«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Понедельник 19 февраля 2024

Изучение иностранного языка открывает перед учащимся совершенно новую картину мира, и для того, чтобы эта интеграция осуществлялась легко, успешно и естественно, обучение иностранному языку следует строить так, чтобы уделялось внимание психологическим особенностям восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Автор: Савельева Мария Сергеевна
Место работы: ГБОУ Школа №1519
Должность: учитель английского языка

Успешное обучение иностранному языку основано на развитии интереса учащихся к предмету, а сказка способствует развитию этого интереса. Таким образом, сказка как средство обучения иностранному языку требует глубокого изучения и применения на уроках иностранного языка, как одного из эффективных методов формирования коммуникативной компетенции.

Внимание младших школьников непроизвольно и достаточно неустойчиво.  Возможности их памяти довольно велики, но стоит учитывать то, что дети не умеют распорядиться своей памятью и подчинять ее задачам обучения. У детей младшего школьного возраста плохо развит самоконтроль и самопроверка при заучивании. Зато у них безошибочно запоминается интересный, конкретный̆ и яркий материал. Для данного возраста свойственна податливость, внушаемость, доверчивость и склонность к подражанию.

Очень важно создать подходящие условия для процесса говорения, в противном случае у учащихся могут возникнуть трудности. Многие ученики стесняются говорить на английском языке, боятся сделать ошибки и таким образом подвергнуть себя критике со стороны учителя и соучеников. Именно сказка  помогает создать приятную, комфортную атмосферу на уроке. Сюжеты сказок знакомы всем детям и быстро вызывают у них интерес, это исключает проблему того, что учащимся бывает нечего сказать по обсуждаемой̆ теме или у них нет достаточной̆ информации по определенному вопросу. Часто, когда говорит один ученик, остальные молчат, а значит, есть опасность их исключения из учебного общения, неэффективного использования времени урока; включение сказки в урок позволяет задействовать в речевой̆ деятельности весь класс. Таким образом, сказка повышает мотивацию учащихся и позволяет избежать подобных трудностей.

Для того чтобы речь стала речью по сути, а не только по своей̆ форме необходимо  намерение говорящего участвовать и осуществлять общение. Для этого на уроке нужен мотив. Оптимальнее всего этого добиться с помощью сказок и игр на их основе. Младшие школьники отличаются общительностью и эмоциональностью. На данном этапе у них интенсивно развиваются основные психические процессы, такие как восприятие, внимание, память, мышление [Карасева 2008: 2-9].

Основными сферами общения на данном этапе обучения являются: игровая, семейная, учебно-профессиональная, социально-культурная, зрелищно-массовая. В рамках данных сфер сказка находит широкое применение. Сказки учат моральным принципам, доброте и хорошему отношению к окружающим, а герои в сказках могут быть совершенно разнообразные: животные, друзья, семья. Драматизация сказки, которая может включать стихи, песни и танцы отлично подходит для тематических праздников.

Чтение сказок на уроке английского языка дает большие возможности для обучающихся в усвоении лексики и грамматики, а также в практике разговорной речи, монологических и диалогических высказываниях. Преподавателю сказка помогает закрепить с учениками ранее изученные грамматические темы, повторить и пополнить словарный запас и вызвать у обучающихся неподдельный интерес к той или иной теме с помощью волшебного сюжета.

Цели:

  1. Для обучающихся, услышать знакомую с детства сказку на английском языке.
  2. Знакомство с английским языком в контексте воображаемых, сказочных событий сюжета сказки.
  3. Пополнить словарный запас по различным темам (семья, еда, одежда, части тела и т.д.)
  4. Учащимся 3-4 классов предложить обратить внимание на известные им грамматические категории, такие как времена английского глагола, степени сравнения прилагательных и т.д.

Используемые материалы:

  1. Учебник Английский в фокусе ( Spotlight) для 2, 3, 4 классов.
  2. Письменные задания для выполнения после прочтения сказки.
  3. Карточки с изображением сцен из сказки. (ксерокопия из учебника)
  4. Карточки с активной лексикой (магнитные карточки со словами и с изображением предмета)

Перед прочтением сказки:

Создайте таинственную атмосферу языком жестов, голосом или, при возможности, используя освещение в классе. Предложите детям отгадать название сказки, показав изображение главных героев, задайте наводящие вопросы, «Кто это?», «Это добрый или злой герой?», «Он веселый или грустный?» и т.д.

После прочтения сказки:

  1. Предложите ученикам нарисовать наиболее понравившегося персонажа.
  2. Разыграйте сценку из сказки. (Во втором классе детям можно предложить сделать маски героев сказки и разыграть сценку.) Перевоплощение в сказочного персонажа во время игры дает возможность робким и неуверенным в себе ученикам раскрепоститься, преодолеть барьер неуверенности.
  3. Детям в 3 и 4 классах предложите переделать конец сказки (это задание можно сделать письменно или устно).
  4. Покажите ученикам картинку с изображением сцены из сказки и попросите назвать героев или рассказать на английском языке этот эпизод.
  5. Выберите картинку с изображением сцены из сказки и закройте её листом бумаги. Покажите детям закрытую картинку. Начинайте открывать изображение постепенно, дети должны называть те предметы или тех героев, которых они увидели.
  6. После прочтения нескольких сказок предложите на уроке придумать свою сказку с героями из разных сказок. (работа в паре или в группе)

Игры:

«Лексическая коробка»

В конце урока учитель и ученики пишут на отдельных листочках слова, которые изучались на данном уроке. Можно определить точное количество слов, например не более десяти. С более сильной группой учащихся можно написать толкование слова на оборотной стороне карточки. Такую лексическую коробку можно использовать в любое время на уроке для повторения изученных лексических единиц. Учитель или ученик вытаскивает из коробки любую карточку и называет слово. Такая игра может быть командной.

Если в коробке набралось много слов разных грамматических категорий, предложите учащимся разделить слова по группам: существительные, прилагательные, глаголы и т.д.

Можно это задание сделать более подвижным (при возможности). Карточки надо разложить тематически на парты, которые располагаются в разных концах класса. Каждая парта представляет определенную тему (мебель, спорт, еда, семья). Дети распределяются учителем по командам и перемещаясь по классу раскладывают слова на нужные парты.

«Викторина вопросов»

Учитель заранее готовит карточки с ответами на вопросы. Ученики должны отгадать какой вопрос был задан. Например, на карточке написано «8», значит можно задать вопрос «How old are you?»

«Веселый поезд»

Для детей вторых классов учитель прикрепляет на доску магнитную карточку с изображением паровозиков. На каждом паровозике написана одна из букв английского алфавита. Задача учащихся состоит в том, чтобы найти в тексте сказки слова на эту букву и записать их. Дети записывают слова на доске и в тетради.

«Одно слово»

Каждый ученик добавляет одно слово, чтобы получился общий рассказ или пересказ.

Несмотря на свою простоту, эта игра подойдет детям 3 или 4 классов. 

По возможности дети садятся в круг, если это не получается сделать, то тогда каждый ученик должен точно знать после кого он говорит. Учитель говорит первое слово, дальше каждый ученик говорит свое слово, не повторяя предыдущих.

Учитель – Goldilocks
Ученик 1 – was
Ученик 2 – hungry
Ученик 3 – and
Ученик 4 – she
Ученик 5 – ate
Ученик 6 – all
Ученик 7 – Baby
Ученик 8 – Bear’s
Ученик 9 – porridge
и т.д.

Работая со сказкой̆, учитель имеет возможность опираться не только на жизненный̆ опыт детей̆, но также на их фантазию. Все это значительно способствует расширению содержательной̆ стороны общения на уроке английского языка.

Сказка на английском языке дает возможность учителю превратить процесс обучения в увлекательную деятельность, которую ребенок выполняет с удовольствием. Это помогает расположить учеников к учебе, сформирует позитивное отношение к учебно-воспитательному процессу.

Для сказок характерна такая черта, как большое разнообразие героев. Это позволяет вводить новую лексику по совершенно разным темам, позволяет охватить весь материал программы.

Сказка на уроках английского языка формирует и реализует познавательный̆ интерес учащихся к иностранной̆ культуре, посредством приобретения знаний о культуре страны изучаемого языка, о традициях, быте, жизни сверстников, интересах, о символике, музыке и живописи, о праздниках.

В учебнике Английский в фокусе в каждом модуле имеется эпизод из сказки, который включает в себя активную лексику уроков.

Английский в фокусе 2 (Spotlight 2)

“The Town Mouse & the Country Mouse”

1. Активная лексика включает в себя следующие группы:

Прилагательные (big, small, bare, nice)

Еда (bread, honey, meat, cheese, milk, ice cream, chips)

Дом (bedroom, kitchen, bathroom, living room)

Мебель ( table, chair)

2. Повторяющийся текст:

Where’s the table?

Where’s the chair?

Look at my living room!

Look at my chair!

3. Грамматика:

Present Simple: I like, I don’t like, it wants, it doesn’t want

Английский в фокусе 3 (Spotlight 3)

“The Toy Soldier”

1. Активная лексика включает в себя следующие группы:

Прилагательные (little, dark, nice, big, poor, pretty)

Глаголы (follow, count, march, swing, come out, play, hear, shout)

Предлоги (on, in, under, over)

Игрушки (soldier, doll, puppet, teddy bear, jack-in-the-box, ballerina)

Одежда (jacket, shoes, skirt)

2. Повторяющийся текст:

It’s time for tea!

Time for tea!

Time for tea!

Where am I? Where am I?

Where are my friends?

Where’s Bella? Where’s Ted?

But where’s the toy soldier?

Where’s our friend Sam?

3. Грамматика:

Общие и специальные вопросы: Is he under the chair? Where is poor Sam?

Побудительные предложения: Follow me! March if you can!

Английский в фокусе 4 (Spotlight 4)

“Goldilocks and the Three Bears”

1. Активная лексика включает в себя следующие группы:

Еда (porridge, cream, cake, tea)

Глаголы (walk, live, say, eat, return, worry, cry)

Прилагательные (little, golden, hot, nice, favourite, horrid)

2. Повторяющийся текст:

The wood is nice,

The wood is cool.

Sleep on the soft bed,

Sleep for a while …

Who’s this?

Who’s this in my nice bed?

3. Грамматика:

Побудительные предложения: Come with me!

Present Simple: He sees, she goes

Future simple: I’ll go upstairs!

В заключении хочется еще раз отметить, что сказка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей: она снижает тревогу, создает позитивный настрой. Сказочные законы, которые действуют на уроке вместо обычных школьных правил помогают повысить уровень дисциплины на уроке. И, продолжая идеи известного методиста Н.С. Бибко, можно утверждать, что посредством перевоплощения в знакомых с раннего детства героев, учащиеся легче преодолевают речевой барьер – ошибки делают не они, а сказочные герои [Бибко 1996: 20].

Литература

  1. Карасева О. Коммуникативная методика // Иностранные языки PLUS. –зима 2008. – С. 2-9.
  2. Немов Р.С. Психология образования. – М.: Владос, 1995. – 496 с.
  3. British Council Teaching English https://www.teachingenglish.org.uk/teaching-resources/teaching-primary/stories-and-poems
  4. Бабанский Ю.К. Педагогика.–М.: Просвещение, 2008.–231с.
  5. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа. – 1996, – No 9.

Комментарии закрыты.