«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

КЛАССИЧЕСКАЯ И СОВРЕМЕННАЯ АНГЛИЙСКАЯ ПОЭЗИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ СТРУКТУР В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Четверг 16 мая 2024

В статье раскрываются приемы работы над исследовательским проектом в старших классах, практическое применение на уроках английского языка, применение деятельностного метода согласно ФГОС, развитие Soft Skills обучающихся, погружение в литературу, повышение языкового уровня

Автор: Маруга Надежда Павловна
Место работы: МБОУ «Гимназия № 9  имени Александра Николаевича Наумова» городского округа Тольятти
Должность: учитель английского языка

Цифровая эпоха оказывает влияние на все сферы деятельности. Анатолий Васильевич Луначарский считал, что педагог должен передать новому поколению все ценные накопления веков, а значит, нам нужно научиться использовать новые технологии современного урока, чтобы не получилось так, как писал Джордж Бернард Шоу — “Если умыть кошку, она, говорят, уже не станет умываться сама. Человек никогда не научится тому, чему его учат. ” (“It is said that if you wash a cat it will never again wash itself. If you teach a man anything, he will never learn.” George Bernard Shaw).

В октябре 2023 года языковая модель YandexGPT 2 успешно сдала ЕГЭ по литературе. Искусственный интеллект не только ответил на тестовые вопросы, но и выполнил творческое задание (сочинение). Языковая модель от Яндекса прошла испытание несколько раз, прорешав несколько вариантов заданий ЕГЭ, и набрала в среднем 55 баллов. К примеру, в 2023 году средний балл ЕГЭ по литературе составил 72 балла, а в 2022 — 64. Так что YandexGPT с первого раза показала отличный результат — преодолела минимальный порог и почти приблизилась к среднему результату по стране среди реальных выпускников.

 Можно испугаться данных, но если разобраться в сути, то  Искусственный Интеллект (Artificial Intelligence) может быть использована учителями, как образовательная технология способствующая формированию и развитию знаний, умений, навыков  и  опыта  в  овладении  базовыми языковыми фактами для целей дальнейшего их использования в языковой практике, как в образовательной, так и профессиональной и (или) прочей досуговой. Гибкие навыки (Soft Skills) это как раз и есть те самые личностные, коммуникативные и значительная часть регулятивных УУД, которые мы должны теперь развивать в соответствии с требованиями ФГОС. В стандарте очень хорошо и подробно прописаны состав УУД и  их значимость.

Сэр Генри Джон Ньюболт (6 июня 1862 — 19 апреля 1938, поэт, писатель, историк, государственного советник, особенно по ирландским вопросам и в отношении изучения английского языка в Англии. Известный по «Vitaï Lampada» и «Drake’s Drum») рассуждал о преподавании классической литературы в гимназиях, где внимание уделялось грамматике, а не литературе, и о современном сухом анализе мертвых языков. В докладе Сэра Генри Джона Ньюболта рекомендовалось, чтобы изучение английской литературы не постигла такая участь, и с 1921 года преподавание грамматики и литературы – особенно поэзии – стало непростым спутником в классах во всем англоязычном мире.Приступая к решению задачи остановился выбор на сложностях, которые испытывают обучающиеся любого уровня — грамматика и знание зарубежной литературы. Изучая иностранный язык, мы учимся читать, писать, распознавать речь, грамотно строить предложения, развиваем коммуникативные навыки, расширяем словарный запас, знакомимся с культурой страны. Знакомясь с культурой, мы погружаемся в прозу и поэзию стран изучаемого языка. Лирические произведения обогащают нас духовно, делают из нас грамотных людей. Так же грамотность повышает грамматика. Однако грамматика дается не всем. Знание правил не всегда помогает. На помощь приходит литература. Выучить отрывок из прозы, даже самый понравившейся, не так легко. Куда легче выучить поэтический отрывок или всё поэтическое произведение. Стихи выразительны и музыкальны, что делает их незаменимыми упражнениями для выработки навыков правильного произношения, чтения и закрепления навыков использования грамматических конструкций.

«Поэзия содействует нравственному совершенствованию человека во все времена, развивая его воображение и таким образом, его способность к любви, которая есть суть нравственности, ибо любовь — это выход за пределы своего «я» и слияние с тем прекрасным, что заключено в чьих-то, не наших мыслях, деяниях или личности» П.Б.Шелли.

Грамматика – это целая система и структура языка, состоящая из синтаксиса и морфологии, а также фонологии и семантики.

Традиционно в русской грамматике выделяют три типа синтаксических единиц: словосочетание, предложение и сложное предложение.  Главным различием между этими синтаксическими единицами является наличие или отсутствие предикативности. Предложение обладает предикативностью, у словосочетания ее нет. Сложное предложение является по существу соединением двух или более синтаксических единиц, обладающих предикативностью, которые отличаются от простых предложений обычно интонационно или наличием формальных компонентов — союзов и союзных слов.

Грамматический строй английского языка по сравнению с русским отличается наличием строго определенного порядка слов в предложении, нарушение которого не допускается, наличием развитой системы видовременных форм английского глагола, отсутствием развитой падежной системы, отсутствием рода, падежа и числа у прилагательных, отсутствием личных окончаний у глаголов, наличием вспомогательных глаголов и глаголов-связок, наличием значительного количества неправильных глаголов, формы которых нужно запомнить, наличием определенного и неопределенного артиклей.

Изучать грамматику важно, потому что благодаря ней мы можем понять структуру языка, строить предложения правильно, произвести хорошее впечатление, донести информацию грамотно. Грамматика довольно многообразна и иногда не воспринимаема учениками, потому что мы не встречаем те или иные грамматические структуры в родном языке. Например, articles, present continuous with future meaning, present perfect, passive voice.

1.2 Грамматические конструкции английского языка, вызывающие затруднения в изучении

Articles

В английском языке предметы можно посчитать, получить о них информацию, посмотрев на артикль, стоящий перед ними.

Есть три вида артиклей: неопределённый, определённый и нулевой.

1. Неопределённый артикль (a/an) используется с исчисляемыми существительными в единственном числе, когда мы упоминаем кого-то или что-то в первый раз.

2. Определённый артикль (the) используется с существительными любого числа, исчислительные и неисчислительные, чтобы говорить о чем-то определённом, знакомом, или, когда мы упоминаем существительное во второй раз.

3. Нулевой артикль ставится перед существительным, когда другие виды артиклей не необходимы, так как понятие существительного общее и объединяющее. Так, говоря о видах рыб, мы вправе воспользоваться нулевым артиклем.

Present Continuous with future meaning (be + V-ing)

Это время изучается с самого начала наряду с Present Simple. Зная несколько глаголов, можно построить простые предложения.

В основном, Present Continuous используется, когда мы говорим о действии, происходящим в данный момент речи. Но оказывается, Present Continuous может использоваться и для выражения будущего, когда говорится о договоренностях. Это означает, что все приготовления завершены, и по крайней мере один человек осведомлён о событии.

Одни из самых затруднительных конструкций – это структуры Present Perfect и Passive Voice.

Present Perfect (has/have + V3)

Время, которое используется для того, чтобы говорить о завершенном действии в прошлом, и результаты которого видны в настоящем, об опыте, о действии, начавшемся в прошлом и продолжающемся в настоящем. В русском языке нет аналога этому времени, поэтому учащимся трудно понять эту тему.

Passive Voice (be + V3)

Страдательный залог нужен для того, чтобы показать, что действие выполняется над объектом, или если человек, выполняющий это действие, неизвестен.

Мы все можем запомнить структуры разными способами: заучивание, мнемоника, интервальные повторения, и другие. Наилучший помощник в грамматике – это практика.

Поэзия — литература, вызывающая образное осознание опыта или эмоциональную реакцию с помощью языка, организованного с учетом его значения, звука и ритма, это вид высокого искусства. Для поэзии важен высокий стиль, слог и лиричность. Отличительная черта поэтического искусства его возвышение над обыденностью. У всех разный способ запоминания и понимания грамматики. Одним из таких способов является работа с лирическими произведениями.

Англия подарила миру огромное количество по истине великих писателей и поэтов. Их произведения стали классикой мировой художественной литературы. Огромное влияние они оказали на современный английский язык, обогатив его новыми словами и терминами. Лучшие английские поэты всех времен: Уильям Шекспир, Джордж Гордон Байрон, Оскар Уайльд, Данте Габриэль Россетти, Эмили Дикинсон, Кристофер Марло, Уолтер Рэли, Роберт Фрост, Уильям Блейк, Эдгар Аллан По, Льюис Кэррол.

Так как изучение грамматических конструкций, аналога которым нет в родном языке, вызывает трудности, нужно найти способы устранения данных трудностей. Поэзия и грамматика взаимосвязаны, поэтому есть вероятность того, что именно поэзия может помочь в устранении трудностей.

Многие лингвисты, журналисты, профессора задумывались над этой гипотезой и выявили множество выводов.

Например, профессор инженерного оксфордского колледжа, Susikaran.r.s.a в своей работе сказал, что простые стихотворения могут усилить изучение грамматики на школьном уровне. Было сказано, что учащиеся, фокусируясь на красоту и смысл слов, одновременно запоминают условия использования грамматических конструкций, смотря на контекст. Также поэзия – более интересный, разрушающий стандартный взгляд на изучение грамматики способ ее запоминания.

Алгоритм работы с лирическими произведениями:

  1. Прочитать понравившееся произведение
  2. Перевести его
  3. Понять смысл
  4. Найти в тексте изучаемую грамматику

Почему именно поэзия? Из определения можно понять, что поэзия — это вид высокого искусства. «Это искусство для «избранных» — оно элитарно, аристократично, высокопрофессионально. Ф. Шеллинг признавал поэзию высшей формой художественного творчества, выражающей самую суть искусства. Более того, произведения высокого искусства отличаются высокой сложностью выразительных форм и содержания.

Изучая стихотворение, мы:

  1. Погружаемся в культуру языка
  2. Развиваем память
  3. Получаем знания в сфере поэзии и языка
  4. Развиваем хороший вкус и критическое мышление
  5. Увеличиваем словарный запас 

Выпускному классу представилась возможность на практике погрузится в любимые произведения и не только передать свою любовь к авторам и иностранному (английскому языку), но и поупражняться в грамматических конструкциях, правилах чтения и произношении, так необходимы для получения высоких баллов на ЕГЭ.

Эксперимент предполагал выявление грамматических конструкций, вызывающих наибольшие затруднения. В эксперименте принимали участие 64 учащихся 6-7 классов. Мы выбрали именно эти классы, потому что именно в них одни из самых затруднительных конструкций (Present Perfect и Passive Voice) начинают изучаться. Первичное анкетирование проводилось нами в классно-урочное время. На работу выделялось 15 минут.

Было проведено анкетирование, в котором дали на выбор задания для выявления грамматических конструкций, вызывающих затруднения.

Предоставляется возможным предложить следующие упражнения для подтверждения нашей гипотезы, что поэзия поможет в изучении наиболее сложных грамматических конструкций. Задание, в ходе выполнения которого   смогли выделить наиболее сложные для восприятия конструкции: Present Perfect и Passive Voice. Мы можем предположить, что сложности возникли из-за различия языкового восприятия, языкового уровня, объёма памяти.

Рис. 1 Результаты анкетирования. В выполнении задания приняли участие 64 обучающихся 6-7 классов.

Далее были предложены на выбор стихотворения разных жанров и поэтические произведения (подбор материала осуществлялся обучающимися выпускного класса с контролем учителя). После того, как учащиеся выбрали себе фрагменты произведений, им было дано задание, в ходе которого они должны были выделить удобным способом нужные нам конструкции и постараться перевести их, при этом переводы отрывков были даны отдельно для ознакомления, чтобы снять сложности перевода.

В результате, из 64 опрошенных 13 человек смогли распознать, правильно перевести конструкции и дать определение правилам. А 38 человек после работы с поэтическими отрывками смогли только назвать формулы образования Present Perfect и Passive Voice и перевести правильно отрывки. Можем с уверенностью сказать, что все участники эксперимента получили удовлетворение от проделанной работы и с энтузиазмом приступили к выполнению следующего задания.

Рис. 2 Результаты первого задания. 64 обучающихся выполнили I задание: выделить грамматические конструкции и выполнить перевод стихотворения (со словарем)

Мы предложили учащимся понравившиеся стихотворения и выучить их наизусть. Выучив их, учащиеся прочитали выбранные ими отрывки из стихотворений, при этом слушатели старались выделить ту грамматическую конструкцию, которую подразумевал этот отрывок. Все с удовольствием поделились выученным и активно участвовали в работе по заданию.

То, что ранее тяжело воспринималось на слух, стало легким, узнаваемым. 60% опрошенных с уверенностью выделили структуры Present Perfect и Passive Voice. Остальные 40% узнали грамматическую основу и смогли разделить стихотворения на две группы, в первой из которых звучал Passive Voice, а в другой – Present Perfect.

Рис. 3 Результаты второго задания. 64 обучающихся выполнилиIIзадание: выбрать понравившиеся стихотворения и выучить выбранные отрывки или целые произведения наизусть

Несомненно, всем участникам было дано право выбора стихотворения на свой вкус. Темы были разные: от восхищения природой до личных переживаний и рефлексии, и каждый смог найти что-то по своей душе. Более того, поэзия оказала положительное влияние на опрашиваемых. Так 15% участников выбрали поэтические произведения с глубоким смыслом, что может говорить о развитии хорошего вкуса и критического мышления, 60% с выражением читали наизусть произведения, что говорит о развитии памяти и 100% участников эксперимента получили знания в сфере английской поэзии и языка, а также расширили словарный запас.

Работая с литературой выпускники применяли разные виды ИИ. Он не плохо справился с переводом, нахождением первоисточников произведений.

Наблюдения позволяют сказать, что Искусственный Интеллект (Artificial Intelligence)  помогает формировать и развивать  умения  обучающихся:  во-первых,  к  самостоятельной работе и получению новых навыков, как через заучивание, так и через самостоятельное  исследование; во-вторых, к применению данных умений в практической  деятельности  для  решения  жизненных и  (или)  профессиональных  задач  и  вопросов; в-третьих,  к  использованию  приобретенных  компетенций для дальнейшего самообучения и саморазвития. Но, дабы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. (В.А. Сухомлинский) Поэтому необходимо использовать ИИ как инструмент для подготовки и практических упражнение на уроке.

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций) Проблема изучения грамматических структур иностранных языков всегда будет актуальна. Ее нельзя решить, но всегда можно найти способы для облегчения этой проблемы. В нашем случае мы привели один из таких способов, а именно использование поэзии в изучении не только грамматики, но и иностранного языка в целом. Поэзия включает в себя множество преимуществ, таких как обычное выражение чувств, эмоций и мыслей через строки, пополнение знаний в области литературы, и другие. Говоря о связи поэзии и иностранного языка, мы можем утверждать об увеличении словарного запаса, погружении в культуру страны изучаемого языка, запоминании и понимании грамматических тем, вызывающих затруднения, повышении грамотности. Результаты эксперимента подтвердили   гипотезу, утверждающую, что поэзия может помочь в изучении грамматических структур и дают возможность предложить учителям иностранных языков погружать учеников в культуру языка с помощью поэзий.

Список литературы:

  1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И., Лискова Т.Е., Половникова А.В., Иванова Л.Ф., Котова О.А., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л., Белявский А.В., Аверьянов Ю.И., Кинкулькин А.Т. Обществознание – М: Издательство «Просвещение», 2019. — 317 с.

Интернет-ресурсы

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Арти-Глассо, 2000. С.150-152.
  2. Гурева Н.В. Что такое поэзия // [Электронный ресурс] Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 04.03.2023. — URL: https://spravochnick.ru/literatura/chto_takoe_poeziya/
  3. Давыденко Ю.И. Деятельностный подход при обучении английскому языку. Труды БГТУ, №5,  2016. С. 225.
  4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов и училищ. М.: Просвещение, 2005. С.89.
  5. Солонцова Л.П. Современная методика обучения иностранным языкам (общие вопросы, базовый курс): Учебник для студентов педагогической специальности и преподавателей иностранных языков разных типов образовательных учреждений.- Алматы Эверо, 2015.-373 с. https://library.tou.edu.kz/fulltext/buuk/b2893.pdf
  6. Dr. R. S. A. Susikaran. Teaching Grammar with Playful Poems, International Journal on Studies in English Language and Literature, page 17-21. 2013.
  7. Farjeon Eleanor. The Planets // [Электронный ресурс] URL: https://stihi.ru/2005/08/26-1262
  8. Frost Robert Lee. Acquainted with the night // [Электронный ресурс]  URL:  http://eng-poetry.ru/english/Poem.php?PoemId=14819
  9. Lewy Olfson. Horses // [Электронный ресурс]  URL: https://stihi.ru/2016/02/12/1178
  10. Liana Karapetyan. Сравнительный типологический анализ грамматической системы английского и русского языков // [Электронный ресурс]
  11. Mackay Charles. You have no enemies // [Электронный ресурс] URL: http://eng-poetry.ru/english/Poem.php?PoemId=3785
  12. Nemerov Howard. Poetry Poetry // [Электронный ресурс] Образовательный портал «Britannica». — Дата последнего обновления статьи: 19.04.2023. — URL: https://www.britannica.com/art/poetry
  13. Poe Edgar Allan. Alone // [Электронный ресурс] URL: http://eng-poetry.ru/english/Poem.php?PoemId=8515
  14. Prelutsky Jack. Scramble // [Электронный ресурс] URL:  https://www.giggleverse.com/?gv_poem=scramble
  15. The Land of Nursery Rhymes. Don’t Care // [Электронный ресурс] URL: http://www.landofnurseryrhymes.co.uk/htm_pages/Dont%20Care.htm
  16. Virginia Evans, Jenny Dooley. New Round-Up:Person, 2013. 18.    What Are Little Boys Made Of // [Электронный ресурс] URL: https://lyricstranslate.com/ru/what-are-little-boys-made-iz-chego-skazhi-malchishki.html

Комментарии закрыты.