«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Понедельник 27 октября 2025

В статье рассматриваются методы работы с учениками, имеющими особые образовательные потребности, в том числе при задержке языкового развития и низком уровне фонологической компетенции. Обычные подходы, такие как повторение звуков и рифм, могут быть неэффективны и перегружать учеников, поэтому акцент ставится на создании комфортных условий для обучения.

Автор: Гриднева Екатерина Александровна
Место работы: ФГБОУ ВО Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва
Должность: старший преподаватель кафедры иностранных языков

Автор: Яковлева Виктория Вадимовна
Место работы: ФГБОУ ВО Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва
Должность: доцент кафедры иностранных языков

Рекомендации включают использование простых формулировок, визуальных поддержек, четких инструкций и внимательного отношения к каждому ученику. Подчеркивается важность последовательного речевого поведения учителя, который должен быть образцом для подражания и избегать сложных фраз и терминов, чтобы способствовать успешному усвоению языка.

Если у Вашего ученика есть особые образовательные потребности, то обучение языку и фонологическая компетенция часто являются отдаленной целью. Особенно в случае задержек языкового развития: обычный подход, такой как повторять звуки за учителем или диктором на слух и составлять рифмы, может только утомить и подавить ученика. Поэтому действовать следует в тех рамках, в которых Ваш ученик чувствует себя наиболее комфортно и уверенно.

Подготовка учителей в лингвистической области обычно подразумевает наличие у учеников базового уровня для овладения иностранным языком: фонологической компетенции. Но что, если базовые навыки у учеников практически отсутствуют? Обучая учащегося с задержкой языкового развития или ребенка, для которого немецкий язык не является родным, Вы должны иметь в виду предыдущее языковое развитие. Это закладывает основу для того, на чем Вы строите свой подход и какие методы используете.

Эта тематическая статья содержит некоторые практические рекомендации по данной теме. Кроме того, Вы можете использовать советы по поддержке учеников на всех этапах обучения.

Ваш способ общения может помочь Вам как преподавателю подготовить почву для благоприятного языкового развития. Многое из этого может потребовать небольшой практики. Анализировать собственное речевое поведении нелегко, особенно в процессе работы на уроке. В таком случае можно прибегнуть к помощи коллег, попросить их понаблюдать и дать отзыв о Вашем поведении в общении. Делайте небольшие шаги, чтобы постепенно оптимизировать отдельные аспекты.

Говорите полными предложениями! Как преподаватель, Вы являетесь важным образцом языка для своего ученика. Будьте осторожны, чтобы закончить свои предложения, а не прерывать их.

Обращайте особое внимание на грамматическую правильность Ваших высказываний! Возможно, Вы думаете, что говорить грамматически правильно – это самоочевидно. Но иногда ошибки или привычки учителя также имеют место. Как правило, они быстро исчезают – благодаря тому, что Вы уделяете им пристальное внимание.

Следите за тем, чтобы речь была понятной! Опять же, это тот момент, над которым Вы, как учитель, должны работать снова и снова. Слова должны быть четко разграничены. Обратите особое внимание на то, чтобы в конце предложения не было размытых слов. Это часто случается, когда человек интуитивно предполагает, что собеседник уже уловил смысл высказывания в начале предложения. Кроме того, говорите на литературном языке без использования диалектизмов и правильно ставьте ударение.

Сократите количество слов, которое Вы произносите! Старайтесь говорить только то, что необходимо. При необходимости включите дополнительное объяснение, если оно понадобится Вашим ученикам. Пример:

  • вместо: «Пожалуйста, достаньте свои немецкие тетради прямо сейчас. Пожалуйста, уберите все, что относится к уроку математики. Я видел, Вы сегодня работали с циркулем. Пожалуйста, уберите его тоже». Лучше: «А теперь уберите всю математику. Вам нужна только тетрадь по немецкому».

Учитывайте уровень владения языком!

Помните, что для ребенка с трудностями в обучении иностранному языку лучше использовать простые формулировки. Это означает:

  • Объясняйте специальные термины, когда Вам действительно необходимо их использовать.
  • В противном случае исключите специальные термины.
  • Обращайте внимание на короткие фразы.
  • Воздерживайтесь от двусмысленных, метафорических или иронических формулировок.

Практический совет состоит в следующем. Запишите все, что Вы скажете в течение одного урока. Затем поразмышляйте в тишине и покое дома. Спокойно отнеситесь к этому критически. Затем поставьте перед собой отдельные цели. Пример: на этой неделе я обращаю внимание на более понятный язык. Составьте план урока так, чтобы он был у Вас перед глазами каждое занятие.

Избегайте двусмысленных, метафорических или иронических формулировок! Вы должны разделить рабочие инструкции и вопросы на несколько разделов для своих учеников, ориентированных на изучение иностранного языка. Будьте осторожны, особенно во время беседы в классе, чтобы избежать сложно либо путано сформулированных вопросов. Например: «Назови своё любимое блюдо, кто его готовит и является ли этот человек членом твоей семьи, либо его другом, который, возможно, поделился с ним рецептом… ».

Анализируйте свою речь! Многие учителя слишком много говорят на уроке. Берегите свой голос – он Вам понадобится еще какое-то время. Это также пойдет на пользу Вашим ученикам. Чем больше дети будут говорить, тем лучше.

Создавайте разнообразные ситуации для выступлений и высказываний учеников! Поощряйте своих учеников к выступлению с помощью различных материалов:

  • изображение;
  • предмет;
  • шумы;
  • краткий текст.

Особенно часто ученики со специальной педагогической направленностью в лингвистической области не осмеливаются выступать перед классом. Помогите своему ученику, снижая давление на него. Вначале вполне достаточно сообщить соседу или обменяться мнениями в небольшой группе. Когда Ваш ученик станет более уверенным, Вы можете предложить выступить перед группой.

Задавайте открытые вопросы! Поощряйте своего ученика говорить. Для этого задавайте вопросы, на которые невозможно ответить „да“ или „нет“.

Требуйте от учеников полных ответов! В Вашем классе возьмите за правило, чтобы Ваши ученики отвечали полными предложениями, если это возможно. Один совет: если в ответе Вашего ученика отсутствует оставшаяся часть предложения, подайте знак рукой. Пример: «Клара, ты хочешь работать с Яном или с Идой?» – «Идой». Например, нарисуйте в воздухе дугу указательным пальцем: «Я хочу работать с Идой».

Разделяйте вопросы и просьбы! В речевом потоке часто бывает так, что инструкции формулируются как вопросы: «Не поднимешь свой стул, пожалуйста?», хотя на самом деле это означает: «Пожалуйста, подними свой стул». Это является дополнительным препятствием для детей, испытывающих трудности в общении. Буквально говоря, в этом случае Ваш ученик также может ответить вам „нет“. Поэтому следите за четкостью своих формулировок.

Прибегайте к дополнительной визуализации! Когда Вы даете инструкции по работе, Вы должны использовать соответствующие карточки с изображениями для поддержки.

Поддерживайте зрительный контакт с учеником и слушайте активно! Особенно ребенок с языковыми трудностями нуждается во внимательном отношении. Это требует от Вас огромного терпения, особенно если Ваш ученик плохо говорит.

Не перебивайте! Даже если это трудно и Вы хотите помочь ему, не перебивайте ребенка, чтобы исправить слово или закончить предложение.

Не пытайтесь сразу устранить все лингвистические ошибки! Не указывайте своему ученику на лингвистически неправильные конструкции во время его рассказа. Вместо этого углубитесь в содержание сказанного. При необходимости после этого запишите типичные ошибки ребенка и учтите их впоследствии.

Исправляйте ошибки осмысленно! Ваш ученик может чаще совершать типичные ошибки во время разговора:

  • неправильно произнесенное;
  • неправильно использованное слово;
  • неправильная структура предложения.

Возможно, у Вас возникнет желание попросить ребенка повторить исправленную версию. Будет лучше, если Вы сами правильно озвучите сказанное учеником. Не требуйте от ребенка дополнительных повторений. Это быстро демотивирует и создает барьер.

Будьте образцом для подражания! Очень многое зависит от Вашей собственной речи. Если Вы критически проанализируете своё речевое поведение и исправите возникающие ошибки, то это принесёт огромную пользу вашим ученикам, нуждающимся в особенном внимании.

Таким образом, ключевые принципы, изложенные в статье, универсальны и напрямую касаются навыков, необходимых успешному специалисту даже в технических областях и инженерии. Попытки взглянуть на коммуникацию под другим углом и освоить техники, которые сделают вас не только ведущим специалистом, но и более чутким собеседником, проводились также среди студентов НИУ МЭИ. Как следствие, студентами было отмечено, что подобные педагогические приемы – мощные инструменты для любого технического специалиста, как практическое руководство по развитию soft skills.

Комментарии закрыты.