«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

КАК СДЕЛАТЬ ЗАНЯТИЕ ПО СТРАНОВЕДЕНИЮ ИНТЕРЕСНЫМ?

Вторник 14 ноября 2023

Какие обычно возникают ассоциации, когда мы слышим слово «страноведение»? История, может быть, культура. А с чем ассоциируется обычно история у студентов? Со скукой: много дат и имен, которые нужно зазубривать. Как итог, большая часть студентов историю либо просто не знают, а зачастую откровенно ненавидят. А тем временем это крайне увлекательная и интересная дисциплина, нужно лишь правильно ее подать.

Автор: Мартынов Владимир Сергеевич
Место работы: ФГБОУ ВО Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»
Должность: Доцент кафедры иностранных языков, доцент, кандидат филол.наук

Собственно, об этом и пойдет речь в данной статье.

Для начала давайте разберемся с самим термином «страноведение». Не секрет, что уже с 1960-х годов все мировые специалисты в области лингводидактики (как отечественные, так и зарубежные) говорят о невозможности изучения иностранного языка в отрыве от изучения соответствующей лингвокультуры. В зависимости от целей и задач при изучении иностранного языка, мы так или иначе будем сталкиваться с его лингвокультурой. Это могут быть отдельные темы, интегрированные в учебное пособие (начиная с набивших всем оскомину «London», «Great Britain» и т.д., которые мы как правило изучаем еще в школе, и вплоть до еды, традиций, литературы или кино). Также это может быть отдельный курс страноведения, включенный в учебную программу. И вот тут начинается самое интересное: на сегодняшний день не существует единого понимания и единого подхода к наполнению данного курса. По сути, в каждом учебном заведении, где ведется подготовка студентов по направлениям, включающим в себя дисциплину страноведение, этот курс является авторским, и его наполнение зависит исключительно от ведущего преподавателя.

Традиционно в рамках курса страноведения принято рассказывать студентам об истории страны изучаемого языка. Если позволяют выделенные на курс часы, то он дополняется такими темами как политика и культура. Но, повторюсь, костяк курса как правило составляет блок занятий, посвященных истории.

И тут преподаватель обычно сталкивается с большой проблемой: отсутствие какого-либо интереса у студентов к истории как к предмету и, как следствие, полное нежелание что-либо изучать.

И вот тут уже всё зависит от преподавателя, ведущего данную дисциплину: как заинтересовать своим курсом тех, кто изначально не хочет его слушать? А ведь страноведение играет очень важную роль не только при изучении иностранного языка, помогая лучше понять те или иные лингвокультурологические реалии, но и при подготовке будущих специалистов в области перевода и переводоведения, а также преподавания иностранных языков. Особенно актуальной страноведческая информация является в наши дни. Она должна помочь молодому поколению лучше понять глобальные мировые процессы, происходящие сегодня, помочь увидеть их первопричины.

Преподавая на протяжении 18 лет в НИУ «Московский энергетический институт» на кафедре иностранных языков, в Центре дополнительного лингвистического образования, а так же на кафедре Рекламы, связей с общественностью и лингвистики, я разрабатывал и читал курс страноведения для разных категорий студентов (дополнительное профессиональное образование и основное профессиональное образование, а так же курс «География туризма» для студентов направления 42.03.01 Реклама и связи с общественностью). При этом речь идет о курсах страноведения как первого иностранного языка (английский), так и второго (немецкий). Кроме того, в период с 2006 по 2009 года я преподавал на Факультете иностранных языков и культур МГУ им. М.В. Ломоносова, где помимо прочего так же вел курс «Мир второго иностранного языка». Всё это наряду с многочисленными дискуссиями в рамках различных научных конференций позволило накопить богатый опыт в сфере преподавания страноведения и применить его на практике.

По моему глубокому убеждению курс страноведения должен быть составной частью условного макрокурса, включающего в себя историю России (которую изучают студенты всех направлений на первом курсе), а также страноведение первого и (если есть) второго иностранного языка. Данный курс должен иметь четко выраженную преемственность, позволяющую изучать глобальные мировые исторические процессы во взаимосвязи, а не по отдельности. Только это облегчит восприятие информации и позволит сформировать у обучающихся целостную картину мира. Об этом мы с коллегами из НИУ МЭИ уже неоднократно писали в своих работах.

Но вернемся к сегодняшней реальности. Что может сделать преподаватель, чтобы заинтересовать студентов, изначально настроенных негативно, своим курсом? Он должен сделать его динамичным, ярким и живым! Во-первых, ни один лекционный курс не возможен сегодня без визуального сопровождения.  Как минимум это должна быть презентация в PowerPoint, содержащая таблицы, изображения, а в некоторых случаях и аудио или видеофрагменты. Последние могут так же демонстрироваться параллельно с презентацией, а не быть включены в нее. Особенно актуальным это показало себя при разборе таких тем как культура, а именно музыка и кинематограф. Фрагменты художественных фильмов или их трейлеры так же хорошо зарекомендовали себя при изучении некоторых исторических тем, таких как, например, вторая мировая война. Несмотря на то, что художественный фильм, каким бы качественным он ни был, всегда остается плодом фантазии сценариста и режиссера, он может быть рекомендован в качестве дополнительного материала при изучении того или иного исторического периода или события для повышения интереса обучающихся к данному материалу.

Во-вторых, необходим контакт с аудиторией. Лекционное занятие, сопровождающееся диалогом со студентами, будет гораздо живее и интереснее для них. На сегодняшний день формат односторонних лекций себя изжил.

В-третьих, очень хорошо зарекомендовали себя отсылки к тем или иным источникам культуры, в том числе и массовой. Если еще 20-30 лет назад преподаватели в своих лекциях по истории обычно ссылались на классическую художественную литературу и лишь самые смелые из них могли упомянуть экранизации отдельных произведений на историческую тематику, то сегодня ситуация совсем иная. Современный молодой человек читает мало. Его основной способ получения информации – это кино, видеоролики на YouTube и Википедия. Поэтому я считаю, что не нужно бояться отсылать их не только к кинематографу, но и к отдельным YouTube-каналам или даже компьютерным играм. Безусловно необходимо оговаривать, что такие источники информации не могут считаться абсолютно достоверными, а служат скорее приятным дополнением к лекционному курсу.

В-четвертых, необходимо изменить формы текущего контроля, уйдя от традиционных опросов и тестов и сделав их интерактивными. В 2022/23 учебном году мною в качестве эксперимента в традиционный тест были добавлены интерактивные задания, где студенты должны были самостоятельно дать ответ (а не выбрать из предложенных вариантов), глядя на изображение на экране или прослушивая музыкальный фрагмент. Такие задания оказались наиболее сложными, но в то же время и интересными, вызвав сильный отклик у студентов. Более того, такие задания исключают возможность списывания. Подытоживая все вышесказанное, следует отметить, что подобный творческий подход к организации курса страноведения позволил заинтересовать данным предметом большее число студентов. Безусловно остались и те, кому было по-прежнему неинтересно, но все равно преподавателям и разработчикам данного курса необходимо стремиться заинтересовать им как можно большее количество студентов, не боясь экспериментировать. Страноведение – это интересно!

Комментарии закрыты.