«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ТЕХНОЛОГИЯ OPEN-SPACE КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Вторник 7 ноября 2023

Вектор развития молодого поколения нашей страны можно охарактеризовать как быстро меняющийся, что не может не отражаться на социально-экономической, политической и духовной сферах нашего общества. Все более актуальным становится практическое владение иностранным языком не только как инструментом международного общения, но и как средством профессионально-личностного роста и профессионального самоопределения каждого человека [3].

Автор: Гусейнова Надежда Владимировна
Место работы: МБОУ «Гимназия №44» г. Курск
Должность: учитель английского языка высшей категории

На сегодняшний день перед современным учителем иностранного языка в условиях перехода на новый федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения встает новая задача – пересмотр и обновление подходов к вопросам формирования иноязычной компетенции обучающихся.

Современный мир постоянно развивается, растут потребности современных учеников поколения Z, поэтому учителя стараются использовать все больше нестандартных и необычных педагогических технологий в образовательном процессе как для повышения мотивации обучающихся,  так и для того, чтобы разнообразить образовательный процесс. Одной из таких, на наш взгляд, является технология OPEN — SPACE или технология открытого пространства.

Технология  «Открытое Пространство»  – это один из методов групповой работы, позволяющий разным участникам из одной или нескольких организаций (групп) в творческой и непринужденной атмосфере проводить встречи или мероприятия с целью обсуждения проблемных вопросов и поиска нестандартных решений [2].  То есть, данная технология может помочь учителю провести интересную дискуссию, творчески подготовить обучающихся к написанию различных письменных работ, нестандартно провести урок закрепления или обобщения знаний.  

Эта оригинальная технология была разработана в середине 80х годов 20-го века — Харрисоном Оуэном – антропологом, социологом и консультантом по организационному развитию. Технология впервые стала применяться в Америке с целью проведения конференций, научных семинаров, бизнес — встреч и других деловых мероприятий [2]. «Открытое Пространство» – самоорганизующийся способ проведения в жизнь действия через общение [3], который поддерживает творческие и лидерские качества каждого участника дискуссии, способствует формированию и развитию коммуникативных умений и языковых навыков учащихся, что является неоспоримым преимуществом этой технологии в условиях проведения уроков иностранного языка. Каждый обучающийся может выразить свою точку зрения на рассматриваемую проблему, выслушать различные мнения оппонентов, постараться решить проблемный вопрос в результате дискуссии и, наконец, проявить свои организационные и творческие способности.

Технология OPEN — SPACE или технология открытого пространства строится на основе четырех принципов:

  • «наиболее мотивированные» присутствующие люди — то есть, заранее отобранные участники дискуссии. Данный принцип означает, что дискутировать необходимо с теми людьми, которые «присутствуют, не сожалея о тех, кто не пришел или не смог прийти». Этот принцип можно модифицировать в условиях урока иностранного языка разделив группу обучающихся на подгруппы по интересам или по уровню овладения языковыми навыками.
  • «наиболее подходящий момент всего происходящего» — то есть, все то, что происходит в момент реализации данной технологии — это единственное, что может произойти. Данный принцип подразумевает фиксацию внимания именно на тех действиях участников дискуссии, которые присутствуют «здесь и сейчас». Учитель должен настраивать всех участников дискуссии на конечный результат («продукт») дискуссии.
  • «наиболее подходящее время» — любой процесс должен быть заранее подготовлен участниками для достижения наибольшей эффективности дискуссии. Так групповое обсуждение становится результативным и аргументированным. Но при реализации данной технологии на уроках иностранного языка стоит учитывать и факторы спонтанности, вдохновения, благодаря которым рабочая группа может добиться наиболее высоких и неожиданных результатов.
  • «высокая результативность процесса» — данный принцип подразумевает, что временем следует распоряжаться продуктивно. В случае если группа пришла к решению проблемы задолго до окончания определенного временного отрезка, то рационально посвятить «рабочее время» другим действиям: выслушать идеи другой группы и проанализировать их, самостоятельно сгенерировать новые идеи, спрогнозировать получившийся «продукт» дискуссии.

Кроме того, в технологии открытого пространства действует закон «двух ног»: если во время дискуссии и работы в одной группе участник понимает, что исчерпал весь свой потенциал и не может предложить никаких оригинальных идей, то нужно попытаться найти другие способы работы или сменить рабочую группу. Таким образом, если данный закон соблюдается, то во время применения OPEN — SPACE технологии, у участников появляется возможность побывать в двух ролях, так называемых «шмелей» и «бабочек»[2]. «Шмели» являются координаторами групповых дискуссий и организаторами работы в группе, их можно выбирать по принципу скорости генерирования идей или, в зависимости от поставленной цели урока, по уровню овладения языковыми навыками. Их задача переходить из одной рабочей группы в другую и, подобно переносу пыльцы с одного цветка на другой, переносить информацию и идеи, обогащая своим присутствием процесс групповой работы и внося в него разнообразие [3]. «Бабочки» зачастую могут быть невысоко мотивированными участниками дискуссии, но, именно благодаря таким обучающимся, формируется пространство, где каждый участник должен сфокусироваться на работе, предложить свою идею или развивать те идеи, которые были предложены «шмелями» ранее. В процессе работы чаще всего «бабочки» становятся очень инициативными и дают новые импульсы для работы [2]. Учитель может модифицировать данный закон и просить «бабочек» переходить из одной рабочей группы в другую, в то время как «шмели» будут оставаться «на месте» и координировать работу одной группы.

Таким образом, если вышеперечисленные четыре принципа и один закон соблюдаются, то OPEN – SPACE технология позволяет создать продуктивную дискуссию, каждый участник которой сможет проявить себя, обсудить в непринужденной «открытой» атмосфере интересующую его тему, сгенерировать необычный путь решения проблемы.

На наш взгляд, технология открытого пространства, при сохранении ее основных структурных элементов и с применением определенных модификаций, позволяет проводить уроки английского языка наиболее эффективно и интересно, что, несомненно, ведет к повышению мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.

Итак, одним из примеров использования OPEN – SPACE технологии на уроке английского языка может служить обсуждение темы «The Most Effective Ways of Saving Local Ecology».

На подготовительном этапе обучающиеся получают задание рассмотреть различные подходы к решению экологических проблем в регионе. Далее учитель помогает обучающимся распределиться на группы (на наш взгляд, группы должны быть распределены равномерно по уровню овладения языковыми навыками, кроме того, учитель должен постараться учесть интересы обучающихся). В зависимости от цели предстоящей дискуссии, обучающиеся могут самостоятельно выбрать себе «шмеля», либо учитель может назначить лидера группы.

На следующем этапе каждый учащийся сосредотачивается именно на той экологической проблеме и способах ее решения, в составе какой группы он работает. Так как на подготовительном этапе каждый участник дискуссии изучал самые эффективные подходы к решению экологических проблем в регионе, процесс группового обсуждения становится достаточно эффективным и аргументированным. Таким образом, обучающиеся выражают свое мнение во время дискуссии, основываясь на своем собственном опыте и вооруженные информацией, полученной из различных источников. Те учащиеся, которые понимают, что не согласны с решениями своих собеседников в тех или иных вопросах, могут использовать закон «двух ног» и сменить рабочую группу, либо послушать идеи оппонентов и вернуться в свою группу с новой информацией и идеями. Во время дискуссии учитель наблюдает за динамикой процесса, координирует переход участников из одной группы в другую, фиксирует речевые ошибки, отмечает достижения каждого ученика, иными словами, организует эффективное рабочее пространство, настраивает обучающихся на дальнейшее подведение итогов дискуссии, которое обязательно должно состояться после завершения всего процесса реализации технологии открытого пространства.

По окончанию дискуссии обучающиеся представляют свои «продукты» деятельности для всех групп в формате публичного выступления, либо с использованием получившегося прагматичного текста (итоговый «продукт» обсуждается с учителем на этапе подготовки к дискуссии).  При желании на данном этапе можно также применить современную технологию формирующего оценивания (критерии оценки следует заранее обсудить с участниками дискуссии для наиболее корректного оценивания «продукта»).

Таким образом, OPEN — SPACE технология обладает четкими рамками (принципами, законами и конечным «продуктом» дискуссии), наряду с открытой субъектной формой, с максимальными возможностями не только выбора, но и свободного исследования для участников[3]. На наш взгляд, именно педагог-новатор, работающий в реалиях современного общества, может сформировать прогрессивного человека третьего тысячелетия посредством использования технологии открытого пространства на уроках английского языка. На наш взгляд, построение учебного процесса с активным использованием данной технологии способствует формированию у учащихся чувства успешности и стремления демонстрировать свои способности и умения. Учебные дискуссии в формате OPEN — SPACE способствуют формированию навыков межличностного общения на иностранном языке и навыков публичной речи, умения выслушать различные точки зрения и отстоять свое мнение, а так же умения сотрудничать и работать в команде [1]. Кроме того, уроки с применением данной оригинальной технологии повышают мотивацию обучающихся к процессу изучения английского языка, одновременно способствуя успешному усвоению учебного материала.

Список используемой литературы:

  1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. // Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 336 с.
  2. Harrison Owen. // Open Space Technology. A User’s Guide. Second Edition. BerrettKoehler Publishers, Inc. San Francisco, 1997.
  3. https://moluch.ru/archive/95/20765/ (дата обращения: 24.07.2023).

Комментарии закрыты.