ПРИЁМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В ЯЗЫКОВУЮ И РЕЧЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Автор: Ирина НИКУЛИЦА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Среда 15 мая 2013
Обучение иностранному языку всегда требует особого подхода и отношения. Лично для меня преподавание иностранного языка в школе — это интересная и приносящая удовольствие деятельность, требующая постоянного поиска и совершенствования. Усвоить лексику чужого языка можно и с помощью двуязычного словаря, изучить грамматические правила и выбирать видовременные формы глаголов можно при помощи хороших учебников и упражнений, а вот научить умению общаться на иностранном языке в условиях школы можно только на хорошо организованном уроке иностранного языка. Ведь уметь изъясняться на языке — значит владеть разными ситуациями общения. Общение как деятельность строится на взаимодействии с другими, на удовлетворении определенной потребности сказать, пояснить, убедить, побудить к действию и т. д.
настроение: активное
ключевые слова: продуцирование речевого высказывания, навыки ответного реагирования, поиск мотивированной коммуникативной ситуации, речевое взаимодействие
город: г. Волжский, Волгоградская обл.
«Невозможно общаться или научиться общению только с микрофоном или магнитофоном. Как нельзя полноценно общаться с попугаем», — утверждает Коллет Самсон.
Проблемы, которые фиксирует учитель при работе на уроке, не являются для учителей-практиков неожиданными. Чаще всего они связаны с затруднениями учащихся при построении вопросов, недостаточно развитыми умениями вести дискуссию, выражать свое мнение, аргументировать точку зрения, то есть все те проблемы, которые возникают у учащихся при порождении спонтанного речевого высказывания. И я не открою Америки, если скажу, что в идеале мы хотим видеть развитыми все эти умения в сочетании с правильной формой выражения, т.е. лексически и грамматически грамотно построенными.
За годы практической работы приходилось применять различные приемы и техники для активизации деятельности учеников на уроке, для формирования навыка спонтанного речевого высказывания. В данной статье мне бы хотелось поделиться с некоторыми из них, а именно такими приемами, которые при организации не требуют временных и материальных затрат, доступны, эффективны и действенны.
1. «Начни вопрос»
Цель: активизация вопросительных слов, употребление наречий с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными, тренировка слухового восприятия, развитие навыков спонтанного реагирования на услышанное высказывание.
Описание:
Учитель вслух произносит определенные фразы, ученик должен дать начало вопроса, ответом на который является фраза учителя. Условия выполнения: учитель произносит фразы в быстром темпе, режим работы — фронтальный. Можно работать по группам в виде соревнования с подведением очков, постепенно усложняя предложенные фразы.
Пример:
2. «Ответь на вопрос»
Цель: развитие навыков ответного реагирования, активизация активных лексических единиц в речи. Этот вид упражнения стал активно мною использоваться на стадии “warming up” после того как я «устала» выслушивать краткие, однотипные ответы типа “Yes, I do” or “No, I don’t”/ “Yes , it is” or “No, it isn’t” на общие вопросы при беседе с учащимися. Особенно успешным будет использование этого упражнения при изучении тем, связанных с общением детей между собой.
Описание: Учитель задает общие вопросы, касающиеся тематики урока или на произвольную тему, представляющую интерес для учащихся. Ученики должны ответить на вопросы, не употребляя слова — Yes / No.
Пример:
3. «Докажи или опровергни»
Цель: стимулировать речевое высказывание на определенную тему, предоставив право выбора языковых средств.
Описание: Учитель озвучивает определенное высказывание, которое может быть провокационным по своему характеру. Учитель предлагает ученику высказаться по этому поводу, показывая карточку либо со знаком «+» (плюс), либо со знаком «–» (минус). Если ученику показана карточка «+», он должен согласиться с предложенным утверждением и доказать его, его речь не должна заканчиваться до тех пор, пока учитель держит эту карточку. Если ученику показана карточка «–», он должен не согласиться с предложенным утверждением и опровергнуть его, речь ученика длится до тех пор, пока учитель держит сигнальную карточку.
Пример:
Учитель: It is important to learn English.
«+» Ученик 1: I agree with you. English is a world language. It’s an official language of the UNO. English is used mass-media, science, computer systems, education. One third of the world speak English.
«–» Ученик 2: I can’t share this opinion. My father doesn’t speak English at all, but he is a prosperous person. We live in this country and it’s more important for us to learn and to know Russian perfectly.
Иногда учитель может показать обе сигнальные карточки одному и тому же ученику, тем самым стимулируя его на разнообразные речевые высказывания.
4. «Знакомство»
(на начальном этапе обучения) What’s your name? — My name is…
Цель: научить спрашивать и называть свое имя. Поиск мотивирующей коммуникативной ситуации. Вопрос и ответ о cвоем имени учащимся при тренировке фраз уже предсказуем, поэтому исчезает новизна и познавательность при усвоении, а значит теряется мотивация к изучению: зачем задавать вопрос, если ответ уже известен.
Описание: Учитель заранее готовит карточки-картинки с именами известных «парных» личностей (герои книг, мультфильмов, рекламных роликов и т. д., например, Астерикс и Обелиск, Ромео и Джульетта, Шрек и Феона, Винни-Пух и Пятачок). Карточки раздаются учащимся на уроке без объявления вслух имён. Задача для учеников: обходя всех учеников группы, найти свою пару; спрашивая вслух у каждого What’s your name? и получив ответ, соединиться с партнёром.
На сегодняшний день обучение иностранному языку вступает в качественно новый этап развития. Деятельностное, социально значимое и личностно ориентированное обучение на основе четко обозначенных требований Федерального стандарта предъявляет особые требования к работе учителя. Учитель должен обеспечить качественное обучение и воспитание, и при очевидной свободе выбора форм, средств, методов и приемов обучения, должен дать гарантированный и качественный результат сформированности основных компетенций.
Все описанные приемы просты, не требуют изготовления сложных подручных дидактических средств, мотивируют учащихся на речевое высказывание, затрагивают зону личностных интересов обучающихся и создают ситуативное общение, что является важным условием иноязычного образования. Я надеюсь, что предложенный материал поможет учителям эффективно организовать речевое взаимодействие учащихся на уроке и получить удовольствие от собственной деятельности.
[links&resources]
1. Колетт Самсон. 333 совета по обучению английскому языку в школе. — М.: АСТ, Астрель, 2004.
2. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. — М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
3. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроке иностранного языка. — М.: Еврошкола, 2000. — 272 с.
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.— М.: Просвещение, 2001. — 219 с.
5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам.— М.:Астрель, 2008. —269 с.
6. Medgyes, P. The Non Native Teacher. — London: Macmillan, 1995. —128 c.