«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

АЗБУКИ И БУКВАРИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ»

Вторник 25 февраля 2025

Издательство «Просвещение» всегда уделяло особое внимание выпуску азбук и букварей.
На протяжении почти ста лет своего существования «Просвещение» выпустило множество различных учебников по обучению грамоте.

Автор: Антошин Максим Константинович
Место работы: АО «Издательство «Просвещение»
(г. Москва)
Должность: Руководитель Экспертного совета

Их авторами были известные учёные, методисты, педагоги.

Первым пособием выпушенным издательством (в то время оно называлось «Учпедгиз») был учебник «Поход за грамоту».

«Поход за грамоту». Авт. М. Ф. Робинсон и М. Л. Закожурникова

После Октябрьской революции 1917 года в Советской России серьёзной проблемой была неграмотность значительной части населения, и особенно крестьянства.

Перепись 1920 года, зафиксировала умение читать у 41 % населения в возрасте от 8 лет и старше. Поэтому достижение всеобщей грамотности руководство страны считало одной из приоритетных задач.

19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Началось активное создание государственной системы образования для взрослых.

Однако, согласно переписи 1926 года, уровень грамотности стране в целом существенно не повысился.

Поэтому уже в 1927 году в СССР ввели единые учебные программы. А в 1930 году было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении».

В том же 1930 году на базе литературного отдела Наркомпроса постановлением ЦИК и СНК СССР было создано Учебно-педагогическое государственное издательство — «Учпедгиз РСФСР».

Первым учебником «Учпедгиза» стал «Поход за грамоту» Марии Федоровны Робинсон и Марии Леонидовны Закожурниковой.

Пособие, по сути представляющее собой учебник по обучению грамоте, адресовано подросткам, обучающимся в «деревенских» школах. Его цель сформулирована авторами предельно ясно: «сделать учащихся грамотными, то есть подвести их к уменью … применять грамоту в жизни».

Также во Введении авторы говорят о воспитательной работе как о «подготовке каждого к коллективной работе», очевидно подразумевая труд в колхозе.
Пособие состоит из двух частей, первая из которых посвящена обучению чтению; вторая — письму, а также формированию у обучающихся умения «правильно излагать свои мысли».

На второй и третьей сторонах обложки пособия содержатся краткие методические рекомендации для учителя, в которых даётся описание метода работы, состоящего в том, чтобы «1) каждый ученик в группе работал, 2) чтобы один не мешал другому, 3) чтобы группа в целом не мешала другим группам».

При обучении чтению авторы используют метод целых слов.

По своему жанру пособие соответствует учебнику-тетради, поскольку подразумевает организацию деятельности обучающихся на его страницах: в нём присутствуют прописи, места для заполнения пропусков, вписывания слов и предложений. Также в пособии предусмотрено использование «отрывных слов» и разрезных «карт букв».

Учебник насыщен актуальной для того времени идеологией. Так, первое слово, которое читают ученики — Ленин.

Есть страницы, посвящённые пионерской организации.

Встречаются на страницах пособия и такие призывы:

«Мы все за СССР! С винтовкой, с книгой, с машиной!»;

«Это наш Октябрь! Мы все за Октябрь!».

Помимо этого, отдельные страницы, посвящены военной тематике, антирелигиозной пропаганде.

Однако, наибольшее внимание уделено реалиям сельской жизни, созидательному труду в колхозе.

Также в пособии разъясняются такие ключевые понятия тогдашней жизни, как колхоз, клуб, пятилетка, собрание, съезд, безбожник, слёт, соревнование.

Пособие «Поход за грамоту» характеризуется продуманностью и последовательностью в реализации авторского замысла.

Можно с уверенностью сказать, что авторы пособия сыграли важную роль в формировании основ дальнейшего развития традиций создания советского учебника.

«Букварь для школ сельской молодежи» Авт. С. П. Редозубов, 1945.

Утвержден Наркомпросом РСФСР

«Букварь для школ сельской молодежи» известного методиста тех лет Сергея Поликарповича Редозубова вышел в 1945 году, в год окончания Великой Отечественной войны. Он небольшого формата, напечатан в одну краску (черно-белый), снабжен несложными штриховыми иллюстрациями.

Помимо непосредственно обучения грамоте и письму, Букварь был призван вернуть советских людей к мирной жизни. Значительная часть текстов и иллюстраций посвящена сельским будням, мирному созидательному труду.

Целый ряд текстов посвящен патриотическому воспитанию. В частности, рассказывается о городах-героях, выдающихся советских людях, вождях мирового пролетариата В.И. Ленине и И.В. Сталине.

Особое внимание в «Букваре» уделяется Великой Победе, стихи и прозаические тексты о которой звучали в тот год с особой остротой.

В силу того, что Букварь адресован не первоклассникам, а молодежи, в нем предусмотрен большой послебукварный период, которому посвящен раздел «Чтение после азбуки».

Помимо тщательно подобранных классических текстов, таких авторов, как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.А. Крылов и другие, в него вошли произведения советских писателей, отражающие актуальные послевоенные реалии, проникнутые пафосом Великой победы.

Не обошлось также без текста о Вожде.

В конце раздела помещён гимн Советского Союза.

Букварь также включает большой раздел, посвященный грамматике русского языка, по сути, являющийся кратким учебником русского языка.

Букварь» Авт. А. И. Воскресенская, 1944 г.

Утвержден Министерством просвещения РСФСР.

Один из наиболее стильных букварей «Просвещения» «Букварь» Александри Ильиничны Воскресенской, увидевший свет в 1961 году. Его дизайн, богатство красок и обилие иллюстраций приятно контрастируют с монохромной эстетикой послевоенных изданий.

Букварь снабжен большим количеством искусно выполненных, ярких иллюстраций.

Обложка Букваря отсылает нас к реалиям сельской жизни. На ней мы видим аккуратных учеников в школьной форме, идущих по сельской улице, по всей видимости, в школу. С первых же страниц Букваря ученик видит созидательный сельскохозяйственный труд, орудия этого труда и его плоды.

На страницах Букваря, перед юным читателем разворачиваются картины мирной сельской жизни, он видит детские спортивные игры на природе, походы в лес за грибами и ягодами, рыбалку, сцены семейной жизни, домашних животных, овощи, фрукты.

Послебукварный раздел — «Чтение после азбуки» — начинается стихотворением «Октябрята». В целом тексты этого раздела не отличаются высокой художественной ценностью. По большей части они посвящены предметам, явлениям, окружающим ребенка в повседневной жизни, и лишь в конце раздела есть несколько страниц, посвященных В.И. Ленину, дню седьмого ноября или празднику Октября.

«Букварь» А. И. Воскресенской — стабильный учебник. В различных модификациях выпускался с 1944 года. Выдержал более 20 изданий миллионными тиражами.

«Букварь» Авт. Н. Архангельская, 1980 г.

Утвержден Министерством просвещения РСФСР.

Первое издание «Букваря» Архангельской, вышедшего в 1980 году, было подготовлено издательствами «Художник РСФСР» и «Просвещение» совместно с Академией художеств СССР.

Букварь в полной мере воплотил проникнутый пафосом строительства новой жизни и счастливого детства дух эпохи. Многие соотечественники хорошо помнят его стильный темно-синий переплет с яркой текстовой композицией на нем и прекрасные иллюстрации.

На форзаце Букваря помещено проникновенное обращение к первокласснику: «Дорогой друг! Сегодня ты начинаешь свой путь в Страну знаний и труда, чтобы стать образованным и трудолюбивым гражданином нашей великой Родины — Союза Советских Социалистических Республик. На этом пути верными друзьями и помощниками будут книги — твои учебники. Люби и береги их!..»

Значительное внимание в этом Букваре уделено патриотическому воспитанию обучающихся. Если на титульном листе изображены современные дети, идущие в школу с цветами первого сентября, то уже на следующем развороте — панорама Красной площади, и далее — картины сельской жизни и летнего отдыха детей на природе, соседствующие с передовыми достижениями советской научно технической мысли: вертолет и самолёт, скоростной поезд, современный корабль, легковая машина.

Традиционно в букваре присутствует сельская тематика, однако, наряду с домашними животными, овощами и фруктами, людьми, трудящимися в поле, перед юным читателем разворачивается городская тематика, сцены семейной и школьной жизни.

Изобразительный ряд Букваря — выше всяких похвал! На обложке —шрифтовая композиция, сегодня считающаяся классикой в дизайне обложек. Все иллюстрации живые, динамичные, выполнены с высоким мастерством. Меры реализма и условности здесь находятся в идеальном балансе.

В определенном смысле иллюстративный ряд этого Букваря можно считать образцовым для детской учебной книги.

Тексты букварного раздела, продолжая традицию предыдущих букварей и азбук, не представляют какой-либо художественной ценности и выполняют сугубо утилитарную функцию «речевого материала». Их авторство не указано. По всей видимости, их составили сами авторы Букваря.

На форзацах Букваря размещены печатный и прописной алфавиты. Имеется вложенный разрезной материал. Формат букваря небольшой (размером с тетрадь), что очень удобно.

«Азбука» Авт. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько. 1985 г.

Утверждено министерством просвещения РСФСР

В 1985 году увидела свет «Азбука» В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько.

Уже со второй страницы этого букваря на юного читателя смотрит вождь мирового пролетариата В.И. Ленин, а справа от него учительница в окружении детей на фоне карты Советского союза и слова «Наша Родина СССР».

Уже традиционно обучение грамоте начинается с панорамы Красной площади, но на этот раз, люди на ней формируют очередь, тянущуюся ко входу в Мавзолей.

В отличие от предыдущих, в этом букваре меньше картин сельской жизни, много страниц посвящено семейной жизни, сценам из школьной жизни, детским играм, много персонажей литературных произведений, по большей части сказок.

Значительное место в Букваре уделяется созидательному труду, и помимо традиционно преобладающей сельской темы присутствуют сцены индустриальной тематики, работ на стройке.

Изобразительный ряд Букваря весьма обширен, красочен, отвечает дидактическим задачам, поставленным авторами, однако в художественном отношении немного проигрывает ближайшим предшественникам.

В начале Букваря (добукварный период) — обширный раздел с картинным материалом, в котором ученики могут встретить любимых героев литературных произведений, сюжеты сказок. Постепенно, еще до начала изучения букв, вводятся звуковые схемы. Каждой букве посвящено 2-4 страницы.

Раздел, посвященный послебукварному периоду гораздо больше, чем у предшественников. Литературные произведения, вошедшие в него, тщательно подобраны. Здесь ребенок встречается произведениями классиков русской и советской литературы, таких как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, В.В. Маяковский, К.И. Чуковский и другие.

В конце Букваря нашли отражение «ленинская» тема, и тема дружбы народов СССР.

В переработанном виде «Азбука» входит в УМК «Школа России».


Буквари Издательства «Просвещение»


Комментарии закрыты.