«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

О КНИГЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЛЯ 5 КЛАССА

Вторник 7 октября 2025

Цель данной статьи познакомить с новым учебным пособием, выпущенным издательством «Просвещение» в рамках серии «Иностранный язык и Я». Пособие называется «Книга для чтения. 5 класс» и предназначено для учащихся 5 класса общеобразовательных организаций.

Авторы:
Кузовлев В.П., канд. пед. наук, профессор, руководитель авторского коллектива и ведущий автор линии УМК по английскому языку для 2–11 классов общеобразовательных учреждений АО «Издательство «Просвещение».

Лапа Н.М., доцент, автор линии УМК по английскому языку для 2–11 классов общеобразовательных учреждений АО «Издательство «Просвещение».

Пособие разработано в соответствии с Федеральной образовательной программой (ФОП) основного общего образования, что позволяет использовать его при работе с любым учебно-методическим комплектом для 5 класса. В статье рассматривается структура и содержание пособия.

Пособие содержит адаптированные отрывки из художественных произведений классиков детской английской и американской литературы и современных авторов, отрывки из научно-популярных и газетных статей, а также комиксы, сообщения информационного характера, сообщения личного характера и несплошные тексты. Тексты для чтения организованы в рамках тематического содержания речи в соответствии с требованиями Федеральной образовательной программы.

Содержание текстов отвечает интересам учащихся данной возрастной группы. Так, например, учащиеся узнают, как их британские и американские сверстники проводят свободное время, об их увлечениях и хобби (from Hit and Run by D. Anastasio, The Older Boy by F. Pascal), о том, какие мероприятия проводятся в их школах (from Ellen Tebbits by B. Clearly, Harriet the Spy by L.Fitzhugh), о правилах безопасности, принятых в их семьях и школах (from The Computer Nut by Betsy Byars, Matilda by Roald Dahl), о жизни школьников в британской школе-интернате (from The Adventures of Jennings by Anthony Buckeridge), о популярных праздниках и традициях (from The Perfect Tree by Debra W. Hingley, An Old-fashioned Thanksgiving by Loise May Alcott). Они также читают о достопримечательностях Великобритании, сказки, стихотворения и т.д.

Тексты для чтения включают изученный языковой материал, отдельные незнакомые слова. Объём текста не превышает 200 слов.

В области обучения смысловому чтению перед учениками ставятся следующие задачи:

  • читать про себя и понимать тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи:

с пониманием основного содержания;

с пониманием запрашиваемой информации;

  • читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию;

Обучение двум видам чтения начинается с первого упражнения к тексту. Каждый вид предполагает использование определённой стратегии, выбор которой зависит от задания. Для лучшего осознания специфики каждого вида чтения стратегия чтения текста указана после вопроса в скобках (reading for main idea, reading for specific information). В книге для чтения представлены памятки — советы, помогающие учащимся эффективнее овладевать этими важными УУД.

Для овладения стратегиями чтения представлены разнообразные упражнения. Вот некоторые примеры из пособия.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагаетумение определять тему, главные факты/события, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Стр. 10

Стр.19

Стр.52

Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме. Данный вид чтения требует от учащихся быстрой ориентации в тексте, поскольку они вынуждены пробегать глазами по тексту («сканировать» текст) в поиске опор, помогающих найти нужную информацию. Время чтения ограничено.

Стр.25

Стр.34

Стр.37

Стр 7

Стр 11

Чтение несплошных текстов предполагает понимание представленной в них информации.

Стр 26

Кроме умений, указанных в ФОП основного общего образования (5 класс), в Книге для чтения предлагаются упражнения, направленные на развитие следующих умений:

  • умение догадываться о значении неизвестных слов (по аналогии с русским языком, по словообразовательным элементам, контексту):

Стр.25.

Стр.33

Стр.35

  • умение выбрать значение многозначного слова, подходящее по контексту:

Стр.7

Стр.10

  • умение извлекать информацию о культуре страны из текста:

Стр.55

  • умение определять внутреннюю организацию текста:

Стр.15

Стр.32

  • умение представлять информацию в форме, отличной от её первоначального вида:

Стр.53

  • умение определять последовательность событий:

Стр.10

  • умение выражать своё отношение к прочитанному:

Стр. 9

Стр.18

Стр.42

  • умение соотносить информацию в тексте с личным опытом:

Стр.16

Стр.22

Стр.17

Стр.25

Стр.44

  • умение переводить:

Стр.17

Стр.30

Стр.57

В Книге для чтения предлагаются также упражнения, направленные на совершенствование лексических и грамматических навыков чтения. Они помещены под рубриками Vocabulary и Grammar.

Стр.13

Стр.23

Стр.46

Упражнения под рубрикой Letters, Signs and Sounds позволяют учащимся совершенствовать технику чтения, а именно повторить чтение слов по правилам, читать по транскрипции любое незнакомое слово.

Стр.10

Стр.12

Стр.33

Стр.52

Стр.54

Стр.53

Поскольку в пособии представлены отрывки из произведений английских и американских авторов, учащиеся учатся находить разницу между отдельными словами в британском и американском вариантах английского языка.

Стр.5

Стр.20

Книга для чтения снабжена англо-русским словарём, списком личных имён и географических названий, которые позволяют учащимся развивать умение пользоваться справочной литературой.

Выполнение заданий в Книге для чтения, направленных не только на нахождение и понимание информации в текстах, но и интерпретацию и анализ содержания, формулирование выводов, использование информации при решении учебных задач, способствует повышению уровня читательской грамотности учащихся.

Комментарии закрыты.