«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Понедельник 13 мая 2024

В современных условиях, когда по объективным причинам невозможно посещение образовательной организации обучающимися (пандемия, чрезвычайные ситуации, погодные условия и пр.), с целью обеспечения непрерывности образовательного процесса происходит переход на дистанционное обучение.

Автор: Баранова Ирина Александровна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №22 имени Маршала Сергеева города Макеевки»
Должность: учитель английского языка

Автор: Штефан Наталья Валериевна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №22 имени Маршала Сергеева города Макеевки»
Должность: учитель английского языка

Дистанционное обучение – форма обучения, при которой все или большая часть учебных процессов осуществляются с использованием современных информационных или телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и обучаемых.

На текущий момент существует несколько моделей реализации дистанционного обучения на уровне общего образования. Администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения, выбирая тот или иной вариант, следует руководствоваться следующей целью: организовать доступную для всех участников образовательного процесса модель дистанционного обучения, способствующую наиболее комфортному и эффективному освоению образовательных программ общего образования.

Такая форма обучения имеет как преимущества, так и недостатки. Чтобы минимизировать возможные риски в данном процессе, по инициативе администрации и учителей английского языка МБОУ «Школа № 22 города Макеевки» при поддержке отдела иностранных языков ГБОУ ДПО «Донецкий республиканский институт развития образования» начали экспериментальное исследование по теме «Дистанционное обучение иностранному языку как фактор повышения продуктивности изучения предмета». В ходе эксперимента должна быть разработана модель взаимодействия учебной, учебно-воспитательной и учебно-методической работы образовательной организации в рамках методического сопровождения внедрения дистанционного обучения в иноязычное образование с целью повышения его качества.

В рамках работы Республиканской экспериментальной площадки были изучены положительные и отрицательные стороны разных вариантов моделей дистанционного обучения при разных условиях организации самого учебного процесса.

Приведем краткое описание самых распространенных моделей обучения:

Модель А. Распределенный класс.

Эта модель строится на организации учебного процесса в режиме реального времени. Занятие ведется с группой обучающихся, которые учатся очно, одновременно с «удаленными» обучающимися посредством интерактивных телекоммуникаций, видео — конференций. Эта модель применялась для обучающихся 5-х классов в 2021-2022 и 2022-2023 годах. Качество знаний в этих классах повысилось, но больше за счет обучающихся очно. Дистанционным обучающимся требуется больше внимания учителя и возможности взаимодействовать на уроке.

Модель Б. Синхронное (онлайн) обучение. Эта модель предполагает проведение онлайн уроков, на которых учитель поясняет материал, тренирует его на практике и проверяет усвоение в режиме реального времени через общение с обучающимися удаленно посредством видеоконференций. Эта модель дистанционного обучения применялась в 7-х классах и качество знаний существенно увеличилось. Все обучающиеся были в равных условиях и внимание учителя распределялось между всеми равномерно.

Модель В. Асинхронное (оффлайн) обучение или Самостоятельная работа обучающихся.

Эта модель рассчитана на свободное размещение учащихся, возможность работать в асинхронном режиме. Обучающиеся работают самостоятельно. Их обеспечивают всем необходимым методическим и учебным материалом, включая подробные учебные программы. Данная модель обучения использовалась нами в 9-х классах и качество знаний повысилось не существенно. Такое обучение требует высокой мотивации от обучающихся, а от учителя большой работы по подготовке материалов к урокам, заданий на закрепление новых тем и постоянного контакта с обучающимися по проверке уровня освоенных знаний и умений.

Модель Г. Смешанная модель (онлайн урок + оффлайн ресурсы). Модель предусматривает использование традиционного печатного материала, других средств обучения (видеозапись, CD, интернет-ресурсы), которые должны обеспечить обучающемуся возможность работать в индивидуальном темпе, используя при этом онлайн-платформы для ведения онлайн уроков. Эта модель применялась в 8-х классах и оказалась очень эффективной, так как позволяет комбинировать разные виды работы, материал с обучающих платформ и общение с учителем (рис. 4).

Работая над проектом, мы испытали рассмотренные модели дистанционного обучения и очевидно, что каждая из них имеет свою специфику и предназначена для решения конкретных тактических задач. Специфика каждой модели дистанционного учебного процесса обусловливает отбор и структурирование содержания обучения. Уровень эффективности работы при Синхронной модели обучения выше, чем у Распределенного класса. К тому же, модель Распределенный класс требует большего внимания от преподавателя, так как ему требуется работать и с очными обучающимися и одновременно следить за вопросами и ответами обучающихся дистанционно. Обе эти модели предполагают также от преподавателя и обучающихся определенной технической подготовки и наличия технических средств. В рамках работы в проекте по экспериментальной деятельности мы поняли, что наиболее перспективной моделью обучения является Смешанная модель или интеграция очных и дистанционных форм обучения.

Рассматривать возможные модели дистанционного обучения можно и по наличию технических средств и возможности подключения к Интернету.

Модель A представляет собой наиболее удачную версию, когда у всех участников дистанционного обучения имеется в наличии всё необходимое оборудование: интернет, компьютер, ноутбук, планшет или смартфон. Учителя могут использовать в своей работе материалы ресурсов платформ «Просвещение», UCHI.RU, РЭШ. Работа с обучающимися может строиться на проведении онлайн уроков, просмотре уроков на федеральном телевидении и самостоятельной работе обучающихся с предложенными учителем в электронном виде конспектами, заданиями, упражнениями.

Модель B предполагает наличие компьютера, ноутбука, планшета или смартфона, но отсутствие интернета. Обучение осуществляется через работу с учебниками, методическими пособиями, справочниками, дидактическим материалом, электронными тренажерами и заданиями на электронных носителях (флеш-накопителях, дисках). Обучающиеся работают с материалами самостоятельно, оффлайн с электронными ресурсами и просматривают уроки на Youtube. 

Модель C применяется при отсутствии интернета и компьютера (ноутбука, планшета, смартфона). Обучение реализуется через телефонную связь, информационные стенды, уроки на федеральном телевидении и самостоятельную работу обучающихся с бумажными носителями: учебники, методические пособия, рабочие тетради, справочники, дидактические материалы, тесты и инструктивные материалы.

При выборе модели обучения следует исходить из следующих требований:

  1. возможность работы в режиме онлайн уроков;
  2. простота реализации, настройки и работы;
  3. стабильность и максимальная закрытость от несанкционированного вмешательства;
  4. низкая ресурсоёмкость, возможность максимального использования имеющихся технических средств (в том числе, интерактивных досок);
  5. возможность использования конкретным учителем сторонних информационных ресурсов;
  6. возможность использования не только для проведения уроков, но и для организации управления процессом дистанционного обучения (проведение виртуальных родительских собраний, классных часов, обмен файлами);
  7. возможность сохранения положительного опыта для дальнейшей работы после снятия режима ограничений и трансляции полученного опыта.

Одним из наиболее удобных вариантов организации модели дистанционного обучения в форме чат-уроков, веб-занятий и телеконференций является использование бесплатного приложения для голосового, текстового общения и видеосвязи Сферум.

Сферум.ру — это бесплатная образовательная платформа для дистанционного обучения, предназначенная для осуществления учебного процесса, внутришкольного общения между учителями, обучающимися и родителями в соответствующих группах чатов или видеоконференций с дополнительными возможностями социальной сети. Учащиеся и учителя могут поддерживать общение посредством бесед именно в «Сферум»: эта система более безопасна и оптимизирована, чем Telegram и другие.

Организация дистанционного обучения реализуется в несколько этапов.

На первом этапе происходит установка и настройка ПО Сферум на ПК в образовательной организации и личных ПК педагогов, регистрация и обучение педагогического коллектива основам и особенностям работы в системе. Для учащихся и педагогов, у которых нет возможности общаться с использованием компьютера или ноутбука, система предлагает решение — мобильное мультиплатформенное приложение для телефонов. С его помощью можно выполнять те же действия, что и через браузер персонального компьютера.

На втором этапе через классных руководителей осуществляется работа по информированию родителей (законных представителей) об особенностях организации дистанционного обучения, регистрации обучающихся в системе, проведению тестовых собраний, классных часов и уроков.

На третьем этапе педагогический коллектив и обучающиеся приступают к занятиям в рамках дистанционного обучения на основе приложения Сферум.

На четвертом этапе руководство образовательной организации и педагогический коллектив проводят работу по оценке качества внедрения системы дистанционного обучения.

В результате в образовательной организации создается система дистанционного обучения, которая функционирует следующим образом: внутри платформы Сферум администратором-учителем создаются беседы классов, каждая из которых обладает своим функциональным назначением, составом участников и назначаемыми участникам ролями. Следует отметить, что все участники дистанционного обучения на платформе Сферум получают доступ по приглашению, им назначается соответствующая роль с определенным набором прав (действий): «ученик», «учитель предмета», «классный руководитель» и т.д. Это исключает возможность несанкционированного подключения и срыва процесса обучения (т.н. «зумбомбинг»).

Каждый класс имеет свою беседу класса, доступ в которую имеют только ученики этого класса, классный руководитель, учителя-предметники (ведущие уроки в этом классе), родители.

Для организации дистанционного обучения разрабатывается расписание уроков. Длительность уроков и перемен должна соответствовать нормам работы за компьютером для обучающихся и разниться в зависимости от их возраста.

Во время урока обучающиеся и педагоги заходят в Сферум, учитель-предметник соответствующего расписанию предмета отправляет из беседы, заранее созданной им на подготовительном этапе, звонок-приглашение ученикам данного класса. Учащиеся через ВК Мессенджер видят поступающий от учителя звонок на своих ПК или телефонах и подключаются к уроку. Педагог контролирует наличие обучающихся на уроке (сообщение в беседу или голосовое сообщение) и проводит урок. Вариант проведения урока педагог выбирает самостоятельно, исходя из поставленных целей и задач:

  1. Лекция на основе презентации с демонстрацией рабочего стола (презентации). Возможна демонстрация экрана интерактивной доски (например, процесс решения задачи по математике).
  2. Работа с электронными (например, видео Youtube) или бумажными (учебники) пособиями через голосовой канал. Учитель имеет возможность задать вопрос всем обучающимся или одному, обучающиеся могут через голосовой канал или сообщение в чате дать ответ на вопрос.
  3. Видеоконференция через голосовой канал (при стабильном соединении)
  4. Работа со сторонними ресурсами («Просвещение», РЭШ, Яндекс.Учебник, Учи.ру, интерактивная рабочая тетрадь Skysmart и т.д.) с контролем выполнения заданий через текстовой чат и голосовой канал.
  5. Использование различных форм и средств контроля: фотография выполненной работы в чат, тест на платформе Взнания и т.д.

Как и на обычном уроке, обучающиеся получают отметки за работу. Отметки выставляются в журнал. Домашнее задание фиксируется и прописывается в документах на Яндекс диске вместе со ссылками на аудио и видео материал к урокам.

Хорошим средством по работе с лексикой и грамматикой как при полностью дистанционном обучении, так и смешанной форме обучения, является использование образовательных платформ.

«Просвещение. Поддержка» — это платформа, которая предлагает два вида материала: статичный (собранные ответы на наиболее актуальные вопросы обучающихся по дистанционному обучению) и динамичный (где можно получить ответ на свой вопрос в день обращения). На платформе можно посмотреть уроки от лучших преподавателей «Просвещения», которые понятно и интересно разберут каждую тему. Также можно пользоваться интерактивными домашними заданиями и интерактивными рабочими тетрадями по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На платформе есть сервис и для родителей с консультационно методической и психологической помощью, отдельные чек-листы для проверки родителями уровня знаний их детей. Отдельной полезной опцией является и горячая линия, где оперативно отвечают на вопросы учителей, родителей и обучающихся и помогают в каждой конкретной ситуации.

ВЗНАНИЯ – платформа для запоминания слов. Благодаря эффективной методике запоминания и применению на очных уроках с учителем слова остаются в долговременной памяти. Платформа позволяет учить по 150 слов в месяц за 5-10 минут упражнений в день. Причем слова, заученные при помощи ВЗНАНИЯ, запоминаются надолго – через полгода или через год вы сможете свободно использовать эти слова в активном разговоре или в письме.

На платформе есть кабинет учителя, который позволяет создавать учебные группы и приглашать учащихся в них, создавать свои уроки по тренировке лексики, автоматически проверять результаты и вести статистику успеваемости обучающихся, которые в своих кабинетах выполняют в игровой форме задания, просматривают статистику результатов и могут постоянно улучшать свой результат.

Wordwall представляет собой многофункциональный инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Большинство шаблонов доступны как в интерактивной, так и в печатной версии. Многих учителей порадует тот факт, что сервис имеет русскоязычную версию.

Интерактивные упражнения воспроизводятся на любом устройстве, имеющем доступ в интернет: на компьютере, планшете, телефоне или интерактивной доске.

Печатные версии можно распечатать и использовать их в качестве самостоятельных учебных заданий.

ШАБЛОНЫ включают в себя знакомые дидактические игры, которые часто встречаются в педагогической практике. Даже в бесплатной версии вы получаете доступ к большому арсеналу игр. Для создания своего учебного задания вы выбираете шаблон, а затем вводите свой контент.

Имеется небольшой текстовой редактор, с помощью которого вы можете использовать различные варианты введения шрифта (жирный, подстрочный, надстрочный), вставить символ или математическую формулу.

Вы можете подготовить игровое упражнение, внедрить его на сайт или отправить ссылкой ученикам. Задания можно персонифицировать. То есть назначить задание, где ученик указывает свою фамилию. Благодаря этому, вы можете отследить результаты работы каждого ученика.

Таким образом, используя Wordwall, учитель получает надёжный инструмент для работы с учениками в классе и в качестве домашних заданий.

Liveworksheets – это образовательный инструмент, позволяющий учителям трансформировать традиционные рабочие листы (в формате doc, pdf, png или jpg) в интерактивные онлайн-упражнения с автоматической маркировкой. Функционал позволяет превратить обычный worksheet в интерактивный, где есть возможность заполнить с клавиатуры компьютера или смартфона, моментально получить результат и провести самоанализ допущенных ошибок. На сайте платформы уже имеется база созданных worksheets по различным тематикам, которые удобно упорядочены. Интерактивные задания не только по предмету английский язык, но и по другим.

Сервис Liveworksheets позволяет учителю создавать задания по заполнению пробелов, соединению компонентов, множественному выбору и перетаскиванию элементов. Более того, рабочие листы можно дополнить аудио-, видеозаданиями и даже упражнениям на разговорную речь. Как видно из этого списка, материал может получиться очень разнообразным.

Прежде чем создавать свои рабочие листы, можно исследовать, какие уже созданы и опубликованы коллегами.

LearningApps – это полностью бесплатный онлайн-сервис, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний.

Основная идея интерактивных заданий, которые могут быть созданы благодаря данному сервису, заключается в том, что учащиеся могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию их познавательного интереса к определенной учебной дисциплине.

Сайт содержит галерею общедоступных интерактивных заданий, созданных пользователями ресурса. Для создания и сохранения собственных заданий на сайте необходимо зарегистрироваться. После прохождения процесса регистрации становятся доступными шаблоны, которые помогают создать интерактивное упражнение. Шаблоны предлагаемых упражнений сгруппированы по функциональному признаку.

Недостатков у данного интернет-ресурса практически нет. Кроме того, пожалуй, что работать с ним вы можете только в режиме онлайн.

Работа с образовательными платформами дает учителю возможность вывести обучение за пределы урока, вовлечь обучающихся за счет игровых технологий, повысить успеваемость, оптимизировать время подготовки и проведения занятий. А учащиеся могут заниматься в любом месте и в любое время, делать это весело и увлекательно, оказаться в ситуации успеха и улучшить свои результаты в изучении английского языка.

Таким образом, в образовательной организации реализуется модель дистанционного обучения, максимально приближенная к традиционной (очной) модели, но с использованием наиболее эффективных современных информационно-коммуникационных технологий и способствующая сохранению качества обучения в сложной эпидемиологической обстановке и режиме социального дистанцирования, или в целях безопасности из-за обстрелов в приграничных регионах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Изд-во МЭСИ, 2016. – 196 с.

2. Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // вестник Московского института МВД России. – 2012. — №1. – С.8-10.

3. Лазутин С.Б. проблемы организации системы дистанционного обучения и ее эффективности // Вестник российских университетов. Математика. – 2011. – т.16, вып.1. – С.204-206.

4. Скибицкий Э.Г., Холина Л.И. Теоретические основы дистанционного обучения: [Монография] / М-во образования Рос. Федерации. Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т (НГПУ), 2002. — 134 с.

5. Снегурова В.И. Модели дистанционного обучения в системе среднего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: информатизация образования. – 2009. — №2. – С.106-120.

6. Стеничкина Т.В., Долгова Т.В. Модели и формы дистанционного обучения в средней школе // Пермский педагогический журнал. – 2021. — №12. – С.91-95. 7. Современные методы и технологии дистанционного обучения. Монография – М.: Мир науки, 2020 – Сетевое издание. Режим доступа: https://izd-mn.com/PDF/37MNNPM20.pdf – Загл. с экрана.

Комментарии закрыты.