«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ЗАДАНИЯ 2 (АУДИРОВАНИЕ) В ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (TRUE — FALSE — NOT STATED)

Вторник 9 января 2024

В связи с ориентацией школьного процесса обучения на практическое владение иностранным языком, а для немалого количества учащихся еще и на успешную сдачу Единого Государственного Экзамена, проблеме понимания речи на слух придается большое значение.

Автор: Ларина Наталья Сергеевна
Место работы: МБОУ СОШ №1,
г. Егорьевск
Должность: учитель английского языка

Согласно некоторым проведенным исследованиям, даже люди, достаточно свободно владеющие иностранным языком, испытывают затруднения при слушании естественной речи носителей языка. Данные психологии также свидетельствуют, что восприятие и понимание звучащей речи являются весьма сложной психической деятельностью.

Таким образом, аудирование является одним из самых сложных видов  речевой деятельности и, по мнению многих методистов,  должно быть развито лучше других умений.

В Едином Государственном Экзамене аудирование рассматривается как цель обучения.

“True — False — Not stated” в ЕГЭ по английскому встречается уже во втором задании раздела «Аудирование», с которого и начинается экзамен. И хотя это задание всего лишь повышенного уровня сложности (а не высокого), оно вызывает трудности у многих школьников.

Итак, почему “Not stated” вызывает столько проблем? Причин может быть несколько:

1. Все ученики больше привыкли к противопоставлению “True – False”. С этими понятиями все намного проще и очевиднее;

2. Категория “Not stated” требует более глубокого понимания текста (устного в случае с ЕГЭ). Недаром, задание 2 в ЕГЭ нацелено на проверку понимания запрашиваемой информации (listening for specific information). Здесь не получится понять только основное содержание текста.

3. В этом задании подключаются и «надпредметные» навыки: логика, анализ.

“Not stated”означает, что мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть утверждение в вопросе после прослушивания отрывка, потому что:

1) Нет упоминаний об этом вообще.

2) В отрывке не указаны какие-то детали утверждения.

Разберем категорию “True-False-Not stated” на примере одного и того же утверждения, но с различными речевыми ситуациями.

Пример 1

Ann often played “Scrabble” in her childhood.

1) True

2) False

3) Not stated

Ann: Board games? Who plays «Scrabble» at the age of 17? It’s even more boring than watching all those endless reality shows on TV!

Mike: We don’t play «Scrabble», we play «Activity».

Ann: I have never heard about this game. Tell me about it.

Мы видим, что Энн не говорит, что она часто играла в Скрэббл в детстве, но она так же и не опровергает этого. В этом случае выбираем ответ “Not stated”.

Пример 2

Ann often played “Scrabble” in her childhood.

1) True

2) False

3) Not stated

Mike: Did you like board games as a child?

Ann: Well… Frankly speaking, I was almost addicted to them. For example, my family and I used to play “Scrabble” all day long every weekend and sometimes on weekday evenings. It was quite a useful experience, you know.

Маркерами выступают слова и фразы “addicted”, “used to play Scrabble”, “every weekend and sometimes on weekday evenings”, которые указывают, что верный ответ “True”.

Пример 3

Ann often played “Scrabble” in her childhood.

1) True

2) False

3) Not stated

Mike: Did you like board games as a child?

Ann: Actually, I never played board games during my childhood. I was more interested in exploring books, engaging in creative arts and crafts, and participating in various sports activities.

Как мы видим, Энн говорит о том, что никогда не играла в настольные игры в детстве. Отсюда делаем вывод, что верный ответ будет “False”.

Пример 4

Ann often played “Scrabble” in her childhood.

1) True

2) False

3) Not stated

Mike: Did you like board games as a child?

Ann: Yes, I have pleasant memories of my childhood, where I frequently indulged in playing some classic board games. They gave me countless hours of enjoyment and entertainment during my early years.

Майк спросил про настольные игры в целом, на что Энн дает утвердительный ответ. Но в тексте не говорится о том, что она часто играла именно в Скрэббл. Это и будет решающим в выборе ответа “Not stated”. Не стоит начинать рассуждения о том, что Скрэббл это классическая игра. Важен сам факт: не указано, что Энн часто играла в Скрэббл.

Пример 5

Ann often played “Scrabble” in her childhood.

1) True

2) False

3) Not stated

Mike: Did you like board games as a child?

Ann: Throughout my childhood, I rarely found time to play «Scrabble» as I was more engrossed in outdoor activities and sports. To be honest, board games always seemed to be boring to me.

В этом случае есть слова антонимы: в утверждении “often”, а в тексте “rarely”. То есть мы видим, что в детстве Энн редко находила время, чтобы поиграть в Скрэббл, что и приводит нас к ответу “False”.

Пример 6

Ann often played “Scrabble” in her childhood.

1) True

2) False

3) Not stated

Mike: Did you like board games as a child?

Ann: Oh, yes! I was fond of chess and backgammon, and my sister often played “Scrabble” with her friends. I preferred “Cluedo” and “Activity” but “Scrabble” was OK, too.

Важно не перепутать: в Скрэббл часто играла сестра Энн. Про саму Энн говорится то, что ей просто нравилась эта игра, но о том, что она играла в нее часто речь не идет. Делаем вывод, что верным ответом будет “Not stated”.

Пример 7

Ann often played “Scrabble” in her childhood.

1) True

2) False

3) Not stated

Mike: Did you like board games as a child?

Ann: «Scrabble» was one of my favorite games in my childhood, and I used to gather with friends and family to enjoy playing it every weekend. Unfortunately, now I don’t have enough free time to play it. What about you?

Энн говорит о том, что Скрэббл был ее любимой игрой в детстве и фразы “used to” и “every weekend” приводят нас к ответу “True”. Утверждение “Unfortunately, now I don’t have enough free time to play it.” Не может нас натолкнуть на ответ “False”, так как важно именно детство Энн, а не то, как часто она играет в эту игру сейчас.

Разберем одно задание из открытого банка заданий ФИПИ.

A. Julie and Steve are about to end their academic year.

B. Steve’s brother Josh is younger than him.

C. Steve didn’t read many books when he was a child.

D. Steve compares Harry Potter books and films.

E. Julie finds Harry Potter books very depressing.

F. Steve knows about Joanne Rowling’s achievements.

G. Julie did her project about Harry Potter a year ago.

А. Julie and Steve are about to end their academic year.

Julie: Hi Steve! How are you getting on? Are you enjoying your summer holidays?

Steve: Hello Julie! It’s so nice to see you! I’m OK. It’s good not to have to go to school every day. No homework. Life is great!

Julie: I can understand you. I also enjoy doing nothing. Hey, you are reading something! I hope it’s not a school textbook!

Фраза “to be about to end” означает «заканчивают». Но мы видим, что они уже наслаждаются своими летними каникулами, им не нужно ходить в школу каждый день. Фразой-ловушкой может стать “а school textbook”. Важно научиться распознавать подобные уловки в текстах. Верным ответом будет “False”.

B. Steve’s brother Josh is younger than him.

Steve: Well, my brother Josh’s just started watching Harry potter movies. You know, he’s only seven and I have to look after him anyway so I watched a couple of films with him and I got interested.

“Only seven”, “I have to look after him” доказывают то, что верный ответ “True”.

C. Steve didn’t read many books when he was a child.

Julie: Didn’t you read about Harry Potter when you were younger?

Steve: No, I didn`t. I`m probably the only person in the UK who hasn`t read all the Harry Potter books.

Стив говорит о том, что не читал книги о Гарри Поттере, но о том, что он мало читал в детстве, в тексте не упоминается. Выбираем “Not stated”.

D. Steve compares Harry Potter books and films.

Julie: Have you spotted many differences between the books and the films?

Steve: Not really. At the same time this is not my purpose. I just enjoy the story itself.

Мы видим, что Стив не ставит себе целью сравнение книг и фильмов. Ответ “False”.

E. Julie finds Harry Potter books very depressing.

Julie: Yes, the story is very positive. Joanne Rowling, the author of the Harry Potter series, while she was writing her first book, she was out of work, divorced and depressed…

Слово “depressed” является уловкой для учеников с невысоким уровнем. Разумеется, оно употреблено для описания состояния автора на момент написания первой книги. Джули же считает рассказ позитивным, следовательно, выбираем “False”.

F. Steve knows about Joanne Rowlings achievements.

Julie: … She completed her first book but nobody wanted to publish it at first. Then she found a publishing house which agreed to publish her story.

Steve: Yes, I’ve heard about that. Well, if you don’t succeed at first, try and try again, right? Today she is the highest earning woman in Britain. She is also the first person ever to become a billionaire from writing books.

Julie:  That’s true. The books have been translated into more than sixty languages as far as I know.

Джули и Стив рассказывают о том, каких успехов добилась Джоан Роулинг, несмотря на неудачи в начале. Верный ответ “True”.

G. Julie did her project about Harry Potter a year ago.

Steve: You seem to know a lot about Joanne Rowling, don’t you?

Julie: I actually did a school project about her.

Steve: Oh Julie! Can I please see it? I’m so interested in everything which is connected with “Harry Potter” now. Perhaps I’ll be able to tell my brother some interesting facts about “Harry Potter” after reading your project paper.

Julie: OK, drop by in the evening and I’ll give you a copy.

Джули действительно делала проект о Джоан Роулинг, но в ее реплике нет упоминания, когда именно она его делала, соответственно, нельзя сказать, что это утверждение верно. Правильный ответ “Not stated”.

Таким образом, в этом задании необходимо обращать внимание на общий смысл текста и детали: есть ли неточности, насколько в полной мере совпадают утверждение и отрывок диалога.

Какие же ловушки и дистракторы могут поджидать ученика во втором задании на аудирование:

1. Используется такое же или похожее слово, как и в аудиозаписи. Это самая распространенная ловушка. Участник экзамена слышит слово, видит такое же в утверждении и автоматически выбирает его, хотя речь может идти (и обычно так и бывает) совсем о другом.

2. Вариант с дистрактором может содержать такую же информацию, как и в тексте (только из другого контекста). Например, в аудиозаписи говорится о пользе шоколада для снижения холестерина, а в утверждении о том, что шоколад полезен для мозга. Выпускник решает, что утверждение верно, ведь шоколад полезен, а на самом деле об этом в тексте не говорится.

3. Утверждение не озвучивается совсем, ученики думают, что они просто его пропустили или не поняли, и выбирают вариант “False”.

4. В утверждениях часто используются синонимы или антонимы к ключевым или искомым словам, которые могут быть незнакомы участнику экзамена. Также, экзаменуемый может не узнать производное слово, в случае, если словообразовательная модель не так очевидна. Например, в аудиозаписи речь шла о “poor people”, а в варианте ответа будет написано “people who live in poverty”.

5. В заданиях часто используют технику перекрещивания ключевых слов в вариантах ответа со словами из частей текста. Предложения с ключевыми словами перефразируются и употребляютcя в другом (а иногда и в противоположном) контексте. Например, в записи мы слышим: Practising German was not as easy as it seemed, а в утверждении: They were eager to practise German. Выпускник слышит ключевые слова practise, German, а основную мысль не улавливает.

5. Порой правильному восприятию препятствуют союзы типа but, however, although.

6. Синонимы с частицей not.

7. Другое время у глагола.

Как помочь ученикам:

1. Перед тем, как прослушать запись, надо внимательно прочитать сами утверждения.

2. Прочитав задания, можно попытаться представить, о чем будет говориться в записи.

3. В заданиях такого типа порядок приведенных утверждений, как правило, соответствует тому порядку, в какой информации дается в аудиозаписи. Поэтому утверждения можно читать и во время прослушивания записи.

4. На подготовке к экзамену необходимо обсуждать ответы (и правильные, и неправильные): как ученики к ним пришли, что помогло им выбрать именно эти ответы.

5. Можно работать в парах и малых группах.

6. Обсуждать трудности при аудировании и вырабатывать стратегии их преодоления.

7. Работать со скриптами, в том числе индивидуально.

8. Больше слушать, выполняя различные задания, в том числе индивидуальные.

Литература:

  1. Афанасьева О.В., Баранова К.М., Пушинина И.В. Трудные задания ЕГЭ. – Просвещение, 2019
  2. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Бажанов А.Е. и др. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский, китайский языки). – Москва, 2022
  3. Открытый банк заданий ФИПИ https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

Комментарии закрыты.