ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ВЗРОСЛЫХ УЧАЩИХСЯ
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Вторник 24 октября 2023В статье описывается опыт кафедры Иностранных языков НИУ МЭИ по формированию и развитию профессиональных иноязычных компетенций при обучении английскому языку. Рассматриваются различные аспекты внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам студентов инженерных специальностей в высших учебных заведениях.
Автор: Петрова Ирина Виталиевна
Место работы: НИУ «МЭИ», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Должность: старший преподаватель кафедры иностранных языков НИУ МЭИ
Автор: Слепнева Марина Анатольевна
Место работы: НИУ «МЭИ», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Должность: к.т.н., доцент, заведующий кафедры иностранных языков НИУ МЭИ
Авторы анализируют основные тенденции внедрения ИКТ в классах, возможные проблемы и пути их преодоления, делятся опытом своей работы с использованием учебных пособий издательства Express Publishing из серии Career Paths, которые позволяют повысить внутреннюю мотивацию студентов неязыкового вуза в изучении иностранного языка, создать креативную атмосферу в аудитории, существенно повысить познавательную активность студентов и, как следствие, качество их профессионального общения в иноязычной среде. Рассматриваются различные аспекты обучения иностранному языку с точки зрения развития языковой и профессиональной компетентности ориентированных на будущую конкретную деятельность учащихся.
Преподавание иностранных языков будущим специалистам различных направлений в системе высшего профессионального образования не только имеет свою специфику, но осложняется тем, что уровень владения иностранным языком у студентов первого курса сильно различается. ФГОС требуют от выпускников инженерных специальностей достижения высокого уровня практических языковых навыков в повседневном и профессиональном общении, что подразумевает и использование иностранного языка в научной работе.
Кафедра Иностранных языков НИУ «МЭИ» занимается не только обучением студентов бакалавриата и магистратуры и аспирантов всех направлений подготовки университета, но и проводит занятия с преподавателями университета для дальнейшего развития устных и письменных навыков профессионального общения на иностранном языке — таких как написание статей, отчетов, патентов, проведение онлайн—дискуссий на иностранном языке, выступления на конференциях и т.д. Существует также необходимость, в связи с притоком в российские вузы студентов из дальнего зарубежья, преподавать профессиональные дисциплины в вузе на иностранном языке, к чему кафедра готовит преподавателей естественно-научных и инженерных дисциплин.
Как показывает практика, пути повышения познавательной мотивации, принципы отбора содержания обучения, уровни сложности преподаваемого языкового материала для взрослых учащихся остаются недостаточно изученными и требуют дальнейшего развития.
Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий и технических средств в процесс преподавания иностранных языков предоставляет широкие возможности для его интенсификации, индивидуализации и оптимизации, что приводит к значительной экономии и эффективному использованию аудиторных часов и делает обучение более мобильным и привлекательным для студентов.
Первые шаги по использованию ИКТ и автоматизации учебного процесса при преподавании иностранных языков были предприняты в Национальном исследовательском университете МЭИ еще в 1970-х и 1980-х годах. Передовые для того времени автоматизированные классы CACTUS и “Tutor” позволили повысить эффективность развивающего обучения и начать формировать новую образовательную среду. Учебная нагрузка распределялась более рационально, следовательно, повысился интерес студентов к учебному процессу.
К сожалению, процесс создания таких средств и методов обучения в то время был прерван. Но взрывной рост информационно-коммуникационных технологий в 2000-х годах возобновил обсуждение научно-педагогическим сообществом возможности внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс преподавания иностранного языка в профессиональном контексте в высших учебных заведениях, особенно в технических университетах.
Вынужденный переход к дистанционному обучению в 2020 году обязал университеты перейти от дискуссий и планирования к повседневному обучению с использованием ИКТ. В период дистанционного обучения были созданы обучающие ресурсы с использованием, например, платформы MOODLE, направленные на дальнейшее развитие языковых навыков профессионального общения. Такие курсы в настоящее время используются для самостоятельной работы студентов параллельно с аудиторными занятиями.
Существенно расширяют возможности для интенсификации, индивидуализации и оптимизации процесса преподавания иностранных языков, не только созданные медиаресурсы, но и многочисленные, уже хорошо зарекомендовавшие себя платформы видеоконференцсвязи, помогающие как преподавателям, так и студентам в достижении поставленных целей, они значительно экономят время на приобретение необходимых навыков, делают обучение более мобильным.
Такой подход, сочетающий традиционную аудиторную работу и использование цифровых технологий и сервисов для самостоятельной работы, позволяет наиболее эффективно работать над формированием коммуникативных компетенций студентов в профессиональной среде. Обучающийся самостоятельно выбирает перечень, расписание и порядок выполнения отдельных компонентов, исходя из специфики своего профессионального опыта и потребностей в компетентностях. Таким образом формируются профессионально значимые качества специалиста, направленные на умение получать знания, ставить и решать задачи, вырабатывать критерии выбора наиболее эффективных решений.
В послевузовском образовании преподавателей и специалистов используются те же технологии для обеспечения непрерывного обучения и дальнейшего развития навыков и умений устного и письменного профессионального общения при написании статей, докладов, подготовке презентаций, проведении дискуссий на иностранном языке, выступления с речами на конференциях и т.д. Платформы видеоконференцсвязи и удаленной работы, которые уже освоили преподаватели и студенты, вполне подходят для такой работы, что также экономит аудиторное время.
Национальный исследовательский университет «МЭИ» — ведущий вуз России в области энергетики, электротехники, радиотехники, электроники и информационных технологий включает в себя 12 институтов, в которых ведется преподавание по 25 направлениям подготовки специалистов. Согласно требованиям ФГОС одной из ключевых целей подготовки конкурентоспособного выпускника является развитие у него иноязычной компетентности в выбранной профессиональной деятельности. Для достижения этой цели кафедра Иностранных языков использует подход, состоящий в интеграции в процесс преподавания языка специальной лексики. Такой подход предполагает работу на занятиях не только над языковым материалом, но и по тематике, связанной с профессиональной деятельностью выпускников.
Сегодня и студенты, и специалисты все чаще сталкиваются с необходимостью изучать английский язык т.к. он необходим для профессиональной деятельности. Не случайно еще во второй половине ХХ века возник термин “English for Specific Purposes” (ESP). Но преподаватели английского языка в специальных целях часто сталкиваются с проблемой овладения терминологией будущей профессии обучаемых.
Решить эту проблему помогает серия учебников для учебных заведений профессионального образования «English for specific purposes» издательства Express Publishing: Career Paths, ориентированная на удобство использование пособий преподавателями и студентами, на учет базового уровня владения языком (включают в себя три уровня сложности (A1–B1), на интерес и актуальность материала и проблем для обсуждения, освоение четырех видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения и письма.
Цель серии – умение, по окончании курса, понимать профессиональную терминологию, вести профессионально-ориентированную дискуссию, грамотно писать на английском языке. В разделе «Аудирование» предлагаются диалоги, записанные носителями языка в ситуациях, максимально приближенных к реальным.
Они позволяют учащимся услышать живую речь с различным звуковым сопровождением и фоновыми шумами, что развивает у учащихся умение различать и понимать английскую речь на слух. Серия включает в себя электронное приложение, которое содержит задания на все виды речевой деятельности, тесты, словарь профессиональной лексики, аудио- и видеоматериалы по заданной тематике.
Такие издания серии, как: Science, Nuclear Engineering, Environmental Science, Environmental Engineering, Computing, Computer Engineering, Software Engineering, Information Technologies, Marketing, Business English и другие успешно используются процессе преподавания иностранного языка в профессиональном контексте.
Издания серии “Career Paths” полезны и интересны не только студентам, но и всем профессионалам, которые хотели бы изучать английский язык с учетом специфики своей отрасли. Они обеспечивают и развитие мышления, формирование иноязычных коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы, которые являются важными составляющими профессиональной компетентности специалиста.