К ВОПРОСУ О ТЕХНОЛОГИИ СТАНОВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ, ИЛИ ИТОГИ ОДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА
Автор: Валентина ТОПУРИЯ | Рубрика: ПРОСВЕЩЕНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ Среда 27 марта 2013Работая в условиях постоянно усиливающихся интеграционных процессов в жизни человечества в целом и образовании в частности, учителя играют особую роль в становлении личности современных школьников. Развитие новых технологий, дистанционное обучение, компьютерные сети позволяют по-новому взглянуть на возможности и роль учителя XXI столетия visit .
настроение: ответственное
ключевые слова: международный, практико-ориентированный проект, непрерывное профессиональное образование, научное исследование на иностранном языке, проектирование образовательных программ, мотивация студентов, коммуникативные навыки
город: название
Каким должен быть учитель, чтобы соответствовать возрастающим требованиям в культурном, информационном и образовательном пространстве? Как он должен работать в условиях дифференцированного образовательного заказа различных социальных групп?
Некоторые ответы на эти вопросы были получены в ходе осуществления международного проекта «Иностранный студент в Петербургской школе». Его участниками стали педагогические коллективы и учащиеся школы № 555 Санкт-Петербурга и датской школы-партнёра из города Орхуса.
Цель проекта: развитие профессионального опыта и самосознания учителей в процессе взаимодействия с иностранными стажёрами, коллегами.
Задачи проекта:
- получение навыков оценки собственного потенциала как педагога;
- изучение инновационного европейского и отечественного опыта;
- осознание профессиональных ценностей;
- получение навыков демократического стиля общения;
- выработка качеств, необходимых для партнёрского сотрудничества с педагогами зарубежных стран.
Условия применения технологии:
- продолжительные профессиональные и непосредственные контакты;
- наличие в педагогическом коллективе целенаправленной установки на развитие профессионального уровня;
- наличие в педагогическом коллективе учителей-мастеров.
Описание технологии:
- Подготовка учителей к установлению взаимодействия с иностранными студентами. Погружение в проблему сотрудничества. Анализ их возможностей в реализации проекта и определение конкретных целей и задач.
- Знакомство с иностранными стажёрами. Самопрезентация.
- Обеспечение условий для включения учителей в совместную с иностранными стажёрами профессиональную педагогическую практику.
- Организация взаимопосещения уроков стажёрами, молодыми учителями, кураторами.
- Создание педагогической ситуации для неформального взаимодействия учителей и стажёров. Участие учителей в культурной программе практики (экскурсии, посещение театров, музеев).
- Проведение сравнительного анализа педагогических методов и средств обучения в отечественной и зарубежной школах.
- Анализ своего собственного педагогического опыта и результатов практики. Обобщение полученного опыта и предоставление его на заключительной конференции. Поиск направлений совместных образовательных акций.
- Завершение практики, подготовка сувениров на память.
- Осознание профессионального становления через контакты с иностранными стажёрами. Ориентация на выработку демократического стиля общения.
Результаты применения технологии:
- развитие профессионального уровня учителя;
- повышение чувства уверенности, гордости за свой город и национальную культуру;
- выработка новой социально-педагогической рефлексии;
- повышение коммуникативной культуры молодых учителей.
Перечень видеофрагментов, созданных в рамках проекта:
- «Школа принимает гостей из Дании».
- «Иностранный студент в школе Санкт- Петербурга». Презентация проекта.
- «Датские студенты ведут уроки английского и датского языков, музыки».
- «Российские учителя дают уроки для датских учащихся».
- «Прощальный вечер с датскими учащимися».
- «Заключительная педагогическая конференция».
Технология развития педагогической рефлексии
Необходимость проведения постоянной педагогической рефлексии деятельности, связанной с международным сотрудничеством, очевидна. Проводится она на разных уровнях: индивидуальном, групповом, общешкольном. Вопросы, по которым может проходить рефлексия, можно представить следующим образом: Как я понимаю привносимый иностранными студентами опыт? Что мне понравилось? Как я изменился(ась) под влиянием контактов с иностранными стажёрами? Какие элементы педагогической практики я могу применить в своей преподавательской деятельности?
Цель применения технологии развития рефлексии: совершенствование педагогической деятельности и её результативности.
- Анализ практической деятельности.
- Поиск разнообразных путей решения проблем.
- Составление системы оценивания.
- Выбор дальнейшего направления деятельности.
Негативным результатом применения технологии развития педагогической рефлексии является работа учителя с жёсткой балльной системой оценок, он ещё не готов к переходу к иной системе, а учащиеся стремятся к системе, направленной на поддержку успеха. Следует искать совместные постепенные пути демократизации школьной жизни. Изменения школьной жизни в связи с сотрудничеством с иностранными стажёрами дают примеры педагогической рефлексии на уровне педсовета.
Тема педсовета: «Анализ педагогического опыта».
Цель: «Рекомендации к анализу урока»
1-й этап — подготовительный: подготовка учителями выступлений по материалам новейших педагогических конференций в различных европейских странах и в России.
2-й этап — проведение педсовета. Информация о различных педагогических конференциях, актуализация интереса к другой педагогической культуре, сопоставление своих педагогических взглядов и европейских. Работа в группах по вопросам методических объединений: «Ученик-гражданин XXI века — фактор, побуждающий к развитию конструктивного и стратегического мышления». Важные аспекты на уроке, чтобы способствовать полноценному развитию личности учащегося. Дефиниции: чувство собственного достоинства, высокий, общекультурный уровень, активная социально-образовательная позиция, служение общему делу, командная работа.
3-й этап — результативный.
Схема анализа урока:
- Цели и задачи непрерывного образования и общекультурного развития учащегося.
- Требования к уроку: современное методическое обеспечение, дифференциальная работа с одарёнными детьми на уроке, эстетическое оформление урока, диалог культур и речь учителя, социальный педагогический компонент, валеологический компонент урока.
- Воспитание чувства собственного достоинства.
Выводы:
В результате проведённого этапа работы по проекту «Иностранный студент в Петербургской школе» определён ряд важных для дальнейшей деятельности направлений:
- Разработка образовательных технологических взаимодействий с зарубежными образовательными системами.
- Разработка технологий воспитательной работы, направленных на развитие творческой инициативы молодого поколения.
- Совершенствование системы непрерывного образования в школе.
- Поиск содержания, форм и методов работы для получения учащимися образовательных возможностей, соответствующих нормам развитых стран мира.
- Развитие культурного и национального самосознания коллектива.
Изменения, происходящие в современном обществе, способствовали педагогическому вступлению коллектива школы в контакты с зарубежными образовательными учреждениями. Обмен опытом, поездка за рубеж позволяет по-новому увидеть возможности развития отечественной системы образования, построения учебно-воспитательного процесса в школе. Эти возможности связаны с обогащением социально-педагогического опыта учащихся, с разработкой учебно-образовательного проекта. Проект отражает интересы подрастающего поколения, которое нуждается в овладении принятыми в мире нормами и социально-образовательными стандартами, дающими возможность быть уверенными в будущем. Общественное движение «Мир через культуру», работа по эстетическому развитию учащихся обеспечивает и гарантирует грамотность в решении проблем реализации проекта «Иностранный студент в школе Санкт-Петербурга». Непосредственная реализация проекта связана с Данией, городом Орхусом, высшим педагогическим колледжем.
Россия, Санкт-Петербург, педагогический коллектив (учащиеся, родители, педагоги) школы, учащиеся датских школ, студенты высшего педагогического колледжа, проходящие практику в России, Орхус, Дания — системные субъекты реализации проекта.
Можно структурировать технологии по следующим направлениям:
- Технология реализации диалога культур.
- Технология социально-педагогического сопровождения.
- Технология развития педагогической рефлексии.
Датские студенты высшего педагогического колледжа проявили интерес к нашей культуре, традициям, обычаям, познакомились с городом Санкт-Петербургом. В результате появился положительный социально-психологический климат во время проведения практики, качество взаимообучения и установления дружественных контактов. Датские студенты познакомили нас со своими обычаями и культурно-национальными традициями. На уроках датские студенты предстали носителями культуры своей страны, города, колледжа, своей семьи. Ученики видят на уроках учителя, несущего более выраженно, по сравнению с нашим учителем, личностные ценности, демократический стиль отношений (например, студенты не ставят оценки, но умеют организовать учебный процесс на уроке так, что дисциплина и рабочая, деловая атмосфера проявляются на всех этапах урока).
Выводы: В чём заключался интерес к проекту с нашей стороны?
- Понять принципы построения зарубежной образовательной системы.
- Совершенствовать практику освоения иностранных языков (английский, датский).
- Больше узнать об образе жизни, проблемах, ценностях наших зарубежных современников, сверстников наших учеников.
- Соотнести социальные и образовательные стандарты разных систем, чтобы увидеть свои достижения и перспективы развития.
- Осознать себя европейской школой и сделать свои достижения основой для её развития.
[links&resources]
1. Ford, Duncan. The Developing Teacher. Practical activities for professional Development. — Delta Publishing, 2009. — 96 p.
2. Dan С. Lortie. Schoolteacher: a Sociological Study. — Chicago: University of Chicago Press, 1975. — 284 p.
3. The Common European Competence of Foreign Languages. Studying, Teaching, Mark. — Strasburg, 2001.