ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Автор: Жанна ЯРУЛЛИНА | Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА Четверг 6 марта 2025
В настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она играет важную роль в образовательной, воспитательной и развивающей составляющей процесса обучения. Значимость курса внеурочной деятельности по английскому языку в техническом вузе состоит в том, что эти занятия способствуют повышению мотивации студентов, обучающихся по техническим направлениям, к изучению английского языка.

Автор: Яруллина Жанна Анатольевна
Место работы: НИУ «МЭИ», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Должность: старший преподаватель
С помощью внеурочной деятельности у обучающихся развиваются коммуникативные навыки, углубляются и расширяются знания по английскому языку, повышается интерес к изучению не только английского языка, но и культуры страны изучаемого языка, а также развиваются их творческие способности.
Поскольку, в настоящее время в обучении английскому языку наиболее важным является формирование навыков монологического и диалогического общения, нельзя не принимать во внимание огромный потенциал внеурочной деятельности, цель которой закрепление знаний, полученных на занятиях, а также развитие коммуникативных навыков и повышение мотивации обучающихся. К формам организации внеурочной деятельности относятся кружки, секции, экскурсии, квесты, викторины, олимпиады, конкурсы, клубы, научно-исследовательские проекты и т.д.
В данной статье мы расскажем об опыте организации внеучебной деятельности по английскому языку для студентов Национального исследовательского института «МЭИ». В качестве форм организации внеучебной деятельности преподаватели кафедры иностранных языков МЭИ используют экскурсии, квесты и спектакли. Во внеурочной деятельности принимают участие студенты, обучающиеся по программе «ЭТАЛОН». Данная программа предусматривает более глубокое обучение студентов по целому ряду дисциплин, в том числе по иностранному языку. В рамках данной программы обучение иностранному языку проходит на протяжении всего бакалавриата с существенно увеличенным количеством часов. Таким образом, родилась идея организации и привлечения студентов данной программы к внеурочной деятельности для расширения кругозора и повышения языковых навыков.
В зимнее время в рамках сотрудничества между НИУ «МЭИ» и Московским лингвистическим университетом преподаватели кафедры иностранных языков проводят выездные мероприятия для студентов групп Эталон, которые организуются на площадке МГЛУ. Так в прошлом году студенты с преподавателями посетили два спектакля, которые показали участники студии-театра художественно-исторической реконструкции МГЛУ. В преддверии Дня защитника отечества был показан спектакль-реконструкция «Сталинград: путь к миру». В ходе спектакля-реконструкции студенты воссоздали мюнхенскую речь Гитлера перед соратниками, сцены совещаний в штабе Паулюса, пленение Паулюса, его допрос в штабе Донского фронта и начало сотрудничества с Советским Союзом. В спектакль вошли сцены докладов главнокомандующих Сталину и финальная речь Паулюса с призывом к немецкому народу. Спектакль сопровождался синхронным переводом. А в преддверии годовщины начала ВОВ студенты и преподаватели МЭИ посетили спектакль-реконструкцию «Нюрнбергский приговор: уроки истории для настоящего и будущего». В спектакле были воссозданы фрагменты заседания международного трибунала с момента предъявления обвинения нацистским преступникам до вынесения им приговора. Как и в Нюрнберге, подсудимые, судьи, обвинители и сторона защиты выступали на четырех языках – английском, французском, немецком и русском. Это погрузило зрителей в обстановку зала №600 Дворца правосудия в Нюрнберге. Спектакль также сопровождался синхронным переводом с английского, немецкого и французского языков (Рис. 1). В качестве домашнего задания по просмотренному материалу обучающимся необходимо было написать отзыв на английском языке с оценкой спектаклей-реконструкций. Студенты дали положительную оценку данному виду внеурочной деятельности и выразили желание в дальнейшем посещать такие спектакли-реконструкции.
Просмотр спектаклей на английском языке позволяет обогатить лексический запас и закрепить изученный грамматический материал, способствует развитию навыка восприятия иноязычной речи на слух и усовершенствованию навыка синхронного перевода, а также превращает изучение языка в увлекательный процесс.


В летнее время преподаватели кафедры иностранных языков организуют посещение экскурсий и квестов на английском языке. Первым внеучебным занятием была обзорная экскурсия по Старому Арбату. В ходе экскурсии студенты должны были внимательно слушать гида, фиксировать информацию удобным для себя способом и делать фотографии. Домашним заданием по этой экскурсии было составление фотоотчета из пяти-семи фотографий, выбранных их тех, которые они сделали во время проведения экскурсии. Фотографии необходимо было сопроводить описанием на английском языке. В описании обучающиеся рассказывали, что изображено на фотографии и по какой причине из всех сделанных фотографий они выбрали именно эти фотографии. Посещая экскурсии на английском языке, студенты не только знакомятся с историей и культурой столицы, но также развивают навык восприятия речи на слух, улучшают коммуникативные навыки. Во время экскурсии обучающиеся принимали активное участие в работе, задали вопросы гиду и обсуждали с ним интересные исторические и культурные факты, связанные с темой экскурсии. Данный вид работы позволил не только сменить вид учебной деятельности, но и способствовал увеличению заинтересованности студентов в изучении английского языка. Обучающиеся творчески подошли к выполнению фотоотчетов, тщательно подобрали материал для их составления и дали подробное описание. Таким образом, можно сделать вывод, что данный вид внеурочной деятельности заинтересовал обучающихся и способствовал повышению мотивации к изучению английского языка.


Вторым внеучебным занятием был квест на английском языке на территории киноконцерна «Мосфильм» с посещением музея, киносъемочного павильона и подвижной выставки «Вий». Встреча с ведущим состоялась на площади звезд Российского кинематографа около памятника Е. Леонову. В ходе экскурсии-квеста в музее киностудии обучающихся познакомили с популярными актерами киностудии, они рассмотрели коллекцию военной техники, ретроавтомобилей и карет, а также увидели выставку костюмов и макеты декораций к известным фильмам. Во время путешествия по киностудии студенты познакомились с памятниками на ее территории, со стендами с операторской техникой, эскизами и увидели подвижную экспозицию по одному из первых отечественных фильмов ужасов «Вий» А. Птушко.


Экскурсия по Мосфильму: Памятник Е. Леонову, Зал с фотографиями кинорежиссеров Мосфильма, входная композиция с афишами,
подвижная экспозиция по фильму «Вий», выставка костюмов, ретроавтомобилей и операторской техники
Параллельно с экскурсией ведущий проводил квест. Студенты были разделены на две команды. Постепенное выполнение заданий командами дало им возможность собрать реквизит, необходимый для съемки своего эпизода фильма. За правильно выполненные задания члены команд получали памятные призы и подсказки, способствующие решению главной задачи. В финале квеста обучающимся необходимо было найти свою честно заработанную тарелку киностудии «Мосфильм», поставить на ней автографы и по традиции разбить на кусочки, чтобы сохранить их на память о приключениях в сердце Русского Голливуда! Исходя из этого можно сделать вывод о том, что участие обучающихся в такого вида внеучебном занятии способствует развитию навыка общения на английском языке, закреплению лексических и грамматических навыков, позволяет сформировать навыки командной работы для решения поставленных задач. Поскольку в рамках квеста студенты были поделены на две команды, соревновавшиеся друг с другом, то домашнее задание не давалось. Результатам опроса, проведенного среди участников квеста, показали, что данный вид внеурочной деятельности заинтересовал обучающихся, позволил им проявить активность во время выполнения заданий, способствовал улучшению коммуникативных навыков и повышению мотивации к изучению английского языка в непрофильном вузе.


Выполнение заданий квеста: реквизит для съемок своего эпизода фильма, поиски локации для съемок эпизода, получение призов, тарелка киностудии «Мосфильм» с автографами студентов и преподавателей,
принимавших участие в квесте
Таким образом, можно сделать вывод о том, что внеурочная деятельность по английскому языку в высшем учебном заведении оказывает положительное влияние на образовательный процесс. Благодаря внеурочной деятельности по английскому языку углубляются знания обучающихся по английскому языку, развивается их творческий потенциал и расширяется кругозор. Внеурочная деятельность по английскому языку помогает развивать иноязычные коммуникативные навыки, способствует совершенствованию навыков и умений по английскому языку, приучает к командной и самостоятельной работе. Также внеурочная деятельность способствует развитию интереса и повышению мотивации к изучению английского языка в техническом вузе.