«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОБУЧЕНИЕ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ И СТРАТЕГИЯМ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Вторник 16 января 2024

Хорошо известные слова сэра Ф.Бэкона: «Some books are to be tasted; others swallowed; some few to be chewed and digested» подтверждают, что чтение – это тоже пища, только духовная. Все дети хотят научиться читать, интуитивно догадываясь, что это умение – атрибут взрослости; ключ, раскрывающий все тайны. 

Автор: Игнатченко Екатерина Юрьевна
Место работы: МАОУ «Гимназия г.Сосногорска»
Должность: учитель иностранного языка

К сожалению, желание читать у многих современных детей пропадает ещё в начальной школе. Ведь чтение не состоит только в правильном соединении букв и образовании слов, предложений. Чтение любого текста включает восприятие, понимание и запоминание. Все эти процессы взаимосвязаны. [1, c.83]

Если выпадает одно звено, то некачественным и бессмысленным становится весь процесс чтения. Поэтому сегодняшние школьники так легко отодвигают книгу, становясь пассивными зрителями очередного мультфильма.

Вынужденные читать в школе, учащиеся не осмысливают информацию текста и действительно мучаются на уроках иностранного языка, где невозможно говорить о том, чего не понимаешь. Именно поэтому в новых ФГОС подчёркивается важность обучения смысловому чтению, которое относится к универсальным учебным действиям. В Федеральной рабочей программе основного общего образования смысловое чтение является одним из результатов освоения программы. Оно подразумевает осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации, а также понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. [3, c.7] Таким образом, целью смыслового чтения является полное понимание содержания текста, его деталей и осмысление информации для её дальнейшего практического применения. Вся технология смыслового чтения реализуется через выполнение предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий. В зависимости от вида чтения (просмотровое, изучающее, поисковое) выбираются методы и приёмы работы с текстом [1, c.83].

К предтекстовым заданиям можно отнести:

  1. Прогнозирование содержание текста по заголовку. Например, «The best time for apples» (УМК Enjoy English 4). Учащиеся не только строят свои предположения об основной идее рассказа по заголовку, иллюстрациям, но и пытаются применить полученные ранее знания, составляют ассоциативные схемы.  Будет эффективно организовать пары или малые группы для сравнения и уточнения своих предположений.
  2. Если заглавие очень простое или, наоборот, содержит незнакомые слова, то можно использовать ассоциативные загадки. Например, перед работой с текстом-отрывком «The Last Inch» (УМК Enjoy English 9) можно организовать короткий просмотр отрывка из одноимённого фильма, использовать звуковые загадки (рёв мотора самолёта, крик, шум воды и т.д.)
  3. Задание на первичное «сканирование» текста с целью выявления незнакомых слов поможет снять языковые трудности при прочтении, а также определить основную идею текста.
  4. Составление собственного текста по заданным словам. При этом достигаются  различные метапредметные результаты: личностные (формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками), коммуникативные (построение монологического высказывания), познавательные (создание и применение знаков и символов для решения учебных и познавательных задач).

Текстовые задания также  разнообразны и эффективны:

  1. Чтение текста с остановками для обсуждения содержания каждого отрывка и прогнозом развития сюжета. Основной вопрос при каждой остановке: «Что будет дальше и почему?»
  2. Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо («Кластер»,  «Толстые и тонкие вопросы», «Инсерт»  позволит учащимся освоить целый спектр универсальных учебных действий. [4, c.75]
  3. Вопросно-ответные упражнения, восстановление пропусков, перекодирование информации, мозаика, деление текста на абзацы, составление плана и т.д. полностью отвечают требованиям деятельностного подхода, так как учащиеся раскрывают содержание текста посредством собственной учебной деятельности [ 2, c.38]

Цель послетекстовых заданий — интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся, применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях.

  1. В качестве заданий можно предложить составление «белого стиха» или синквейна, составление таблицы «Плюс-минус-интересно», «З.Х.У», стратегии «Идеал», «Фишбон», «Рафт», «Денотатный граф».[4, c.75] Благодаря выше перечисленным заданиям, учащиеся овладеют умением структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий и т.д.
  2. Для развития коммуникативных ууд можно использовать составление викторин, коллажей, презентаций. Например, чтение страноведческих текстов  в рамках темы «Learning more about the United kingdom…» можно завершить составлением игры «Your game».
  3. Использование материала текста позволит решить ряд коммуникативных задач. Для этого можно предложить составить диалоги с применением методов сравнения («The London Zoo and the Moscow Zoo» (УМК Enjoy English 6), а также ролевые игры.

Таким образом, обучение учащихся смысловому чтению теснейшим образом связано с личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными УУД, развитие которых является основной современного образования. Овладение навыками смыслового чтения позволит учащимся осваивать программу более эффективно по всем предметам.

Литература:

  1. Борисова С.В. Смысловое чтение на уроках иностранного языка в начальной школе// Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6.
  2. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Федеральная рабочая программа основного общего образования Иностранный (английский) язык.- М.: 2023.
  4. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. О.Б. Даутова, Е.В.Иваньшина, О.А.Ивашедкина. СПб.: Каро, 2014.

Комментарии закрыты.