«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ МОЗГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Четверг 28 марта 2024

В последнее время учителя сталкиваются со следующими проблемами: ребята плохо запоминают информацию, не могут сосредоточиться, плохо себя контролируют, плохо развита моторика. Когда вся энергия мозга направлена на прием потока информации: фотографий, картинок, роликов, которые меняют друг друга за доли секунд, это не позволяет мозгу развиваться, т.к. зона мозга ответственная за мышление подавляется из-за нехватки энергии. Как задействовать нейронные связи в головном мозге, дать им энергию?

Автор: Каликина Александра Васильевна
Место работы: МБОУ «Усть-Цилемская СОШ им. М.А. Бабикова
Должность: учитель английского языка

Автор: Некрасова Марина Николаевна
Место работы: МБОУ «Усть-Цилемская СОШ им. М.А. Бабикова»
Должность: учитель немецкого языка

Существуют определенные упражнения, которые можно использовать в учебном процессе, объединяя с учебными заданиями на разных этапах урока. Такие упражнения называются приемами нейрогимнатики.

Нейрогимнастика для детей — это комплекс упражнений, которые созданы для повышения многофункциональности головного мозга. За счет регулярного выполнения определенных действий, направленных на тренировку ЦНС, реально добиться положительного результата в виде более быстрого освоения письма, чтения, развития аналитического и логического типа мышления. Нейрогимнастика является частью прикладной науки «образовательная кинезиология», которая изучает развитие мыслительных способностей человека за счет выполнения заданий для обоих полушарий мозга [1].

Использование на уроках нейрогимнастики и нейроигр помогает решить перечисленные выше проблемы. Создание нейронных связей в головном мозге способствует его развитию; информация, передаваемая между различными областями мозга обеспечивает жизненноважные процессы человеческого организма: память, речь, построение логических цепочек умозаключений, управление движениями собственного тела. Продуктивность использования нейрогимнастики заключается в активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли. С помощью специально разработанных упражнений организм налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга и оптимизирует взаимодействие тела и ума.

Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению конкретного участка мозга и подключает механизм взаимодействия мысли и движения. Предметные упражнения самостоятельно составляются учителем с учетом темы урока, отрабатываемого материала, возраста детей и уровня их развития.

Достаточно использовать 1 упражнение на уроке в течение 2-3 минут, главное соблюдать принципы:

  • цикличное повторение элементов в заданном ритме;
  • последовательное усложнение инструкции;
  • переход к более сложному заданию после полного усвоения предыдущего этапа

Рассмотрим некоторые варианты нейроупражнений, которые можно использовать на уроках  английского языка УМК «Английский в фокусе» издательства «Просвещение». Предлагаем ознакомиться с различными нейроупражнениями, которые мы применяем в своей практике  на разных этапах урока.

На этапе целеполагания можно использовать упражнение «Найди лишнюю букву».  Данный прием поможет детям с трудностями при чтении. Начинаем с простых слов, заканчиваем текстами. Степень искажения может быть разной.  

На уроке во втором классе по теме «Животные» детям предлагается ряд изученных ранее слов, в каждом слове ребята находят лишнюю букву и из этих букв определяют тему урока.

Cata    nfat   sinake    sitm   sisater   fivel     reds

Тема “Animals”

С помощью этого упражнения развивается зрительное внимание и отрабатывается образ слова. Еще один прием, который логично применить на данном этапе называется «Волшебные квадраты». Вниманию ребенка представлены два квадрата. В первом квадрате буквы, а во втором — числа. Ребёнок должен находить числа по порядку и выписывать буквы, находящиеся на тех же местах в другой таблице. Если всё будет сделано правильно, получится предложение.

На этапе актуализации знаний хорошо помогают глазодвигательные упражнения. Движение глаз и языка развивает межполушарное взаимодействие.

Ребятам предлагается отгадать загадки, ответы им нужно назвать и найти глазами на картинках, которые развешены по классу. Такие упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия.  На основном этапе урока при работе с текстом можно предложить следующие варианты нейроупражнений.

«Чтение вверх ногами»

Детям предлагается прочитать перевернутый текст. Данный прием улучшает интеллектуальные способности, память и ученикам легче будет запоминать обычные тексты. Упражнение предназначено для школьников, у которых уже достаточно сформирован навык чтения и нет проблем с заменой букв по оптическому признаку. Образ буквы должен быть хорошо сформирован. На начальном этапе при формировании лексических навыков можно предлагать детям индентифицировать  отдельные лексические единицы в перевернутом виде.

По теме «Каникулы» во втором классе при закреплении лексики учащиеся должны прочитать слова, представленные вверх ногами.

«Разрезанный текст»

Небольшой текст нужно разрезать на предложения и перемешать. Ребята в группах или в парах  собирают их в правильном порядке. Как один из вариантов – можно разрезать предложения на две половинки (начало и конец), и попросить детей соединить кусочки предложений в одно, дав предварительно прочесть текст целиком (таких предложений будет несколько).

Для отработки письменных навыков можно предложить детям записать изучаемые слова левой рукой. Научные исследования показывают, что использование не доминантой руки активизируем мозговую активность и помогает развитию новых нейронных связей. Когда мы выполняем сложные задачи необычным способом, наш мозг вынужден работать более интенсивно. 

Также на данном этапе при работе с лексикой, диалогической и монологической речью можно использовать упражнения с нейроскакалкой. Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает вращательные движения, а другая должна совершать прыжки. Дети могут прыгать как по одному, так и всей группой. Нейроскакалка это также и отличный кардиотренажер, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию и внимательность. Улучшается работа вестибулярной системы и гармонизируется работа мозга.

Например:

  • Дети прыгают и называют буквы алфавита по порядку, слова на каждую букву, слова по теме урока, местоимения и т.д.
  • Дети прыгают и отрабатывают счет.
  • Дети прыгают и перечисляют любимые цвета (I like red, green, black…), любимую еду (I like apples, bananas…), животных (I like cats) или то, что не любят (I don’t like…), любимое и нелюбимое можно чередовать.
  •  Дети прыгают и отрабатывают различные грамматические конструкции (I can/ I can’t) .

В творческих заданиях  можно использовать прием «рисуем и раскрашиваем двумя руками одновременно». Данное упражнение  оказывает положительный эффект на работу головного мозга и приносит огромную пользу для интеллектуального развития детей.

Например:

  • Работа с математическими фигурами
  • Работа с лексикой (Draw a cat и т.д.)

     На разных этапах урока эффективно применить прием «две руки». Ребенок выполняет различные задания с картинками, при выполнении которых задействованы обе руки.

Например:

  • Дети украшают новогоднюю елочку буквами алфавита.
  • Дети собирают фрукты в корзину.
  • Дети покупают одежду в магазине и т.д.

 Во время физминутки можно использовать упражнение «хлопки». Упражнение выполняется стоя. Дети чередуют хлопки в ладоши с хлопками по коленкам. Когда ребята хлопают в ладоши, считают с одного до десяти. Когда хлопают по коленкам, считают в обратном порядке с десяти до одного.

Можно использовать дыхательные упражнения (они повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, оптимизируют газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствуют общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания.)

Дыхательное упражнение «Шар». Дети вдыхают воздух носиком, набирают полные лёгкие, руки во время вдоха поднимаем через стороны вверх. Представим, что над нами большой шар, представим его цвет, покачаем шар. Во время движения вверх руками надо задержать дыхание на несколько секунд. Потом делаем выдох со звуком ССССССС…..и шар сдувается. После этого педагог спрашивает, какого цвета был шар.

«Рисование носом» помогает не только снять глазное напряжение во время урока, но и осуществить контроль знания алфавита или счета. Такое задание можно варьировать в зависимости от уровня подготовки учащихся.

«Пальчиковые упражнения» являются хорошим приемом не только для того, чтобы дети отдохнули во время письма, но и для развития височных долей мозга, которые отвечают за запоминание услышанного и увиденного. Пальчиковые упражнения стимулируют развитие психических функций, как память, внимание, мышление.

Например:

На обеих руках нужно совместить большой и указательный пальцы. По команде педагога, к большому пальцу поочередно необходимо прижимать следующие пальцы, а затем в обратном порядке. Во время выполнения этого упражнения можно поработать над счетом, алфавитом, лексикой. Когда ребята освоятся с данным упражнением. Оно усложняется тем, что на одной руке на старте смыкаются большой и указательный пальцы, а на другой – большой и мизинец. На этапе рефлексии предлагаем использовать прием «Оживи картинку». Ребятам предлагается оценить свою работу на уроке, изобразив эмоцию главного персонажа, представленного на картинке.

Таким образом, регулярно используя представленные выше нейроупражнения, можно справиться с проблемами снижения внимания, самоконтроля, ухудшения памяти. Главное понимать, что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять. Мозг – инструмент, качеством которого определяется вся жизнь человека. Грамотность – это стабильность энергетики головного мозга. Наша задача соединить мозг и тело. Это значит, что на каждом уроке у ребенка должно включиться всё, чем он может управлять: лёгкие, речевой аппарат, мышечная память, руки, ноги, зрение, слух. Системность в работе с детьми на выполнение нейропсихологических упражнений обязательно дает свои результаты.

Литература:

  1. Нейрогимнастика: сайт «Федеративной академии дополнительного образования». [Электронный ресурс]. 2024. URL: https://fado-dpo.ru/articles/pedagogika-stati/neyrogimnastika  (дата обращения: 15.02.2008).
  2. Английский язык. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / [Н. И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс]. – 12 – е изд. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2020
  3. Английский язык. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / [Н. И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс]. – 12 – е изд. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2020

Комментарии закрыты.