«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Четверг 30 мая 2024

Реалии сегодняшнего времени требуют нового подхода в обучении иностранному языку в школе. Единство обязательных требований к результатам освоения программ начального общего образования реализуется во ФГОС и ФООП НОО, на основе системно-деятельностного подхода.

Автор: Берг Наталья Валерьевна
Место работы:
МОУ Раменская СОШ №21 с УИОП
Должность:
учитель английского языка

Введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся обусловлено стремительными изменениями, происходящими в современном обществе. Появляется необходимость формировать у школьников способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания на практике (в жизненных ситуациях).

Перед педагогом, реализующим проектно-исследовательскую деятельность стоит ряд задач: формулировка проблемы (проблема проекта или исследования должна находиться в области познавательных интересов детей в зоне ближайшего развития), поставить перед школьниками реальные учебно-исследовательские задачи (в доступной форме и в соответствии с возрастом/ суметь увлечь детей ценностью задач), организовать взаимодействие школьников в процессе реализации проекта.

Роль педагога при выполнении проектной и исследовательской деятельности изменяется в зависимости от возраста школьников и этапов работы над проектом или исследованием. В начальной школе педагог — это организатор, помощник.

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию следующих общеучебных навыков:

социальных — умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают;

коммуникативных — учиться не только говорить, но важно развить и умение слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё;

мыслительных — дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д.;

исследовательских – дети учатся проводить исследование, наблюдать, выявлять, соотносить.

Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе способствует достижению следующих задач:

  • овладения приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего школьного возраста;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие метапредметных навыков.

Первые попытки использовать отдельные элементы проектной методики мы предпринимаем уже с обучающимися 2 класса, которые только начали изучать английский язык. Школьники знакомятся с правилами оформления проекта: наличие заголовка, автора проекта, класса, важностью аккуратного оформления, требованиями к представлению проекта классу или учебной группе. Первые проекты, учащиеся выполняют на листах формата А4. Этап целеполагания, предусматривает направление учителем на запланированный результат, а также знакомством с ранее выполненными работами. Школьники учатся взаимооцениванию и самооценке. Рассмотрим примеры учебных проектов по иностранному языку на уровне НОО.

Темы проектов для 2 класса:

  1. Знакомство.
  2. Моя семья. Моё семейное древо.
  3. Моя любимая еда.
  4. Моя любимая игрушка.
  5. Моё любимое животное (питомец).
  6. Моя комната.
  7. Поздравительная открытка.
  8. Английская азбука.

В 3 и 4 классе проекты усложняются по форме и по содержанию.

Темы проектов для 3 класса:

  1. Знакомьтесь! Это я!
  2. Моя семья. Семейное древо.
  3. Мой дом.
  4. Моя комната.
  5. Мой режим дня.
  6. Моя любимая еда.
  7. Поздравительная открытка.
  8. Мои каникулы.
  9. Школа моей мечты.

Темы проектов для 4 класса:

  1. Моя семья.
  2. Мой лучший друг (подруга).
  3. Мой рабочий день.
  4. Моя любимая еда.
  5. Приготовление любимого блюда.
  6. Моё любимое животное.
  7. В зоопарке.
  8. Дикие животные.
  9. Поздравительная открытка.
  10. Мой день рождения.
  11. «Жили, были…» (Придумай сказку).
  12. Мой прошлый выходной.
  13. Лучший день в моей жизни (в году).
  14. Письмо другу с отпуска (каникул).
  15. Моё путешествие в ….

Этапы проекта:

  1. Мотивационный — здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой у детей. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть для них актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.
  2. Подготовительный – идёт разработка плана проекта, определяются цели и задачи, дети знакомятся с темой проекта, изучают новую лексику, работают над грамматическими и синтаксическим конструкциями, учат стихи, поют песни, читают о семьях, домах, друзьях английских детей и т.д.
  3. Информационно-операционный – идёт реализация проекта: дети собирают материал для проекта, например, опрашивают родителей о своих родственниках (имена, возраст, степень родства, профессии), подбирают фотографии или рисуют рисунки, составляют план рассказа и подбирают необходимую лексику по теме, составляют письменный рассказ. Учитель проверяет ошибки, проводит консультации. Учащиеся учат текст дома и оформляют проект в письменном виде на листе формата А4 с фотографиями или рисунками.
  4. Рефлексивно-оценочный — защита проекта перед классом, обсуждение результата, самооценка деятельности.

Остановимся на конкретных примерах учебных проектов, направленных на развитие коммуникативных навыков, креативного мышления, закрепления лексических единиц, социального сотрудничества младших школьников.

Проект «Hello, its me

Цель проекта «Здравствуйте, это — я!» – развитие коммуникативной компетенции. Обучающиеся учатся рассказывать о себе, называя свое имя, возраст, страну, в какой школе они учатся, что любят делать, что умеют или не умеют делать; у обучающихся формируется умение задавать соответствующие вопросы, отвечать на них, а также умение правильно употреблять в речи фразы при приветствии и прощании.

Проект «My family tree»

Цель проекта «Моё семейное древо» — изучение своей семьи.

Работа над проектом позволит повысить мотивацию к обучению английского языка, а также способствует развитию познавательных навыков, развитию метапредметных связей, развитию мышления, внимания обучающихся, приобретению навыков самостоятельной работы; формированию навыков публичного выступления; ознакомлению с новой лексикой и ее первичному закреплению в речи; активизации лексических навыков по теме «My family», а также развитию у детей чувства патриотизма, общности, гордости за свою семью.

Проект «My house»

Цель проекта «Мой дом» – повторение и обобщение изученного материала по теме «Мой дом».

Работа над проектом позволит повысить мотивацию к обучению английского языка, выразить свои мысли по теме, проявить умение описывать свой дом (квартиру), свою комнату и другие комнаты в доме. Перед тем, как начать работу над проектом, мы с ребятами вспомнили пройденную ранее лексику, изучили новую лексику, познакомились с новым грамматическим материалом, учились описывать картинки с изображением комнат в доме, пели песни и учили стихи, выполняли упражнения по теме.

Проект «Greeting card»                

Цель проекта «Поздравительная открытка» – активизация лексического материала и развитие творческих способностей обучающихся. Работая над поздравительной открыткой, обучающиеся знакомятся с новыми словами, связанные с праздниками стран изучаемого языка, с историей праздника, учатся правильно их употреблять в письменной и устной речи, учатся правильно оформлять письмо или открытку, задавать друг другу вопросы и отвечать на них, поют песни, читают или учат стихи, смотрят мультфильмы.

В заключении хочется подчеркнуть важность проектной деятельности для формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку на начальном этапе. Использование метода проектов на уроках помогает научить школьников понимать звучащую речь на иностранном языке, сообщать собеседнику о себе, побуждать собеседника к речевому поведению, задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие или несогласие, желание или нежелание, одобрение или неодобрение.                 Наш опыт позволяет сказать, что применение метода проектов повышает интерес учащихся к обучению в целом и к изучению иностранного языка, в частности, путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация — это ключ к успешному изучению иностранного языка.

Литература:

  1. Федеральная рабочая программа начального общего образования. Иностранный язык.
  2. УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») для 2,3,4 класса. Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. 
  3. Тигров В.В., Тигров В.П. «Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды»/ Педагогика, 2017.
  4. Соловова Е.Н. «Методика обучения иностранным языкам», М.: Просвещение, 2002. — 239с.
  5. Мильруд Р.П. «Методика преподавания английского языка», М.: Дрофа, 2005. — 253с.
  6. В.В. Копылова «Методика проектной работы на уроках английского языка», М.: Дрофа, 2004. – 96с.

Комментарии закрыты.