«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ЗНАКОМЬТЕСЬ: НОВЫЙ УМК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ I КУРСА СПО

Среда 21 февраля 2024

Быть учителем или преподавателем в 21 веке нелегко. Современный представитель нашей сложной, но важной профессии, должен обладать прочными знаниями и развитыми компетенциями, успешно применять современные методики и технологии, регулярно посещать курсы и семинары, повышая свою квалификацию.

Смирнова Елена Юрьевна,
заслуженный учитель РФ,
лауреат «Гранта Москвы» в области наук
и технологий в сфере образования,
учитель английского языка высшей категории ГБОУ г. Москвы «Школа № 1282 «Сокольники»,
автор учебников и учебных пособий
по английскому языку

Нельзя не учитывать и обновлённые нормативные документы, требования которых являются фундаментом образовательного процесса образовательных организаций РФ, как школ, так и организаций системы СПО.

Обновлённый Федеральный Государственный образовательный стандарт предполагает продолжение обучения иностранному языку на базовом уровне, то есть основным принципом иноязычного образования в колледжах и техникумах становится принцип преемственности. С одной стороны, это правильно, ведь нельзя перечеркнуть тот языковой багаж, который был получен подростком в школе. В большинстве школ обучение иностранному языку начинается на уровне НОО со второго класса. Иностранный язык является обязательным для изучения на уровне ООО, по окончании которого подросток получает Свидетельство об основном общем образовании. С этим документом он идёт продолжать обучение или в профильных классах общеобразовательной школы, или в образовательной организации СПО.

С другой стороны, иногда уровень языкового образования выпускников 9 класса настолько низок, что кажется необходимым вновь начинать обучение с алфавита. Однако, следует отметить резкое повышение интереса девятиклассников к среднему профессиональному образованию за последние годы. Мне, учителю с большим стажем работы, эта тенденция особенно заметна. С уверенностью могу сказать, с каждым годом всё больше моих серьёзных, мотивированных учеников уходят в колледжи и техникумы, намереваясь получить сразу и среднее образование, и профессию, стать более независимыми от родителей. Именно поэтому я убеждена, что уровень преподавания иностранного языка в организациях СПО очень важен.

Для того чтобы решить эту проблему, был создан новый учебно-методический комплект (УМК) «Английский язык. Общеобразовательный модуль для среднего профессионального образования» специально для студентов 1 курсов, продолжающих изучение английского языка в организациях среднего профессионального образования на базовом уровне. Этот УМК не только порадует способных, но поможет и слабому студенту в работе над развитием его языковых компетенций. Во-первых, такой студент, как правило, обладает определённой мотивацией к изучению языка, оказавшись в новом коллективе. Во-вторых, учебный материал расположен от простого к сложному, что поможет такому подростку вспомнить или освоить заново базовые навыки. Например, на первых в учебном году занятиях идёт повторение настоящих времён через аудирование, чтение и выполнение упражнений, различных по структуре и сложности.

В-третьих, необходимые пояснения, данные простым и доступным языком, можно найти как на полях страниц учебника, так и в приложениях, например, в грамматическом справочнике в конце учебника. Маркер для поиска нужной информации дан на полях рядом с соответствующим упражнением.

Справочные материалы учебника, как и весь курс, построены с учётом развития самостоятельности студентов при их использовании. В число составляющих информационно-образовательной среды учебника также входит англо-русский словарь с рецептивной лексикой, список распространённых неправильных глаголов и фразовых глаголов, а также раздел Skills для формирования учебно-познавательной компетенции студентов. Эти материалы можно скачать бесплатно с сайта издательства

Лексический материал разнообразен и интересен данной возрастной группе. Тематика строго соответствует требованиям обновлённых нормативных документов. Следует особо отметить чёткую структуру учебника, рассчитанного для трёх типов программ (72, 108 и 144 часа). Весь языковой материал представлен в 11 модулях. Затем идёт раздел повторения, где для каждого модуля предлагаются разноуровневые упражнения для повторения и/или контроля пройденного материала. Избыточность материала позволит преподавателю выбрать тексты и задания для конкретной группы, учитывая уровень языковой подготовки, используемой программы и профиль обучения.

Одной из особенностей учебника является обязательный прикладной раздел My future is in Russia, который предлагает материалы профессиональной направленности для студентов технического, естественнонаучного, социально-экономического и гуманитарного профилей. Раздел имеет чёткую структуру: тематические тексты к каждому модулю, сопровождающиеся заданиями для обсуждения в парах или группах, а также набор кейсовых и проектных заданий для соответствующих профилей. Такие задания рекомендуется выполнять самостоятельно с последующей презентацией результатов. Тематика проектных и кейсовых заданий учебного пособия разнообразна, например: инфраструктура комнат для отдыха сотрудников в современных офисах, компания для работы мечты, план запуска собственного стартапа, профессии будущего, организация краудфандинга для открытия социальной столовой, технологии для проведения онлайн-переговоров и другие. Учитывая требования ФГОС в части личностных результатов, нельзя не отметить и проектные задания, тематика которых позволит больше узнать о своей стране и о своём родном крае. Например, российские изобретения, изменившие мир; традиции малых народов России, туристические места в регионах РФ, современный российский транспорт, российский автопром и другие.

Учебник также включает разделы, которые составляют вариативную часть и могут включаться в образовательный процесс на усмотрение преподавателя и в зависимости от варианта учебной программы. Это следующие разделы:

  • Russia is my home посвящён разным аспектам русской культуры по основной теме модуля. Он стимулирует интерактивность в образовательном процессе, способствует социализации студентов. Текстовые материалы о России разных жанров и форматов (текст-описание, туристический буклет, письмо и т. п.), включая креолизованные тексты, служат базой для активной речевой деятельности студентов (в устной и письменной форме) с переносом на личный опыт. Подбор текстов и формат заданий направлены на активные формы обучения, осмысление и сопоставление с родной культурой, на воспитание главных ценностных ориентиров. Материалы этого раздела служат отличной базой для духовно-нравственного развития и воспитания студентов и создают возможности для формирования их базовых национальных ценностей.
  • Across the globe – раздел с материалами культуроведческого и страноведческого характера к каждому основному тематическому модулю, которые обеспечивают студентов релевантными возрасту и интересам учебными материалами для развития социокультурной и межкультурной компетенции.
  • Subject matters – раздел с материалами к каждому модулю учебного пособия, направленными на развитие межпредметных связей студентов и позволяющими провести интегрированные занятия. В числе интегрируемых учебных дисциплин не только привычные студентам ОД, такие, как история, география, обществознание, но и предметы естественно-научного цикла: химия, биология и др. Материалы раздела предлагают активные формы обучения, направленные на развитие новых способов деятельности и на формирование здорового образа жизни. Привлекательная форма подачи материала (иллюстрации, диаграммы, электронные письма), задания на основе фоновых знаний и личного опыта с выходом на проектную работу создают условия для эффективной реализации потенциала УМК в данном направлении развития студентов.
  • Advanced reading – раздел, содержащий материалы для дополнительных занятий по развитию умений смыслового чтения студентов. Материалы раздела можно найти на сайте поддержки УМК www.prosv.ru.

С помощью материалов этих разделов можно развивать функциональную грамотность и профессиональные навыки первокурсников.

Помимо учебного пособия, в комплект УМК входят аудиокурс, тетрадь-тренажёр, методическое пособие и электронная форма учебного пособия.

Аудиокурс в формате mp3 содержит треки ко всем упражнениям для аудирования и бесплатно размещён на сайте ГК «Просвещение».    

Тетрадь-тренажёр (рабочая тетрадь) содержит упражнения, направленные на закрепление изученного материала учебного пособия. В рабочую тетрадь также включён и прикладной модуль My future is in Russia, который предлагает дополнительные тексты для чтения и задания профессиональной направленности к каждому модулю учебного пособия. 

Методическое пособие, которое доступно для скачивания на сайте ГК «Просвещение» предлагает преподавателям рекомендации по проведению занятий, по работе с УМК, темы проектов и тематическое планирование для всех трёх вариантов программ.

Электронная форма учебного пособия (ЭФУ) по структуре и содержанию соответствует печатной форме издания. Она содержит все иллюстрации, содержащиеся в печатной форме с учётом их адаптации к электронному формату, мультимедийные и интерактивные элементы, а также средства контроля и самоконтроля. Электронная форма учебного пособия реализует возможность создания пользователями заметок, закладок и перехода к ним, а также поддерживает возможность прослушивания аудиокурса, не скачивая его отдельно.

Большая работа была проведена для того, чтобы преподавателю было удобно работать, а студентам – учиться. Хочется надеяться, что в дальнейшем выпускник образовательной организации СПО будет уверенно владеть английским языком, став успешным человеком 21 века. С образовательной экосистемой «Английский язык. Базовый уровень. Учебное пособие для СПО» можете ознакомиться на сайте журнала «Просвещение. Иностранные языки».  

Комментарии закрыты.