«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

К ЮБИЛЕЮ УЧЕНОГО И ПЕДАГОГА ЗИНАИДЫ НИКОЛАЕВНЫ НИКИТЕНКО

Пятница 20 октября 2023

Моя первая встреча с Зинаидой Николаевной состоялась три года назад, 26 августа 2021 года, когда я проводила своё первое заседание кафедры в стенах Института иностранных языков МПГУ. Спустя время Зинаида Николаевна приняла предложение стать заместителем по научно-методической работе.

Автор: Трешина Инга Валерьевна, кандидат педагогических наук
Место работы: ФГБОУ ВО «МПГУ», Институт иностранных языков, кафедра лингводидактики и современных технологий иноязычного образования
Должность: Заведующий кафедрой

Наука не может существовать без учителя, без того, кто бы духовно направлял и наставлял. После ухода научного руководителя, с которым мы работали многие годы, и который формировал моё научное мировоззрение, Зинаида Николаевна отчасти стала для меня таким человеком — наставником, к которому можно обратиться, не боясь, поделиться своими научными размышлениями, который напоминает о том, что находясь в академической среде, важно заниматься наукой и всё время двигаться вперёд.

Зинаиду Николаевну можно отнести к такой категории, как люди эпохи. Это люди, общаясь с которыми мы становимся лучше, растём профессионально, которые невероятно фундаментальны в своих знаниях, мировоззрении, и являются Профессионалами с большой буквы. Зинаида Николаевна глубокий, поистине духовно богатый, мудрый, иногда бескомпромиссный, но дипломатичный человек. При всей своей педантичности и сдержанности, Зинаида Николаевна бывает ранима, эмоциональна и всегда очень женственна, и эта женственность проявляется во всём. Все эти качества, безусловно, достойны восхищения.
Очень хочется пожелать, чтобы с наступлением зрелости и мудрости, богатого жизненного опыта, Вы не переставали интересоваться новым, заниматься любым делом, любить и дружить, и пусть в Ваших глазах всегда горит огонёк жизнелюбия!

С праздником, Зинаида Николаевна! Поздравляю Вас с юбилеем!


Хранить верность – это достоинство, познать верность — это честь

Писать статью о человеке, с которым тебя связывают многие годы, и легко и, одновременно, сложно. Легко, так как хорошо знаешь его, можешь раскрыть все его достоинства, рассказать о его жизни много интересного и даже неизвестного другим. Мучительно трудно, потому что десятилетия общения с этим человеком бывают настолько богаты совместно пережитыми событиями, что выбор отдельных из них для размещения в одной статье становится весьма сложной задачей.

Автор: Гальскова Наталья Дмитриевна,
доктор педагогических наук, профессор

Хранить верность – это достоинство,
познать верность — это честь.
Мария фон Эбнер-Эшенба

Это относится и к нашим с Зинаидой Николаевной многолетним отношениям, которые начались, страшно сказать, в прошлом веке, в далеком 1987 году, и продолжаются по настоящее время.

В тот год мы впервые встретились в лаборатории обучения иностранным языкам Научно-исследовательского института школ Министерства просвещения РФ по адресу Крутицкий вал 24. Сегодня, по истечению стольких лет, когда я вспоминая нашу первую встречу, я думаю, что она была не случайностью. Это было провидение, милость свыше, подарившая мне счастье узнать умного и достойного человека, рядом с которым я ощущаю себя уверенной и сильной даже в сложных ситуациях. А тогда, в далекие 80-ые, это было особенно важно.

Дело в том, что для Зинаиды Николаевны, чья методическая «юность» прошла в аспирантуре Московского педагогического института им. В.И. Ленина, и для меня, завершившую первую ступень своего научно-профессионального становления в институте иностранных языков им. М. Тореза, НИИ школ, о котором, кстати, мы до сих пор вспоминаем тепло и с благодарностью, неожиданно и почти одновременно стал для нас новым местом работы. Мы были новичками в сложившемся уже коллективе и чувствовали себя достаточно неуверенно. Однако основная проблема состояла в другом. Новыми для нас оказались не только институтские стены и люди, находящиеся в них, но и поставленная министерством перед НИИ сложная задача: подготовить и провести в течение трех лет широкомасштабный российский эксперимент по раннему обучению иностранным языкам (в дошкольных учреждениях и начальной школе). Этот эксперимент был ответом на возникшие в 80-ые годы в обществе большие ожидания и горячие споры о дальнейших перспективах преподавания иностранных языков в школе, которые в то время увязывались преимущественно с ранним обучением иностранным языкам. Именно поэтому впервые в России (с уверенностью можно сказать, впервые и в мире) была предпринята попытка   массового обучения языкам   4-х летних детей — в детских садах и 6-летних учащихся начальных классов. Но для этого необходимо было многое сделать впервые: создать принципиально новые учебно-методические комплекты, разработать программу преемственности «детский сад — начальная школа», подготовить для экспериментальных образовательных организаций в различных регионах республики учителей и воспитателей со знанием иностранного языка, создать программу методического эксперимента и собрать со всей страны ведущих педагогов, психологов, методистов для ее реализации, и др. Конечно, это требовало от каждого сотрудника лаборатории напряженного когнитивного и творческого поиска, большой организационной работы. Кроме того, к сожалению, даже в профессиональном сообществе были те, кто сомневался в успехе эксперимента и не верил в наши возможности. Поэтому мы вынуждены были находить исключительно убедительные аргументы и непротиворечивые доказательства эффективности получаемых нами в эксперименте продуктов и новых знаний. В таких сложных условиях проходило «взросление» Зинаиды Николаевны и как педагога, и как ученого, и как автора учебников английского языка для начальной школы, и как создателя и пропагандиста новых методических идей в области обучения иностранным языкам младшего школьника, многие из которых, кстати, положены в основу современной концепции раннего обучения иностранным языкам. Не умаляя всех удивительных качеств, проявленных Зинаидой Николаевной в тот непростой для нее период  жизни и отличающих ее по сей день (ум, ответственность, неординарность мышления, высокая организованность и др.), остановлюсь лишь на отдельных из них, — на тех, которые особенно поразили меня тогда и не перестают удивлять сегодня.

В первую очередь, мне хотелось бы назвать такое ее качество, как ВЕРНОСТЬ. Верность своим истокам. Верность своей семье. Верность своим учителям. Верность своим соавторам. Верность своим идеям. Верность начальной школе. Верность методике обучения иностранным языкам. Верность методической школе МПГУ. Одним словом, ВЕРНОСТЬ – это имя Зинаиды Николаевны, это ее достоинство. Оно сопровождается большим чувством благодарности, которую она при всяком удобном случае высказывает в адрес своих родителей, своей научной альма-матер и своего научного руководителя профессора Галины Владимировны Роговой, соратников по раннему обучения иностранным языкам, коллег по работе на кафедре МПГУ. Мы знаем, что верность и способность быть благодарной относятся к исключительным личностным качествам человека, которые, вне всяких сомнений, достойны уважения, и Зинаида Николаевна обладает ими сполна.

Осмелюсь заметить, что за многие годы общения и сотрудничества с Зинаидой Николаевной я имела честь убедиться в ее верности также и по отношению ко мне. Во многих проблемных ситуациях, которых, конечно, было немало, она не отказывала мне в мудром совете и помощи, нередко добровольно брала на себя часть груза трудно решаемых вопросов, а, самое главное, никогда не предавала меня, ни в большом, ни в малом, ни в профессии, ни в повседневной жизни. Во всяком случае, того, что могло бы опровергнуть это утверждение или сколько-нибудь усомниться в нем, в своей памяти я не могу обнаружить. Этим как раз и объясняется выбор эпиграфа к данному тексту: верность – это сила Зинаиды Николаевны, а для меня — большая честь испытать на себе действие этой силы.

Хотелось бы отметить также уважительное отношение Зинаиды Николаевны к традициям и  невероятное ее стремление к познанию нового. На мой взгляд, именно эти качества позволили ей из недавней аспирантки стать ведущим специалистом в области раннего обучения иностранным языкам, — в области, которая была еще в 80-ые годы ей мало известна (если вообще была известна), но в которой сегодня она является не только одним из ведущих авторов известных и продуктивных учебников английского языка, но и авторитетным создателем уникальной теории обучения иностранным языкам в начальной школе, которая создана для реальной практики обучения и подкреплена ею.

Зинаиде Николаевне доставляет удовольствие общаться с умными людьми, открывать для себя в общении с ними новые горизонты своей профессии, сверять свои представления об интересующей ее проблеме с мыслями других, горстями и с благодарностью черпать из этого общения силу и уверенность в своей позиции, подтверждая свое решение заслуживающими доверия мнениями. Обоснованная ею и защищенная в формате докторской диссертации методическая система обучения иностранным языкам в начальной школе развивает когнитивный и практический опыт, накопленный, прежде всего, в отечественной науке, и одновременно демонстрирует перспективный, гуманистический и личностно-разивающий взгляд на процесс приобщения детей к новому для них неродному языку. Поставив в центр этой системы, наряду с речевым и личностным развитием младшего школьника, духовность и нравственность, Зинаида Николаевна сама стремится в своей жизни следовать нравственным заветам и не нарушать их. Я была и остаюсь свидетелем ее многолетней напряженной работы над своим «я»: не ломая себя, она тем не менее стремится усовершенствовать свою душу и, следовательно, свою жизнь, сверяя свои помыслы и поступки с основными заповедями христианской жизни. Это, как известно, тоже требует мужества и большой силы воли, которыми, к счастью, в избытке наделена Зинаида Николаевна. При этом за ее женственностью и скромным поведением скрывается твердый характер и целеустремленность. Она умеет собраться в критической, а нередко, и драматической ситуации, не жаловаться, а искать из нее выход. Невольные наблюдения за ней в подобных жизненных обстоятельствах не раз заставляли меня задуматься о собственной слабости и своем несовершенстве.

время прогулки по Пятигорску
(12 мая 2018 г.)

В заключение хочу пояснить следующее: в моих словах, обращенных к Зинаиде Николаевне, много личного и мало о ее доблестях в профессии. Думаю, что ее профессиональную биографию достойно представят ее коллеги. Хотя и здесь мне есть о чем сказать, ведь мы многое делали вместе: работали в МГЛУ, писали книги и статьи, создавали программы для школы и вуза, проводили совместные исследования и представляли их результаты в совместных докладах на научно-методических конференциях. Мы и сейчас много спорим, но на пути к истине стремимся найти компромиссы и радуемся, когда получаем интересные результаты. И в этом, конечно, заслуга Зинаиды Николаевны: она никогда не осуждает, а стремится понять и принять.

Не знаю, что сказала бы Зинаида Николаевна обо мне, оценивая процесс нашего совместного творчества, но я скажу, что мне с ней всегда спокойно и интересно. Постоянно на мою очередную эмоциональную реакцию, которой я, как правило, сопровождаю свое сомнение в будущем успехе, она отвечает непродолжительным молчанием, после которого я слышу твердое: «Не волнуйся, мы это сделаем», и предлагает конкретный алгоритм решения проблемы, которая в итоге, если и не исчезает сразу, но приобретает явные черты своего разрешения. Поэтому в юбилейные дни я обращаюсь к Зинаиде Николаевне не только как к моей сподвижнице по профессии, но и, осмелюсь думать, как к подруге по жизни с пожеланиями долгих лет плодотворного творчества, талантливых учеников, добрых друзей, ярких желаний и много-много сил для их исполнения!


Автор: Коряковцева Наталья Федоровна,
Доктор педагогических наук, профессор
Место работы: кафедра лингводидактики Института иностранных языков имени Мориса Тореза ФГБОУ ВО «Московский государственный Лингвистический университет»

С Зинаидой Николаевной Никитенко я близко познакомилась в период ее работы на кафедре лингводидактики ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет». Особой страницей нашего сотрудничества, научного и личного, стало участие в проекте «Европейский языковой портфель для России». В нашей общей творческой команде – И.И. Халеева, Н.Д. Гальскова, К.М. Ирисханова – Зинаида Николаевна подготовила совместно с Н.Д. Гальсковой яркий, красочный «детский», как мы его неформально называли, языковой портфель, который сочетал в себе инновационные научно-методические требования к этому учебному пособию и особенную привлекательность для детской аудитории (7 – 10 лет). Как и в учебниках по английскому языку для начальной школы, в «детском» языковом портфеле, научных публикациях, докторском исследовании, Зинаиды Николаевны заложена направленность на развитие личности ребенка, воспитания духовности, реализацию его творческого потенциала, средствами изучаемого иностранного языка.  Зинаида Николаевна развивает и отстаивает эту позицию во всем своем научно-методическом  творчестве, сохраняя верность истинно российским гуманистическим традициям.


Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ
Место работы: Новосибирский институт повышения квалификации переподготовки работников образования, кафедра иноязычного образования
Должность: заведующий кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО

Никитенко Зинаида Николаевна, профессор кафедры лингводидактики и современных технологий иноязычного образования МПГУ, доктор педагогических наук, лауреат Премии правительства в области образования, — личность неординарная, известная в России и во многих уголках нашей огромной страны как человек, преданный педагогической науке, делу продвижения инновационных практик культуротворческой направленности и высокой духовно-нравственной составляющей.

Профессор З.Н. Никитенко, автор фундаментальных трудов, основатель научного направления «Личностно-развивающее иноязычное образование в школе и вузе» – высокопрофессиональный преподаватель высшей школы, являющийся педагогом-наставником для многих молодых в деятельности по воспитанию высокой гражданской позиции студентов и коллег.

Ее собственная гражданская позиция находит яркое отражение в учебно-методических пособиях для студентов-будущих преподавателей иностранного языка, а также в содержании и технологиях, представленных в учебных комплексах для начальной школы, в пособиях и книгах для чтения в качестве дополнительного образования дошкольников в целях формирования поликультурной картины мира в стране, где проживают разные народы  и национальности.

Зинаида Николаевна Никитенко – щедрый преподаватель и коллега, который способен в любую минуту оказать методическую помощь и поддержку. Коллеги кафедры иноязычного образования нашего института всемерно благодарны за ценные советы, получаемые от одного из самых известных в стране ученых-методистов.

Разработанная профессором З.Н.Никитенко научно-методическая, учебная, учебно-методическая литература в своей базе системно продвигает непреходящие идеи и идеалы отечественного развивающего и воспитывающего обучения на уроках иностранного языка, что и продолжает привлекать современных школьников и их учителей.

Поздравляя Зинаиду Николаевну с днем рождения, хочу от всего сердца и души поблагодарить моего друга, мою коллегу за дружбу, за сердечность, за взаимопонимание и поддержку все эти годы. Зная Зинаиду Николаевну с 2006 года лично, удивляюсь и восхищаюсь ее талантом и добротой, чуткостью и деликатностью в отношении людей – коллег, друзей, соратников, ее учеников, ее родных и близких, ее познанием мира людей!


Автор: Фоменко Татьяна Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков МПГУ

Зинаида Николаевна Никитенко, доктор педагогических наук, профессор, один из ведущих специалистов в области начального иноязычного образования.

Зинаида Николаевна начинала свою научно-методическую деятельность на кафедре методики обучения иностранных языков МПГУ сначала в качестве аспирантки, а после защиты кандидатской диссертации в качестве преподавателя методики преподавания иностранных языков на факультете иностранных языков. Важную роль в становлении Зинаиды Николаевны как ученого сыграла научная школа кафедры, возглавляемая блестящим методистом, профессором Роговой Галиной Владимировной, одним из основателей московской методической школы. Галина Владимировна была и остается любимым учителем Зинаиды Николаевы. Некоторые идеи Роговой Г.В. по-прежнему актуальны и нашли отражение в учебниках Зинаиды Николаевны по методике преподавания иностранного языка в начальной школе и в учебниках по английскому языку для начальной школы.

Я познакомилась с Зинаидой Николаевной в 1991 году, когда пришла работать на кафедру. Но это было поверхностное знакомство, т. к. мы работали на разных отделениях и почти не встречались. Вскоре Зинаида Николаевна перешла в НИИ школ РСФСР, где приняла самое активное участие в разработке и проведении широкомасштабного эксперимента по внедрению иностранного языка в начальную школу. А затем продолжила свою педагогическую деятельность в МГЛУ. В этот период мы встречались на научных конференциях, на семинарах, посвященных Европейскому языковому портфелю, на заседаниях нашего диссертационного совета.

В начале двухтысячных годов кафедре методики преподавания иностранных языков МПГУ было поручено готовить учителей иностранного языка для начальной школы. Стало понятно, что нам очень нужен специалист в области начального иноязычного образования. Я, как заведующая кафедрой, предложила Зинаиде Николаевне поработать на нашей кафедре. К моей большой радости, Зинаида Николаевна согласилась, тем более что она работала над докторской диссертацией и получила возможность апробировать свою методику на факультете начальных классов.

В жизни Зинаиды Николаевны были нелегкие времена. Но человек целеустремленный, трудолюбивый, с большой силой воли она преодолела все трудности и блестяще защитила докторскую диссертацию.

Сегодня Зинаида Николаевна — ведущий профессор кафедры, блестящий педагог-лектор. Лекции и семинарские занятия Никитенко З.Н. отличаются высоким профессионализмом, новизной излагаемого материала, оригинальностью его подачи, пользуются популярностью у студентов и школьных учителей. Человек высоконравственный, порядочный, ответственный, Зинаида Николаевна старается привить эти качества своим ученикам.

Для своих аспирантов Зинаида Николаевна не только учитель, но и друг. Многим она помогала в жизни, многих поддерживала. А для коллег Никитенко З.Н. — компетентный специалист, доброжелательный и отзывчивый, с которым можно обсудить научную проблему, посоветоваться.

Никитенко З.Н. человек неравнодушный, преданный своей профессии. Она последовательно отстаивает ценности отечественного гуманитарного образования.

Несмотря на то, что Зинаида Николаевна много работает, она находит время для семьи. Она заботливая мама и бабушка. С любовью и энтузиазмом занимается образованием внука.

Я с большой теплотой вспоминаю то время, когда мы вместе работали на кафедре, обсуждали жизненные и научные проблемы.

Дорогая Зинаида Николаевна! С юбилеем Вас! Желаю крепкого здоровья, благополучия, вдохновения и оптимизма, новых интересных идей!


Автор: Чернышов Сергей Викторович, кандидат педагогических наук, доцент
Место работы: ФГБОУ ВО «МПГУ», Институт иностранных языков, кафедра лингводидактики и современных технологий иноязычного образования

Моя первая встреча с Зинаидой Николаевной Никитенко, которая произошла несколько лет назад, осталась в моей памяти как незабываемое событие. Мы увиделись на защите одной кандидатской диссертации, по которой Зинаида Николаевна выступала оппонентом. С первых же минут знакомства и общения Зинаида Николаевна произвела на меня искреннее впечатление своей доброжелательностью и открытостью. Она с увлечением рассказывала о своих исследованиях, легко переключаясь с одной темы на другую, подстрекая мое любопытство. Я был восхищен широтой ее знаний и умением изложить сложные вещи простым и понятным языком.

Но то, что больше всего меня поразило, это ее глубокое понимание и проникновение в суть методических вопросов. Во время разговора она не только отвечала на мои вопросы, но и сама затрагивала ключевые проблемы методики обучения иностранным языкам, которые в то время я только начинал осознавать. Зинаида Николаевна была очень деликатна и внимательна, задавая мне вопросы и интересуясь моим мнением. Что особенно примечательно, она видела во мне не только начинающего ученого, но и соперника по интеллектуальному диалогу. Такое взаимодействие с человеком, который имел такое влияние на науку, было для меня необычайно важным и вдохновляющим.

Эта встреча длилась всего несколько минут, но оказала существенное влияние на всю мою жизнь. Она вызвала во мне желание глубже погрузиться в мир науки и сделала понятным, что даже самые сложные вопросы имеют свои ответы.

Я счастлив, что имею возможность работать вместе с Зинаидой Николаевной Никитенко на кафедре лингводидактики и современных технологий иноязычного образования МПГУ и писать докторскую диссертацию под ее чутким консультированием.

Я безмерно благодарен Зинаиде Николаевне за то, что она продолжает делиться со мной своими знаниями и опытом, и я надеюсь, что в будущем смогу стать таким же вдохновляющим наставником для других.


Учитель, исследователь, ученый.
К юбилею замечательного педагога Зинаиды Николаевны Никитенко

Автор: Чернышова Марина Викторовна, кандидат педагогических наук
Место работы: ФГБОУ ВО «МПГУ», Институт иностранных языков, кафедра лингводидактики и современных технологий иноязычного образования
Должность: доцент

Настоящий ученый отличается истинной преданностью своему делу, постоянным творческим поиском, требовательностью к себе и окружающим, неустанным стремлением к совершенствованию своего мастерства. Все эти качества в полной мере присущи Зинаиде Николаевне Никитенко – педагогу-исследователю, новатору в области российского иноязычного образования, наставнику не одного поколения учителей иностранных языков.

Моя первая встреча с профессором З.Н. Никитенко произошла в далекие девяностые, в моей родной alma-mater, в Московском государственном лингвистическом университете. Дисциплина «Раннее обучение английскому языку», которую преподавала Зинаида Николаевна, стала для меня судьбоносной, поскольку именно тогда я твердо решила, что стану преподавателем иностранных языков.

На лекциях и семинарах Зинаиды Николаевны чувствовалась особая творческая атмосфера, когда напряжение в связи с активным поиском решения проблемных задач сочеталось с обстановкой психологического комфорта, который она, как никто другой, мастерски создавала на наших занятиях. Она покоряла своей искренностью и добротой по отношению к нам, студентам, и в то же время побуждала нас взглянуть на мир глазами маленького ребенка – глубже понять его внутренний мир и чистую наивную душу. Мы сразу осознали, что подход к овладению иностранным языком в раннем возрасте, предложенный нашим преподавателем, в корне отличался от привычных нам методов и приемов. Методика Зинаиды Николаевны обеспечивала овладение английским языком дошкольниками и младшими школьниками на основе их подлинной заинтересованности и увлеченности этим предметом.

На занятиях Зинаиды Николаевны не было шаблонных заданий и утомительного заучивания теоретического материала. Методические задачи, которые должны были решать студенты, были направлены на творческую деятельность – создание собственных комплексов упражнений для учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста, включающих игровые элементы.

Будучи выпускниками советской школы, мы не привыкли к активному применению игр в образовательном процессе. Игры ассоциировались больше с досугом, приятным времяпрепровождением, нежели чем с учебной деятельностью. Однако игра как главное психологическое условие развития иноязычной самостоятельной речи у детей 6-8 лет в исследованиях Зинаиды Николаевны является не просто элементом занимательности, призванным привлечь внимание маленьких учеников, а используется для того, чтобы предложить учащимся речемыслительные задачи в игровой форме, содержащие мотив и цель речевого действия.

Стоит отметить, что профессор З.Н. Никитенко всегда утверждала, что ключевую роль для учащегося играет не процесс обучения иностранному языку, направленный на формирование и развитие языковых навыков и речевых умений, а становление личности ребенка, осуществляемое средствами учебного предмета «Иностранный язык». Поэтому огромное значение в проблеме разработки будущими педагогами занимательных речемыслительных задач придавалось их воспитательному потенциалу.

Вспоминаю, как создавая проблемные истории, вызывающие мотив у маленьких учеников к порождению собственных высказываний, мы (студенты) обращались к чувствам наших будущих учащихся, призывая их совершить добрые поступки – накормить голодных зверей, помочь герою сказки победить злого волшебника. Таким образом должно было произойти осознание детьми необходимости применения изучаемого языкового материала для передачи того или иного коммуникативного намерения на иностранном языке и одновременно с этим возникнуть желание сделать добро и принести пользу окружающим.

Занятия с Зинаидой Николаевной явились для нас примером гуманизма по отношению к ребенку, глубокого понимания его потребностей, необходимости воспитания личности неравнодушного человека, способного к состраданию и сопереживанию другим людям. Ее мудрое наставничество, энтузиазм, эмпатия воодушевили меня на написание дипломной работы под ее руководством, а спустя более десяти лет после окончания МГЛУ диссертации кандидата педагогических наук.

Так случилось, что двадцать лет спустя судьба вновь свела нас, когда после защиты диссертации меня пригласили на кафедру методики преподавания иностранных языков Московского педагогического государственного университета. Теперь мы стали коллегами, и, таким образом, предоставилась возможность работать вместе с Зинаидой Николаевной и одновременно снова учиться у нее. Так, Зинаида Николаевна читала лекции к курсам «Методика обучения иностранному языку», «Языковой портфель учащегося»; я проводила семинарские занятия по этим дисциплинам.

Став доцентом кафедры методики преподавания иностранных языков МПГУ, я поняла, как много изменений произошло в сфере высшего педагогического образования за двадцать лет – появилось множество новых дисциплин методического цикла, изменился подход к методической подготовке будущих учителей, в основу которой легла интеграция лингвистических, психологических и педагогических знаний и которая стала рассматриваться с позиции усиления межпредметных связей.

Четко прослеживался интегративный подход к методической подготовке будущих учителей иностранных языков в конспектах лекций и планах семинарских занятий Зинаиды Николаевны. Задания для практических занятий отличались разнообразием, синтезом сведений из различных областей научных знаний и носили творческий характер. Они включали изучение понятий из области языкознания, педагогики и психологии, всевозможные аспекты анализа УМК для общеобразовательных школ, проектные задания, посвященные рассмотрению деятельности выдающихся ученых, чьи исследования внесли неоценимый вклад в методику преподавания иностранных языков.

Стоит подчеркнуть, что по прошествии двадцати с лишним лет профессор З.Н. Никитенко осталась верна своим прежним педагогическим идеалам. Красной нитью в проблеме методической подготовки будущего учителя иностранных языков проходит идея главенствующей роли личности учителя, способного прежде всего к формированию у учащихся духовно-нравственных ориентиров: ценностей семьи, уважения к старшим, добра и любви к окружающему миру и только после этого формирования и развития практических навыков и умений, необходимых для овладения иностранным языком.

В выступлении Зинаиды Николаевны на пленарном заседании международной практической конференции «Лингвистика и образование», посвященной 150-летию МПГУ, на тему: «Методическая подготовка будущего учителя иностранных языков: компетенции или личность учителя профессионала?» рассматривались проблемы современного высшего педагогического образования в целом и вопросы методической подготовки будущих учителей иностранных языков, в частности.

Речь профессора З.Н. Никитенко отличалась глубиной мысли и отражала правдивую ситуацию современного высшего образования в педагогическом университете. Зинаида Николаевна с присущей ей искренностью и смелостью утверждала, что понятие профессиональной компетенции как способности преподавателя к осуществлению профессиональной деятельности и включающей знания из наук, значимых для профессии педагога, носит прежде всего прагматический характер, что не является достаточным для подготовки настоящего учителя, основная миссия которого заключается в воздействии на умы и души своих воспитанников, в осуществлении помощи каждому ученику в вопросе раскрытия и развития его способностей и талантов.

Не удивительно, что речь Зинаиды Николаевны слушали, затаив дыхание, что она вызвала эмоциональный отклик у всех, кто находился в актовом зале МПГУ, где проходило пленарное заседание, поскольку, являясь Учителем с большой буквы, ученым-исследователем, глубоко преданным делу всей своей жизни, Зинаида Николаевна обладает способностью привлечь внимание к животрепещущим проблемам системы современного образования, привести весомые аргументы для убеждения в необходимости давно назревших изменений в сфере образования.

Сердечно поздравляю Вас, дорогая Зинаида Николаевна, с юбилеем и от всей души хочу пожелать Вам крепкого здоровья, энергии и вдохновения для дальнейших научных исследований. Позвольте завершить свое поздравление небольшим стихотворным посвящением в честь Вашего юбилея!

За встречу нашу я безмерно благодарна
Создателю, и не забыть былые времена!
Да, методист, Вы, несомненно, легендарный,
Трудами Вашими навек покорена.
Своими мастерством и знанием
В науку вклад огромный Вы внесли,
И, увлекая добротой и обаянием,
Методику освоить помогли.
Везде: на лекциях и конференциях
Вы мастерства пример, специалист большой!
И с Вашей безупречной компетенцией
Вы личность с изумительной душой!

С искренней благодарностью и глубоким уважением, Марина Чернышова.


Автор: Примак Мария Александровна
Место работы: ФГБОУ ВО «МПГУ», Институт иностранных языков, кафедра лингводидактики и современных технологий иноязычного образования
Должность: Ассистент

Поздравляю своего дорогого преподавателя и наставника,  Никитенко Зинаиду Николаевну, профессора кафедры лингводидактики и современных технологий иноязычного образования МПГУ с юбилеем!

Часто ли мы встречаем людей, которые оказывают на нас большое влияние, вдохновляют своими достижениями, помогают развиваться и расти как личности? Мне повезло в жизни встретить такого человека, который изменил мое представление о профессии педагога и позволил увидеть новые горизонты в области образования.

Зинаида Николаевна – преподаватель, заслуживающий особого восхищения и признания, встреча с которым является настоящим богатством для студентов. Выдающийся ученый, замечательный человек, обладающий не просто невероятным размахом знаний и обширным кругозором, но и умеющий преподносить информацию доступно, объяснять методические явления просто, переводя сложные концепции на понятный язык. Преподаватель, умеющий говорить словами, которые проникают прямо в сердце.

Более 35 лет своей жизни Зинаида Николаевна посвятила обоснованию теории начального иноязычного образования и раннего иноязычного образования в России. Исследованию, определяющему не только методическую составляющую обучения иностранным языкам, но и смысловую базу, истинные нравственные ценности. Зинаида Николаевна, работая в лаборатории обучения ИЯ НИИ школ Министерства просвещения РФ, участвовала в проведении широкомасштабного эксперимента по раннему обучению иностранному языку, в ходе которого впервые успешно был реализован коммуникативный подход к раннему школьному обучению и разработана первая Программа по иностранным языкам для начальной школы. Именно благодаря усилиям коллектива лаборатории предмет «Иностранный язык» был включен в программу начальной школы в качестве обязательного предмета, подарив возможность детям нашей страны расширить их кругозор знаниями о языке и традициях других стран, тем самым лучше понять свою культурную идентичность. Более 140 печатных работ, посвященных обоснованию научной школы “Личностно-развивающее начальное иноязычное образование” в значительной степени помогают педагогам понять особенности данного этапа, специфику предмета “Иностранный язык” в начальной школе, способствуют совершенствованию методов обучения и воспитания учащихся младших классов. Достижения Зинаиды Николаевны и ее авторитет были отмечены на самом высоком уровне – она является лауреатом Премии правительства в области образования, награждена ведомственной наградой Министерства просвещения России, является победителем научных конкурсов. Созданный ею уникальный учебник “Иностранный язык в начальной школе: теория и практика” не только используется всеми ведущими педагогическими вузами страны, но и признан лучшим учебником для вузовского иноязычного образования, что еще раз подчеркивает весомый вклад в развитие методики преподавания иностранных языков.

В своих работах Зинаида Николаевна неизменно акцентирует большое внимание на аксиологической составляющей образования, формировании методического мышления педагога, его профессионального мировоззрения. Находясь рядом, невозможно не прочувствовать ее преданность профессии, огромное желание привнести любовь и духовность в педагогическую деятельность, сместить акценты с прагматической составляющей на образовательную, вернуть в учебную деятельность наши традиционные ценности. Ее вклад в образование и развитие многих поколений студентов является поистине впечатляющим. Нужно ли говорить, что я испытываю особенную гордость, что являюсь ее ученицей. Зинаида Николаевна ввела меня в мир образования, научила гордиться профессией и ценить методическое богатство нашей страны. Всегда внимательная, уверенная, излучающая тепло, она не только щедро делится своими профессиональными секретами и умениями, но и активно поддерживает своих учеников в сложных ситуациях, вдохновляя на новые свершения.

Дорогая Зинаида Николаевна, низко кланяюсь за Ваше внимание и заботу, советы, веру и крылья, которые Вы дарите всем своим ученикам! Примите мои искренние поздравления с Днем рождения! Желаю Вам здоровья на долгие годы, счастья во всех его проявлениях. Пусть ваше научное путешествие продолжается, наполняя вас вдохновением и радостью!

С уважением и любовью, Мария Примак.


Автор: Гаварева Полина Андреевна
Место работы: АО «Издательство «Просвещение», Центр лингвистического образования
Должность: Руководитель проектов, редактор изданий по китайскому языку;
студентка 2 курса магистратуры МПГУ ИИЯ, кафедра лингводидактики и современных технологий иноязычного образования

В день юбилея Зинаиды Николаевны хочу поделиться своей историей знакомства и выразить искренние слова благодарности и поздравления!

О том, что МПГУ и, в особенности, институт иностранных языков, славится своими именами, я знала давно и по рассказам коллег, и по научным работам, и по встречам на конференциях. Однако я не надеялась увидеть все эти имена в расписании первого-второго семестров магистратуры по направлению «Стратегии и технологии иноязычного образования (на английском языке)», это было действительно большое и приятное удивление.

Зинаида Николаевна вела у нашей группы курс «Методология исследовательской деятельности» и сразу произвела на нас неизгладимое впечатление. Яркая, внимательная, с глубоким знанием методики и большим стремлением этими знаниями поделиться. Три часа первых занятий, на которых мы подробно разбирали структуру научного аппарата магистерской диссертации, пролетели незаметно и включили нас, студентов, в научную дискуссию. Заданиями по курсу были анализ научного аппарата и разработка введения своей работы.

Позднее, когда мы встретились на экзамене, Зинаида Николаевна обсудила эти работы с каждым студентом, предложила ёмкие темы диссертаций, посоветовала источники. На занятиях с Татьяной Сергеевной Ткаченко мы говорили о концепции и принципах развивающего иноязычного образования, разработанных Зинаидой Николаевной, готовили интересные задания для младших школьников на их основе.

Работая в издательстве «Просвещение», я познакомилась с учебниками и учебными пособиями, объединёнными авторской концепцией Зинаиды Николаевны. Эти учебные пособия имели большую популярность среди учителей английского языка в младших классах, а многими используются и сегодня в качестве дополнения к учебным курсам.

В заключение присоединяюсь к словам поздравления! Зинаида Николаевна, поздравляю Вас с юбилеем!

Новых творческих и научных достижений, прилежных студентов и большого счастья!

С большим уважением и благодарностью, студентка 2 курса магистратуры МПГУ ИИЯ, кафедра лингводидактики и современных технологий иноязычного образования

Комментарии закрыты.