«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ВЕДЕНИЕ ЖУРНАЛА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Четверг 22 августа 2024

Современная система российского образования претерпевает изменения, которые в первую очередь связаны с запросами общества на квалифицированных специалистов в разных областях науки.

Автор: Гусейнова Надежда Владимировна
Место работы: МБОУ «Гимназия №44» г. Курск
Должность: Учитель английского языка высшей категории

Автор: Колусовская Олеся Юрьевна
Место работы: МБОУ «Гимназия №44» г. Курск
Должность: Учитель английского языка высшей категории

В условиях перехода на Федеральный образовательный стандарт третьего поколения все более актуальным становится практическое владение иностранным языком не только как инструментом международного общения, но и как средством профессионально-личностного роста и профессионального самоопределения каждого человека [1].

Одной из важнейших задач современного образования является развитие языковой компетенции. Языковая компетенция – многогранное понятие, которое включает в себя совокупность знаний о системе изучаемого языка и навыков оперирования языковыми средствами общения в различных коммуникативных ситуациях. Некоторые лингвисты добавляют в это понятие способности к лингвистическому наблюдению и обобщению в виде правил и языковых алгоритмов [2].

В структуре языковой компетенции можно выделить следующие компоненты:

  • лингвистическая компетенция: знание системы языка (фонетики, грамматики, лексики) и правил ее функционирования;
  • социолингвистическая компетенция: знание норм и правил употребления языка в зависимости от социальной ситуации, статуса собеседников, темы общения и т.д.;
  • прагматическая компетенция: умение использовать язык для достижения своих целей в процессе коммуникации;
  • стратегическая компетенция: умение решать коммуникативные задачи, используя различные языковые и речевые стратегии;
  • дискурсивная компетенция: умение создавать связные и цельные тексты в различных жанрах и стилях.

Языковая компетенция тесно связана с коммуникативной компетенцией, которая представляет собой способность человека к эффективному межличностному взаимодействию в условиях устного и письменного общения.

Особое значение приобретает развитие языковой компетенции в старшей школе, особенно при профильном обучении. Несомненно, на данном этапе обучения для поддержания мотивации и реализации поставленной цели  необходимо использование различных методов и приемов. Одним из оригинальных и эффективных инструментов, позволяющих проводить комплексную работу над развитием языковой компетенции учащихся, в первую очередь, профильных классов, является ведение журнала (печатного и/или электронного) на иностранном языке.

На наш взгляд, работа над журналом помогает решать ряд задач: общеобразовательных, практических и воспитательных. Ведение журнала на иностранном языке содействует интеллектуальному, духовно-нравственному развитию личности обучающегося, способствует организации процесса самопознания  и самоопределения учащегося, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности. В процессе издания журнала каждый обучающийся научится работать в команде единомышленников, сможет максимально реализовать  свой языковой потенциал и научиться выражать свое мнение, одновременно учитывая мнение оппонентов, что,  в свою очередь, будет способствовать развитию эмпатии и эмоционального интеллекта каждого учащегося — «колумниста». Деятельность участников образовательного процесса по созданию  школьного журнала отвечает интересам школьников, удачно встраивается в систему учебно-воспитательного процесса в качестве внеурочного профессионально – ориентированного курса для старших школьников.  

Кроме того, ведение журнала на иностранном языке способствует повышению мотивации учащихся, так как они получают возможность самореализации, применения своих творческих и аналитических способностей. Учащиеся могут выбирать различные разделы журнала (интервью, обзоры, рецепты и т.д.) в соответствии со своими интересами, а также примерять на себя профессиональные роли редактора, колумниста, корректора и т.д. Впоследствии, такие обучающиеся уже имеют представление о журналистике, что, возможно, будет способствовать их дальнейшему профессиональному самоопределению.

Работа по написанию и редактированию текстов непосредственно способствует развитию лингвистической компетенции: учащиеся работают со словарями, аутентичными текстами, сравнивают онлайн-переводы, тем самым повышая уровень владения лексическими и грамматическими навыками. Переработка собственных и аутентичных материалов в соответствии с прагматической целью и тематикой с учетом целевой аудитории, способствует развитию социолингвистической и прагматической компетенций.

 Однако наибольший потенциал ведение журнала на иностранном языке имеет для развития дискурсивной компетенции. Учащиеся имеют возможность создавать тексты различных жанров: информационные и аналитические статьи, обозрения, рецензии, рассказы, эссе, фельетоны и т.д. Каждый из вышеперечисленных жанров обладает своими языковыми и стилистическими отличительными чертами, структурой и особенностями содержания, что подразумевает процесс расширения не только общего кругозора учащихся, задействованных в работе над школьным СМИ, но и развитие исследовательских навыков (особенно при работе над тематическими обзорами книг, фильмов,  мини – исследованиями по темам каждого номера).

Издание журнала “Hot Spot” в МБОУ «Гимназия №44» г. Курска как инструмента развития языковой компетенции старших школьников и поощрения литературного творчества высоко – мотивированных учащихся профильных классов является давней традицией кафедры иностранных языков. Журнал “Hot Spot” выходит с 2022 года, каждый номер имеет тематическую направленность, что способствует развитию творческой исследовательской активности учащихся профильного класса, реализации языкового потенциала каждого юного «журналиста».

Ежемесячно в журнале печатаются работы в различных жанрах: интервью с одним из членов административного состава гимназии, обзор мест родного города, тематическое мини-исследование (другими словами, социальный мини-проект), проблемные статьи, рецепты. На наш взгляд, такое разнообразие жанров позволяет максимально раскрывать творческий потенциал учащихся, развивать все компоненты языковой компетенции в профильном классе. Также в журнале печатаются и творческие работы учащихся по тематике издаваемого журнала (истории, рассказы, комиксы), что позволяет каждому обучающемуся старшей школы попробовать свои силы в журналистике. Для младших школьников существует раздел “Puzzle Pages”, где публикуются различные лингвистические игры, кроссворды, загадки, «бродилки» по тематике номера. Особый интерес представляет традиционная рубрика журнала “The Brightest School News”, где учащиеся публикуют самые яркие, на их взгляд, события, которые произошли в школьной жизни за месяц, описывают достижения и победы гимназистов в различных конкурсах и олимпиадах. Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, легкость написания новости, для обучающихся профильного класса данная рубрика оказалась самой сложной для работы. Создание качественного новостного текста – непростая задача, которая требует не только высокого уровня языковой компетенции, но и умения выделить ключевые моменты в событии и погрузить читателя в контекст происходящего. На наш взгляд, именно эта рубрика позволяет учащимся развивать все компоненты языковой компетенции, учит строить краткое и четкое высказывание, что также несет большую практическую значимость при углубленном изучении иностранного языка в профильном классе.

Стоит отметить, что все номера журнала проходят через несколько этапов создания, каждый из которых ставит перед собой различные цели и задачи. Так, например, на первом (подготовительном) этапе учащиеся профильного класса совместно с учителями – редакторами определяют тематику и количество статей номера, распределяют материал между учащимися в соответствии с уровнем сформированности языковой компетенции и интересами «колумнистов». На следующем этапе (подготовки статей) перед участниками стоит задача поиска, анализа и синтеза информации по заданной теме. На этом этапе у учащихся формируются навыки сбора и обработки информации, работы с аутентичными материалами. Кроме того, каждый «колумнист» развивает умение анализировать полученную информацию, проявляя креативность и критическое мышление. Учащиеся осуществляют структурирование полученной информации и интеграцию полученных знаний, умений, навыков. На контрольно – коррекционном этапе учителя — редакторы обобщают и анализируют творческие работы учащихся, производят соответствующие корректирующие действия, вместе обсуждают получившиеся статьи, обзоры, интервью и т.д., что способствует улучшению социальных навыков учащихся и повышению мотивации к изучению иностранного языка. Кроме того, последующий анализ проделанной работы помогает на только расширить общий кругозор учащихся, но и познания в сфере структурных, языковых и стилистических особенностей различных литературных жанров.

Необходимо отметить, что работа с такими жанрами, как статьи, рецензии, рассказы, эссе помогает и в подготовке к олимпиадам по иностранному языку, творческая часть которых содержит задания по написанию текстов в большинстве из перечисленных жанров [3]. Особое место здесь занимает публицистический жанр интервью, который в последнее время включают в свои письменные задания олимпиады различного уровня, в том числе Всероссийская олимпиада школьников, что также несет большую практическую значимость при ведении журнала. Данный вид работы подразумевает под собой развитие не только социолингвистической, но и стратегической компетентности, так как от учащегося – интервьюера требуется умение решать коммуникативные задачи с использованием различных языковых и речевых стратегий. Таким образом, ведение журнала на иностранном языке в профильном классе, являясь эффективны инструментом развития языковой компетенции, также помогает найти практическое применение творческим работам учащихся и повысить мотивацию к изучению иностранного языка. Совместная групповая работа объединяет классный коллектив, учит работать в сотрудничестве, оказывать взаимопомощь, развивать «гибкие навыки», которые, несомненно, важны каждому представителю современного общества и полезны в большинстве профессий.

Список используемой литературы:

  1. https://iyazyki.prosv.ru/2023/11/open-space-technology-as-an-effective-tool/#more-46684  (дата обращения: 05.07.2024).
  2. Оглуздина Т. П. Развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 2 (104). С. 91–94.
  3. Гулов А.П. Особенности заданий письменного конкурса на всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку // Язык и культура. 2023. No62. С. 235–253. 

Комментарии закрыты.