«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

К ВОПРОСУ О ТЕХНОЛОГИИ СТАНОВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ, ИЛИ ИТОГИ ОДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА

Среда 27 марта 2013

Работая в условиях постоянно усиливающихся интеграционных процессов в жизни человечества в целом и образовании в частности, учителя играют особую роль в становлении личности современных школьников. Развитие новых технологий, дистанционное обучение, компьютерные сети позволяют по-новому взглянуть на возможности и роль учителя XXI столетия visit .

настроение: ответственное

ключевые слова: международный, практико-ориентированный проект, непрерывное профессиональное образование, научное исследование на иностранном языке, проектирование образовательных программ, мотивация студентов, коммуникативные навыки

город: название

Каким должен быть учитель, чтобы соответствовать возрастающим требованиям в культурном, информационном и образовательном пространстве? Как он должен работать в условиях дифференцированного образовательного заказа различных социальных групп?

Некоторые ответы на эти вопросы были получены в ходе осуществления международного проекта «Иностранный студент в Петербургской школе». Его участниками стали педагогические коллективы и учащиеся школы № 555 Санкт-Петербурга и датской школы-партнёра из города Орхуса.

Цель проекта: развитие профессионального опыта и самосознания учителей в процессе взаимодействия с иностранными стажёрами, коллегами.

Задачи проекта:

  • получение навыков оценки собственного потенциала как педагога;
  • изучение инновационного европейского и отечественного опыта;
  • осознание профессиональных ценностей;
  • получение навыков демократического стиля общения;
  • выработка качеств, необходимых для партнёрского сотрудничества с педагогами зарубежных стран.

Условия применения технологии:

  • продолжительные профессиональные и непосредственные контакты;
  • наличие в педагогическом коллективе целенаправленной установки на развитие профессионального уровня;
  • наличие в педагогическом коллективе учителей-мастеров.

Описание технологии:

  1. Подготовка учителей к установлению взаимодействия с иностранными студентами. Погружение в проблему сотрудничества. Анализ их возможностей в реализации проекта и определение конкретных целей и задач.
  2. Знакомство с иностранными стажёрами. Самопрезентация.
  3. Обеспечение условий для включения учителей в совместную с иностранными стажёрами профессиональную педагогическую практику.
  4. Организация взаимопосещения уроков стажёрами, молодыми учителями, кураторами.
  5. Создание педагогической ситуации для неформального взаимодействия учителей и стажёров. Участие учителей в культурной программе практики (экскурсии, посещение театров, музеев).
  6. Проведение сравнительного анализа педагогических методов и средств обучения в отечественной и зарубежной школах.
  7. Анализ своего собственного педагогического опыта и результатов практики. Обобщение полученного опыта и предоставление его на заключительной конференции. Поиск направлений совместных образовательных акций.
  8. Завершение практики, подготовка сувениров на память.
  9. Осознание профессионального становления через контакты с иностранными стажёрами. Ориентация на выработку демократического стиля общения.

Результаты применения технологии:

  • развитие профессионального уровня учителя;
  • повышение чувства уверенности, гордости за свой город и национальную культуру;
  • выработка новой социально-педагогической рефлексии;
  • повышение коммуникативной культуры молодых учителей.

Перечень видеофрагментов, созданных в рамках проекта:

  1. «Школа принимает гостей из Дании».
  2. «Иностранный студент в школе Санкт- Петербурга». Презентация проекта.
  3. «Датские студенты ведут уроки английского и датского языков, музыки».
  4. «Российские учителя дают уроки для датских учащихся».
  5. «Прощальный вечер с датскими учащимися».
  6. «Заключительная педагогическая конференция».

Технология развития педагогической рефлексии

Необходимость проведения постоянной педагогической рефлексии деятельности, связанной с международным сотрудничеством, очевидна. Проводится она на разных уровнях: индивидуальном, групповом, общешкольном. Вопросы, по которым может проходить рефлексия, можно представить следующим образом: Как я понимаю привносимый иностранными студентами опыт? Что мне понравилось? Как я изменился(ась) под влиянием контактов с иностранными стажёрами? Какие элементы педагогической практики я могу применить в своей преподавательской деятельности?

Цель применения технологии развития рефлексии: совершенствование педагогической деятельности и её результативности.

  1. Анализ практической деятельности.
  2. Поиск разнообразных путей решения проблем.
  3. Составление системы оценивания.
  4. Выбор дальнейшего направления деятельности.

Негативным результатом применения технологии развития педагогической рефлексии является работа учителя с жёсткой балльной системой оценок, он ещё не готов к переходу к иной системе, а учащиеся стремятся к системе, направленной на поддержку успеха. Следует искать совместные постепенные пути демократизации школьной жизни. Изменения школьной жизни в связи с сотрудничеством с иностранными стажёрами дают примеры педагогической рефлексии на уровне педсовета.

Тема педсовета: «Анализ педагогического опыта».

Цель: «Рекомендации к анализу урока»

1-й этапподготовительный: подготовка учителями выступлений по материалам новейших педагогических конференций в различных европейских странах и в России.

2-й этаппроведение педсовета. Информация о различных педагогических конференциях, актуализация интереса к другой педагогической культуре, сопоставление своих педагогических взглядов и европейских. Работа в группах по вопросам методических объединений: «Ученик-гражданин XXI века — фактор, побуждающий к развитию конструктивного и стратегического мышления». Важные аспекты на уроке, чтобы способствовать полноценному развитию личности учащегося. Дефиниции: чувство собственного достоинства, высокий, общекультурный уровень, активная социально-образовательная позиция, служение общему делу, командная работа.

3-й этапрезультативный.

Схема анализа урока:

  1. Цели и задачи непрерывного образования и общекультурного развития учащегося.
  2. Требования к уроку: современное методическое обеспечение, дифференциальная работа с одарёнными детьми на уроке, эстетическое оформление урока, диалог культур и речь учителя, социальный педагогический компонент, валеологический компонент урока.
  3. Воспитание чувства собственного достоинства.

Выводы:

В результате проведённого этапа работы по проекту «Иностранный студент в Петербургской школе» определён ряд важных для дальнейшей деятельности направлений:

  1. Разработка образовательных технологических взаимодействий с зарубежными образовательными системами.
  2. Разработка технологий воспитательной работы, направленных на развитие творческой инициативы молодого поколения.
  3. Совершенствование системы непрерывного образования в школе.
  4. Поиск содержания, форм и методов работы для получения учащимися образовательных возможностей, соответствующих нормам развитых стран мира.
  5. Развитие культурного и национального самосознания коллектива.

Изменения, происходящие в современном обществе, способствовали педагогическому вступлению коллектива школы в контакты с зарубежными образовательными учреждениями. Обмен опытом, поездка за рубеж позволяет по-новому увидеть возможности развития отечественной системы образования, построения учебно-воспитательного процесса в школе. Эти возможности связаны с обогащением социально-педагогического опыта учащихся, с разработкой учебно-образовательного проекта. Проект отражает интересы подрастающего поколения, которое нуждается в овладении принятыми в мире нормами и социально-образовательными стандартами, дающими возможность быть уверенными в будущем. Общественное движение «Мир через культуру», работа по эстетическому развитию учащихся обеспечивает и гарантирует грамотность в решении проблем реализации проекта «Иностранный студент в школе Санкт-Петербурга». Непосредственная реализация проекта связана с Данией, городом Орхусом, высшим педагогическим колледжем.

Россия, Санкт-Петербург, педагогический коллектив (учащиеся, родители, педагоги) школы, учащиеся датских школ, студенты высшего педагогического колледжа, проходящие практику в России, Орхус, Дания — системные субъекты реализации проекта.

Можно структурировать технологии по следующим направлениям:

  • Технология реализации диалога культур.
  • Технология социально-педагогического сопровождения.
  • Технология развития педагогической рефлексии.

Датские студенты высшего педагогического колледжа проявили интерес к нашей культуре, традициям, обычаям, познакомились с городом Санкт-Петербургом. В результате появился положительный социально-психологический климат во время проведения практики, качество взаимообучения и установления дружественных контактов. Датские студенты познакомили нас со своими обычаями и культурно-национальными традициями. На уроках датские студенты предстали носителями культуры своей страны, города, колледжа, своей семьи. Ученики видят на уроках учителя, несущего более выраженно, по сравнению с нашим учителем, личностные ценности, демократический стиль отношений (например, студенты не ставят оценки, но умеют организовать учебный процесс на уроке так, что дисциплина и рабочая, деловая атмосфера проявляются на всех этапах урока).

Выводы: В чём заключался интерес к проекту с нашей стороны?

  1. Понять принципы построения зарубежной образовательной системы.
  2. Совершенствовать практику освоения иностранных языков (английский, датский).
  3. Больше узнать об образе жизни, проблемах, ценностях наших зарубежных современников, сверстников наших учеников.
  4. Соотнести социальные и образовательные стандарты разных систем, чтобы увидеть свои достижения и перспективы развития.
  5. Осознать себя европейской школой и сделать свои достижения основой для её развития.

[links&resources]

1. Ford, Duncan. The Developing Teacher. Practical activities for professional Development. — Delta Publishing, 2009. — 96 p.
2. Dan С. Lortie. Schoolteacher: a Sociological Study. — Chicago: University of Chicago Press, 1975. — 284 p.
3. The Common European Competence of Foreign Languages. Studying, Teaching, Mark. — Strasburg, 2001.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.