель ВПР, можно прийти к выводу, что особый акцент делается именно на проверку уровня сформированности речевой (аудирование, чтение, говорение) и языковой компетенций. В то время как социокультурные знания и компенсаторные умения проверяются опосредованно через всю работу.
Важно отметить и тот факт, что все задания сформулированы в ВПР привычным для обучающихся образом, так, как встречаются в учебниках, входящих в ФПУ: «Прочитайте текст вслух. У вас есть полторы минуты на подготовку и полторы минуты, чтобы прочитать текст вслух.» / «Установите соответствие между текстами A–E и их темами, выбрав тему 1–6 из списка. Используйте каждую тему только один раз. В задании одна тема лишняя».
Задания ВПР по иностранным языкам разделены по уровням сложности следующим образом:
Иными словами, задания базового уровня сложности составляют 73,4% от всей работы. Обучающиеся могут получить за них 22 балла, что уже соответствует оценке «хорошо» (4):
Пришло время погрузиться в наполнение работы и посмотреть, каким образом материал рабочих тетрадей к УМК «Вместе!» (Team Up) поможет педагогу в организации системы работы по подготовке обучающихся к ВПР. В задании по аудированию проверяется сформированность умений понимать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию. За каждый правильный ответ обучающийся получает 1 балл.
Диалог представляет собой беседу в ситуации повседневного общения длительностью звучания текста около 1,5 минут. Сложность состоит в том, что обучающимся необходимо продемонстрировать не только знание лексических единиц, но и умение выполнения синонимичной замены, выделения главной информации, определения дистракторов:
Подготовка к успешному выполнению таких заданий начинается с самых первых уроков английского языка во 2 классе – дети учатся слышать и понимать речь учителя, одноклассников, вербально и невербально реагировать на услышанное. В наших рабочих тетрадях, задания из которых часто выполняются в качестве домашнего задания, представлены различные упражнения, направленные на развитие навыка восприятия текста на слух:
В задании № 2 (чтение текста вслух) проверяются умения осмысленного чтения текста вслух, а также произносительные навыки.
Работа над формированием и развитием произносительных навыков и навыков чтения также начинается со 2 класса:
Задание № 3 проверяет сформированность умений строить тематическое монологическое высказывание с опорой на план и визуальную информацию, а также навыки оперирования лексическими и грамматическими единицами в коммуникативно значимом контексте и произносительные навыки.
Для получения максимального балла за критерий «Решение коммуникативной задачи» («Содержание») обучающиеся должны построить монологическое высказывание из 7 и более развернутых предложений. При получении 0 за указанный критерий все задание оценивается в 0 баллов. В этом задании традиционно обучающиеся теряют баллы на лексико-грамматическом аспекте, а структура монологического высказывания и его логическое оформление не вызывают сложностей у семиклассников.
Работа по развитию навыка описания картинок также начинается с самых первых дней изучения языка. Постепенно усложняя и делая эти описания более распространенными и детальными, мы идем к заветным 8 баллам за задание:
В задании № 4 проверяется сформированность умений понимать основное содержание прочитанного текста.
Тексты для чтения обычно носят познавательный характер и часто связаны с культурой, традициями, историей и географией англоязычных стран и/или России. Важно отметить, что это задание базового уровня сложности, на которое рекомендуется отводить не более 10 минут.
Давайте посмотрим на спектр заданий, предлагаемых рабочими тетрадями для развития указанных навыков чтения:
В заданиях по грамматике и лексике проверяются навыки оперирования изученными грамматическими формами и лексическими единицами в коммуникативно значимом контексте на основе предложенного связного текста.
Работа с грамматикой и лексикой – одна из основополагающих, ведь, не зная их, невозможно распознавать текст на слух и при чтении, коммуникация же совершенно не сможет состояться. Именно поэтому в наших рабочих тетрадях так много внимания уделяется этим аспектам:
Подводя итог, важно отметить, что такая форма, как ВПР – неотъемлемая часть мониторинга планируемых результатов ФГОС и рабочей программы, необходимая всем участникам образовательного процесса: учителям, ученикам и родителям, на всех уровнях образования, включая школьный, муниципальный, региональный и федеральный. Подготовка к ней – планомерный, системный процесс, максимально продуктивно организовать который помогут материалы наших рабочих тетрадей!