«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРАКТИКУМЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ — ГОТОВИМСЯ ПО-НОВОМУ

Вторник 27 февраля 2024

1 февраля 2023 года в рамках городского пилотного проекта учащиеся 11-х классов нашей школы перешли на новый формат обучения. В расписании у них появились новые предметы – практикумы по подготовке к ЕГЭ. Естественно, этот проектный период стал хорошей возможностью накопить новый опыт и многое переосмыслить в моей работе со старшеклассниками.

Автор: Карпова Ирина Владимировна
Место работы: ГБОУ города Москвы «Школа №2121 имени Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина»
Должность: учитель английского языка высшей квалификационной категории, почетный работник  образования города Москвы

Пилотный проект стал серьезным вызовом  как для меня, учителя с 27-летним стажем работы, так и для учеников, которые выбрали английский язык для сдачи в формате ЕГЭ. Но обо всем по порядку.

Коротко об учащихся

В нашей школе ЕГЭ по английскому языку в тот год выбрали 16 человек. Это были учащиеся не только гуманитарного профиля (в большинстве своем уже с приличным уровнем подготовки), в котором я уже работала второй год, но и ребята из других профилей, с которыми мне только предстояло познакомиться. При этом образовалась довольно «разношерстная» группа. Кто-то из ребят планировал сдать ЕГЭ на высокий балл с целью поступления на бюджетные места в университетах (и таких была примерно четверть). Другие рассчитывали всего лишь на средний балл (около половины группы) с тем, чтобы пройти на платные отделения. Однако, были и такие, кому было достаточно (по разным причинам) просто преодолеть минимальный порог баллов. Результаты стартового контроля, проведенного перед началом практикума, показали, что некоторые проблемы в знаниях были у всех, а у некоторых они были просто катастрофические. Стало ясно, что за четыре месяца предстояло провести колоссальную работу по целому ряду направлений.

Не очень коротко о подходе

1. Постоянное общение с учениками и обратная связь.

Первым делом мы встретились с моей новой группой, обсудили новую для нас ситуацию и вместе пришли к определенным выводам. В конце каждого месяца по результатам промежуточного контроля мы часто вместе принимали решения о ходе последующей работы. Считаю такое сотрудничество с одиннадцатиклассниками очень важным, поскольку учащиеся привыкают к мысли о том, что они наряду с учителем несут ответственность за результаты своего обучения, а также осознано подходят к подготовке к экзамену, а не просто «плывут по течению».

2. Цикличность работы с материалом.

Было принято решение выстроить нашу совместную работу так, чтобы каждую неделю нам удавалось уделить внимание всем видам речевой деятельности, и 6 часов в неделю вполне позволяли это сделать. 1 час в неделю – на аудирование, 1 час в неделю – на чтение, 1 час в неделю – на лексику, 1 час в неделю – на  грамматику, 1 час в неделю – на письменную речь и 1 час в неделю – на устную речь. Также один раз в месяц проводилась проверочная работа, своего рода контрольный срез, по результатам которой делались выводы и вносились коррективы в будущую работу.

3. Изучение формата ЕГЭ и критериев оценивания.

Конечно, начинать это делать нужно уже в 10 классе, но по разным причинам некоторые учащиеся оказались плохо знакомы с форматом ЕГЭ и тем более с критериями оценивания. Однако, четкое знание того, как и почему твою работу будут оценивать — это один из шагов к успеху.

4. Не только  и не столько натаскивание, а обучение.

Мы вместе с ребятами сразу сошлись во мнении, что просто «прокручивать» варианты экзаменационных заданий и анализировать ошибки недостаточно и не совсем актуально, ведь на этом этапе подготовки большинство ребят уже делают все это либо самостоятельно, либо на курсах по подготовке к ЕГЭ, либо с помощью репетиторов. Нужно было дать ребятам возможность комплексно развить прочные умения в аудировании, письме, говорении, чтении, а также научиться оперировать лексическими единицами и грамматическими формами в самых разных ситуациях общения.

Выявление пробелов в знаниях и потенциальных сложностей позволило мне  выстроить систему тренировочных заданий, некоторые из которых были направлены на развитие отдельных микроумений, а другие – на отработку западающих моментов.

Приведу примеры:

1) В задании 10 на понимание основного содержания прочитанного текста учащимся необходимо сопоставить тексты с заголовками. Я заметила, что зачастую в этом несложном задании ребята допускают больше ошибок, чем должны бы были. При обсуждении тактики выполнения данного задания было выявлено¸ что не все учащиеся в состоянии дать ответ на вопрос: «О чем текст?». А ведь на этом умении  и строится успешность  выполнения этого задания. Заголовок обобщает содержание или совпадает с основной идеей текста, и не следует полагать, что в каждом заголовке будут использоваться словосочетания из текста. Скорее, такие слова и выражения будут своего рода дистракторами. В этой ситуации мы стали работать с текстом не  только с точки зрения задания в формате ЕГЭ. Я предлагала прочитать текст, не видя заголовков, и сказать, о чем он, с помощью словосочетания или короткого предложения и лишь потом искать что-то аналогичное в списке заголовков. Именно умение сформулировать главную мысль и есть залог грамотного выполнения этого задания.

2) Задания 3-9 и 12-18.

Еще с 5 класса я пытаюсь донести до учащихся мысль о том, что при выполнении заданий на выбор правильного ответа из множества предложенных  (как в чтении, так и в аудировании) нужно всегда искать доказательство своего выбора в тексте. Поэтому при прослушивании текстов я прошу делать заметки в письменном виде , являющиеся доказательством, а при чтении текста  находить тот эпизод, который также удостоверяет правильность выбора того или иного ответа. К сожалению, у многих учащихся этот навык либо не сформирован вообще, либо на уроках этому не уделялось внимания. На наших занятиях я предложила учащимся следовать определенному алгоритму выполнения заданий по аудированию 3-9 и заданий по чтению 12-18. После первого прочтения текста ребята просматривают вопрос, не обращая внимания на альтернативные ответы, и думают, есть ли у них ответ на основе прочитанного текста, и лишь потом читают предложенные ответы, анализируя их сходства и различия. Вот именно здесь и нужно найти доказательство в тексте – то самое предложение (или несколько), в котором  и скрыт ответ. И здесь на первый план выходит умение перефразировать  высказывание, что собственно и делается составителями КИМов при  разработке заданий. Стоит заметить, что УМК Starlight 10-11 и Team Up 10-11 издательства Просвещение, которые мы используем при подготовке ребят к ЕГЭ, дают много возможностей для работы с интересными аудиозаписями и текстами достаточно высокого уровня. Заданий по чтению и аудированию в требуемых форматах достаточно, чтобы не использовать  большое количество других источников.

3) Задания 25-29 (на словообразование)

Аффиксация в английском языке – проблематичная тема для многих русскоязычных учащихся. Если в случае с префиксами еще можно выявить некоторые правила или, скорее, тенденции, то с суффиксами дело обстоит гораздо сложнее. Каждый раз слышу как от  пятиклассников, так и от одиннадцатиклассников вопрос: «Ну почему одно существительное образуется  с помощью суффикса – tion, а другое – с помощью – ment?». Или нечто подобное. На самом деле, опыт показывает, что чем раньше знакомишь ребят сразу с целыми  цепочками однокоренных слов, тем легче потом выполняются задания по словообразованию. Например, при изучении слова  economic, я сразу даю для заучивания всю парадигму economyeconomicseconomiceconomicaleconomize, привлекая внимание учащихся к частям речи и суффиксам. С другой стороны, при выполнении заданий такого типа очень важно обращать внимание на контекст. Именно здесь  всегда прошу переводить предложение, чтобы убедиться в правильности выбора аффикса. Иногда только контекст дает ответ на вопрос, нужно ли получить прилагательное national или international, нужно ли нам сейчас  прилагательное или наречие (usually или unusual), прилагательное с отрицательным или положительным значением (overweight или underweight). Именно здесь очень уместно абстрагироваться на некоторое время от КИМов и просто поработать с упражнениями, направленными на развитие данных умений и навыков. Например, предложить ребятам образовать от данных слов с помощью отрицательных префиксов родственные слова той же части речи и затем заполнить пропуски в нижеследующих предложениях полученными словами;  найти ошибки в использовании префиксов или суффиксов.

4) Задание 38 – Развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы.

Это одно из самых сложных и трудоемких заданий на ЕГЭ по английскому языку, и, безусловно, к подготовке к его выполнению  нужно подходить очень тщательно и начинать формировать некоторые необходимые умения заранее. Но иногда есть только 4 месяца (да-да, некоторые ребята из моей новой группы никогда до 1 февраля его не писали!). И тогда нужно все делать очень быстро. Какие же упражнения я предлагала ребятам? Во-первых, это самые простые  задания  на слова,  выражения и конструкции, с помощью которых можно описать и сравнить данные. Например, глаголы to increase, to decrease, to fall, to drop, to rise; наречия gradually, slightly, sharply, dramatically, significantly, substantially; конструкции there are twice as many … as…, … is among the least popular…, the number of… is 30%  and 40% respectively etc. Помимо этого, уместны задания на определение верных  и неверных утверждений по предложенной таблице/диаграмме. Нельзя забывать и о средствах логической связи. Здесь очень хорошо зарекомендовали себя упражнения на заполнение пропусков в текстах предложенными в задании средствами логической связи, а также на сортировку средств логической связи по соответствующим параграфам.

5. Подготовка к устной части ЕГЭ

Ни для кого не секрет, что для многих учащихся овладение иноязычной устной речью становится почти невыполнимой задачей. Конечно, многие современные подростки сталкиваются в интернете с аудио – и видеоконтентом на английском языке, но это само по себе вряд ли помогает им овладевать навыками устной речи  и уж тем более строить строго структурированные, но при этом неподготовленные  заранее высказывания в формате ЕГЭ. При этом нужно признать, что в рамках базового курса многие учителя уделяют мало внимания развитию устной речи. В моей группе оказались и достаточно свободно говорящие на языке учащиеся, и ребята с явным языковым барьером, для которых попытаться выполнить задание устной части перед своими товарищами – это серьезное, порой непреодолимое испытание. Поэтому в случае с такими учащимися я использовала уже хорошо зарекомендовавший себя подход – запись своих ответов на диктофон на время с последующим совместным анализом и корректировкой и последующей повторной записью. Более храбрых учащихся я просила выполнить то или иное задание в классе, а остальные оценивали ответ, заполняя схемы критериального оценивания, схожие с той, что получает эксперт на проверке работ ЕГЭ. Вообще, хочу отметить, что оценивание ответов товарищей — это многогранный опыт, который дает возможность и воспринимать речь на слух, и одновременно анализировать содержание и структуру высказывания, и замечать языковые ошибки.  Оценивая других, учащиеся начинают более осознанно подходить и к своим высказываниям, становятся более уверенными в себе. В результате, все 16 учащихся выполнили задания устной части ЕГЭ, и это несмотря на то, что в феврале некоторые заявляли, что им по силам выполнить только задания 1 и 2 (чтение и диалог-расспрос).

 6. Проверка работ других учащихся

Так же, как и в случае с заданиями устной части, при подготовке к заданиям 37 и 38 я предлагала  учащимся проверять уже выполненные работы и оценивать их покритериально. Такой вид деятельности нравится всем и при  этом имеет массу достоинств. Во первых, проверяя по критериям, учащиеся сами постепенно привыкают к тому, что нужно выполнять задание по предложенному плану и соблюдать  определенные требования. Во-вторых, умение видеть чужие ошибки дорогого  стоит – с большой долей вероятности ученик сам не допустит ошибку, замеченную им в чужой работе.  Сами учащиеся высоко оценили такую деятельность. Многие отмечали, что в ходе проверки работ других авторов в какой-то момент они почувствовали, что вот только теперь они убедились в том, как нужно правильно выполнять эти задания.

Для качественной подготовки к ЕГЭ рекомендуем воспользоваться учебными пособиями серии «Трудные задания ЕГЭ» и «Готовимся к экзамену».

Пособие  серии «Трудные задания ЕГЭ» (рук.авт.коолектива Ахренова Н.А.) предназначено для подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Издание содержит упражнения, направленные на отработку типичных ошибок в каждом разделе экзамена, а также комплексы упражнений, направленные на закрепление полученных знаний и проверку речевых умений выпускников в четырёх видах речевой деятельности. В конце пособия содержатся ключи для самопроверки. Пособие будет полезно тем, кто готовится к ЕГЭ и планирует получить высокий балл. Аудиоприложение доступно по ссылке

Пособие Вербицкой М.В. Английский язык. Единый государственный экзамен. Устная часть.  предназначено для учащихся 10 и 11 классов общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением английского языка, готовящихся к сдаче  ЕГЭ  по английскому языку. Оно содержит материалы для эффективной подготовки к устной части экзамена: информацию о содержании и требованиях устной части экзамена на доступном для старшеклассников уровне, 10 типовых тренировочных вариантов заданий и подготовительные упражнения к ним, образцы ответов, а также подробный разбор типичных ошибок и критерии оценивания выполнения заданий ЕГЭ 2024 г. Учащиеся получают пошаговые инструкции по подготовке к каждому из четырёх заданий экзамена. Кроме того, в книгу включены полезные справочные материалы и речевые клише, которые помогут успешно сдать ЕГЭ по английскому языку.

В комплект входит аудиоприложение, предназначенное для отработки умений и навыков, проверяемых на устной части экзамена. Аудиоприложение, а также цветные иллюстрации доступны по ссылке в разделе «Материалы для скачивания».

Коротко, но емко о результатах

 Могу сказать, что экзамен по английскому языку был сдан группой успешно. Практически все учащиеся получили более высокий балл, чем ожидалось (50% — от 80 до 100 баллов, 30% — от 79 до 65 баллов, 20% — ниже 65 баллов). Некоторые ребята сделали очень большой рывок вперед, получив на 20-30 баллов больше, чем на ЕГКР в декабре. Положительная динамика результатов свидетельствует о том, что данный подход к подготовке учащихся к ЕГЭ по иностранному языку действительно работает. А вот что пишут сами учащиеся, теперь уже студенты московских ВУЗов:

«…подготовка в рамках практикума проходила постепенно, мы готовились строго по критериям ЕГЭ, о которых нам подробно рассказал учитель. Мы регулярно занимались практикой устной речи, поэтому на самом экзамене не возникло проблем ни со знаниями, ни с волнением. По окончании курса я шла на экзамен с полной уверенностью в том, что от меня требуется..»

Виктория Ж., студентка 1го курса филологического факультета

Государственного института русского языка  имени А.С. Пушкина

 «…в первую очередь мне хотелось бы отметить, что большое количество практических занятий действительно вселяет уверенность в успешной сдаче экзамена.  Конечно, порой было сложно, но благодаря упорной работе справились все. Второй важный аспект в нашем практикуме — это расширение словарного запаса, что сыграло большую роль при выполнении самых разных заданий, особенно при написании письма и эссе. Было ли сложно? Конечно. Дало ли это свои плоды? Безусловно.»

Ксения З, студентка 1го курса

факультета международных отношений РАНХиГС

«…Главным плюсом было то, что мы работали с разными аспектами языка в течение каждой недели. Еще хочется отметить проверку наших многочисленных пробных эссе и писем, а также работ других учащихся, что с каждым разом помогало выработать идеальный подход к выполнению заданий…»

Дарья К., студентка 1го курса 

факультета Публичной политики и государственных стратегий РАНХиГС

В заключение хотелось бы отметить, что каждый учитель вправе использовать те подходы, которые кажутся ему более эффективными, но принципиально важно учитывать реальные потребности учащихся и уровень их подготовки на данный момент. Также необходимо регулярно получать обратную связь от учащихся и вместе с ними планировать дальнейшие шаги на пути к успешной сдаче ЕГЭ.

Комментарии закрыты.