РОЛЬ МОТИВАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Автор: Вероника МОДИНА | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Вторник 4 июня 2024Мотивация всегда играла огромную роль, отражалась на результатах учащихся. Именно поэтому я бы хотела поговорить о ней в своей статье. Из своего опыта могу сказать, что все ученики настолько разные, что сложно угадать, когда наступит момент наслаждения в изучении иностранного языка, который играет значительную роль для достижения хороших результатов владения тем или иным языком.
Автор: Модина Вероника Петровна
Место работы: ГБОУ «Школа 2075»
Должность: учитель английского и испанского языков
Таким образом, результат зависит либо от терпения учащегося, либо от того, насколько сильно учащийся хочет изучать предмет.
Я учитель английского и испанского языков в школе. Я понимаю, что в группах занимаются дети разного уровня владения языком, возможно в силу своих способностей или обстоятельств.
Можно назвать несколько причин, вызывающих снижение мотивации у учеников. Во-первых, это уже имеющиеся негативные установки, например, «заговорить по-английски в школе невозможно», «английский – сложный язык», «мама/бабушка говорит, что мне он не нужен». Нет ничего удивительного, что мотивация изучать иностранный язык в школе может быть снижена либо отсутствует.
Прежде, чем взяться за изучение английского языка, многие задумываются, насколько это актуально (особенно учитывая сложившуюся ситуацию в стране и в мире), и есть ли в этом смысл, если не планируешь ехать в англоговорящие страны. Многие родители считают, что это лишнее. Тем не менее, изучение английского языка всегда будет актуально. Владение иностранным языком, особенно английским, дает множество перспектив как в личностном, так и в карьерном плане. Английский – самый распространенный язык в мире. Это язык, на котором общаются представители разных стран, на котором проводят совещания и встречи, обсуждают важные для всего мира вопросы, хотя, конечно, найдутся те, кто скажет, что не хочет знать, что творится в мире и не любит путешествовать. Однако, жизнь диктует свое. Мы не стоим в стороне от всех новинок и тенденций. Важно акцентировать внимание учеников, что если они хотят быть успешными и понимать, что происходит вокруг, то английский язык – это значительный шаг к этому.
Во-вторых, негативный опыт изучения языка также может сказаться на нежелании заниматься. Особенно, если что-то не получается, и ребенка не хвалят ни за один аспект изучения языка.
В-третьих, из-за очень интенсивного введения материала или, наоборот, замедленного, некоторым ученикам может быть сложно/ слишком просто, так как уровень у всех разный.
С одной стороны, на занятии, глядя на соучеников и следя за их успехами, невольно и сам подтягиваешься и продолжаешь гореть энтузиазмом, но с другой стороны, тяжело постоянно поддерживать высокий темп обучения. Появляется усталость, новизна и эйфория от первых успехов сменяется усталостью. Из-за этого мотивация падает. Тут лучшее решение — снизить нагрузку или переключиться на тренировку других навыков. Например, если активно тренировали грамматику, попробуйте переключиться на разговорную практику английского языка.
Говоря о мотивации в целом, мы понимаем, что речь идет о «двигателе обучения». Если создать желание, цель будет достижима. Не обязательно следить постоянно за движением (оно может происходить во внеурочное время), нужно его создать. И это, должна признаться, может быть не мгновенно, не на одном уроке и не одинаково для всех.
Особенность изучения иностранного языка в школе в том, что группы учеников созданы не по уровню владения языком, а иногда просто по списку. Также обучаясь в группе с более низким или высоким уровнем, мотивация пропадет из-за скуки, если же — в группе, к уровню которой не готовы, будет очень сложно. Также дистанционное изучение языков отличается от очного обучения тем, что требует большей мотивации и самоотдачи. Многие отдают предпочтение изучению иностранного языка с репетиторами, считая что это удобнее и имеет больший результат из-за небольших групп или индивидуальных занятий.
Однако, в современной школе можно научиться говорить и писать по-английски, нужно только быть открытым всему новому.
Прежде чем говорить о том, как повысить мотивацию, давайте разберемся с ее видами. Итак, мотивация бывает позитивной и негативной.
Позитивная связана со всем, что вызывает у вас положительные эмоции. Например, вы представили, как можете спокойно разговаривать с носителями языка. Такие мысль дарят прилив энергии, побуждают действовать — быть активным на уроке, выполнять домашнее задание, стараться общаться с одноклассниками на английском языке.
Негативная мотивация тоже сильная и заставляет действовать, но строится на чувстве вины или страха. Мысли принимают негативную окраску: если не выучу английский, опозорюсь перед одноклассниками, учитель/ родители будут недовольны. Чем опасна такая мотивация? Страх до некоторых пор подстегивает, но если заметного результата сразу не будет, он начнет сковывать. Ученик перестанет мыслить логично и может все бросить за полшага до успеха.
Мотивация важна как в целом, так и в частности, на каждом уроке. Нужно сформировать значимость изучения английского языка, к примеру. Это может не произойти сразу, потому что у многих детей есть уже сложившаяся точка зрения в отношении этого предмета. Иногда чтобы сформировать позитивную мотивацию, может потребоваться какое-то время. Здесь можно проследить тесную взаимосвязь общей мотивации, проявляющейся в желании и наслаждении изучать иностранный язык, с мотивацией на каждом уроке. Объясняя, зачем нам отрабатывать тот или иной вид деятельности, думаю, мы вырабатываем понимание и осмысленное и осознанное отношение учащихся к разным заданиям.
Как же можно повысить мотивацию?
Безусловно, есть определенные советы для учащихся, которые могут заставить их задуматься о важности изучения иностранного языка, возможно переосмыслить свое отношение к нему.
- Поставьте правильную цель и определите четкие сроки. Пример: достигнуть уровня B1 за этот учебный год (при условии, что сейчас уровень А2+).
- Как лучше учить/ повторять слова, например, учить по 5 новых слов в день и т.д.
- Подкрепите изучение языка положительными эмоциями, стараясь общаться на английском языке с одноклассниками
- Избавляйтесь от негативных стереотипов. Для этого выпишите неприятную установку и рядом с ней запишите что-то позитивное. Например, “У меня нет способностей к языкам” — “Я же выучил родной язык. Сегодня учитель похвалил мое произношение”.
- Подумайте, что знание английского создаст уверенность не потеряться в другом городе заграницей, избавит от страха непонимания, невозможности найти нужное место. Также не забывайте, как приятно быть способным помочь иностранцам не заблудиться или сориентироваться в каких-то вопросах. В данном случае, важно воспитание и привитые учащимся культурные ценности.
- Визуализируйте успешное будущее, связанное со знанием иностранного. Например, представьте, какие страны вы сможете посетить и т.д.
- Замечайте и наслаждайтесь результатами обучения. Отметьте, как приятно смотреть фильм без субтитров, насколько меньше незнакомых слов выделили маркером в тексте.
Безусловно, это вопрос времени, но вода камень точит. Есть ученики, которые впитывают, как губка, есть те, кто должен прийти к понимаю важности предмета через осмысление, и этот путь занимает определенное время. Учебники, по которым занимаются дети, тоже важен. Я работаю по учебнику «Спотлайт», и по учебнику «Испанский язык. Второй иностранный язык. Завтра». В данных учебниках есть большое количество ситуаций, позволяющих тренировать коммуникативные навыки учащихся.
Хочу отметить, что можно объяснить важность изучения иностранного языка, и дети будут стараться, понимая, что это важный предмет, однако есть одно но, очень важное все же. Вовсе не обязательно, что дети полюбят английский язык и будут радоваться и наслаждаться, изучая его. А ведь это как раз то, что будет отлично мотивировать их. Повлиять прямо и непосредственно на желание детей учить английский язык может только их учитель, и роль его огромна. Чтобы дели полюбили изучаемый язык, на мой взгляд, учитель должен быть влюблен в преподаваемый им предмет, сам язык, культуру изучаемого языка. Это всегда чувствуется. Если этого нет, слова могут значить не так много.
Учитель с радостью и большим желанием преподающий свой предмет и рассказывающий об иностранной культуре с блеском в глазах зарядит мотивацией, без всякого сомнения.
Роль учителя иностранного языка очень существенна для создания мотивации своего предмета. Каждый урок иностранного языка, где бы он ни проходил – это практическое соприкосновение с иной культурой. Каждое иностранное слово отражает иностранную культуру, за каждым словом стоит впечатление об окружающем мире. Важное место теперь занимают не грамматические правила, не история и теория языка, а прежде всего его функциональность. Язык хотят знать для общения с носителями других культур
Задача учителя иностранного языка и состоит главным образом в том, чтобы развивать у учащихся большее количество речевых умений, позволяющих реализовывать свои коммуникативные намерения. Главная цель изучения иностранного языка – дать возможность обучающимся общаться на новом языке.
Итак учитель, может научить ученика: разыгрывать диалоги, понимать устные и письменные сообщения по темам, предусмотренным программой; правильно и самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной форме; писать письма на английском языке в нужном формате, работать самостоятельно и в коллективе. Также ученик учится быть вежливым, выбирая более вежливый способ обращения, находчивым (если забыл слово, донести информацию другими словами) и, что немало важно, активным (задавать вопросы, чтобы сформировать полную картину восприятия).
Все ученики по-разному воспринимают информацию. На мой взгляд, сейчас очень много смешанных типов восприятия. Так, например, легко воспринимая английскую речь на слух, ученику может нелегко даваться грамматика и осмысленное чтение или наоборот.
В действительности не так часто каждый ученик, кому нелегко дается язык, услышит похвалу, получит поддержку и почувствует себя комфортно на уроке. Я думаю, что при позитивном отношении к преподаваемому предмету и к сложностям учеников и акцентировании их внимания на том, что им удается на каждом уроке (важно найти эти положительные стороны у каждого) можно мотивировать их желать проявить себя в разных видах деятельности на следующих уроках.
Бывает, ученикам нелегко дается материал, особенно у кого математический склад ума, но всегда есть то, за что ребенка можно похвалить, если он вовлечен в разные виды деятельности на уроке. Даже если отметка не 5, но ребенок понимает, что у него получается, ему будет хотеться готовиться к предмету, не будет страха пробовать себя в разных видах деятельности. Вначале может не получаться, но и при этом может быть позитивный комментарий со стороны учителя. У меня было несколько случаев, когда ученики не любили писать письма, но со временем втягивались в процесс и в последствии даже просили о таком задании. В заключении, хочу сказать, что именно учитель может создать на уроке такую атмосферу, такие виды деятельности и такую оценку работы учащихся, что дети будут желать изучать иностранный язык и пробовать новое.