СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Елена ОХИНА | Рубрика: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Четверг 13 февраля 2014Введение ФГОС в современной школе предусматривает новые подходы к организации учебного процесса, методологическую основу которого составляет системно-деятельностный подход, предполагающий формирование базовых компетентностей современного выпускника: информационной, коммуникативной, самоорганизации, и в первую очередь, ответственности самой личности, самообразования.
настроение: формирующее
ключевые слова: Spotlight, ФГОС, коммуникативная компетенция, метод проектов, навыками самоорганизации и самообразования, ролевые игры
город: Новосибирск
Современное образование призвано отвечать запросам общества и времени. Иностранный язык давно перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира, способ развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания и, прежде всего, ответственного отношения к познанию, труду и общению. Это понимание отражается в целях обучения иностранным языкам в школе, которые заключаются в формировании коммуникативной компетенции, включающей в себя, в частности, языковую и социокультурную компетенции.
Как же создать такую ситуацию в учебном процессе, которая была бы направлена на формирование активной ответственной личности, как мотивировать на подобные действия? Необходимо, чтобы ученик был активным участником образовательного процесса, чтобы он был заинтересован в самостоятельном поиске нужной информации, обладал развитыми навыками самоорганизации и самообразования. На современном уроке иностранного языка знания не преподносятся в готовом виде. Учащиеся получают информацию, участвуя в исследовательской деятельности, решают реальные проблемы повседневных ситуаций. Моя задача как учителя состоит в организации такой работы на уроке, которая мотивирует ученика к исследовательскому ответственному поиску решений творческих вопросов, а в процессе этой работы — к отработке грамматических и лексических структур. Только тщательно продуманный и спланированный урок может привести к достижению главной цели изучения языка — формированию коммуникативной компетенции.
Работа с учениками всех уровней нашего лицея: начального, среднего и старшего — по УМК «Английский в фокусе» требует ответственной и системной подготовки к любому уроку. Для каждого урока цель должна быть только одна. Кроме того, она должна быть диагностируема, чтобы ее достижение можно было легко проверить в конце урока. Деятельностный подход ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой деятельности обучаемых, что позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике. Такая направленность обучения английскому языку осуществляется через «деятельностные задания» развивающего характера (activities), которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. Одним из эффективных приёмов обучения говорению являются различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры. Применение ролевой игры предполагает самостоятельное речевое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. В рамках деятельностного подхода находит широкое применение парная и групповая формы работы. Вот несколько примеров методик парной работы, целевая установка которых — повышение ответственности обучающихся за результаты своего труда:
1. Использование метода Ривина А.Г. Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записываются в тетрадь. После проработки всего текста учащийся выступает по теме.
2. Обратная методика Ривина А.Г. Используется при составлении тематических высказываний или при подготовке к пересказу текста по плану. Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача — согласно плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.
3. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения грамматических правил на основе работы учащихся в парах. Первый учащийся пары повторяет одно правило, второй учащийся второе правило. Сначала первый ученик объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.
4. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки лексического и грамматического материала. На специальных карточках оформляются 5–6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик — без ответов.
Примеры методов групповой работы:
1. Метод «учимся вместе». В разнородных группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.
2. Метод проектов. Самостоятельный поиск информации, которая нужна учащимся для выполнения и презентации выполненной работы.
О методе проектов в курсе УМК «Английский в фокусе» хотелось бы рассказать более подробно. Каждый модуль учебника предлагает проектную работу для учеников. Темы соответствуют их возрасту и интересам. В 7 классе предложены, например, такие темы: «A ‘special report’ on your town/city», «A short version of a folk tale for an international English magazine», «Children in the past» (с полным списком проектов можно ознакомиться в блоге Spotlight in Russia [7]). Тема проектной работы сообщается в начале каждого модуля. Ребята сами решают, что им выбрать: групповой проект или индивидуальный. Работа над проектом длится на протяжении изучения всего модуля. Новая лексика и грамматика уже не кажется скучным делом, так как полученные знания можно будет применить на практике. Обычно на подготовку проекта уходит около трех недель и эта работа выходит за рамки урока. Я постоянно оказываю помощь ребятам, консультирую и контролирую их деятельность. Готовые проектные работы ребята защищают на итоговом уроке, затем они публикуются на сайте издательства. Мне и моим ученикам очень импонирует девиз «Делитесь своими проектами со всей страной и миром!» Возможность публикации своей работы в интернете, получение именного сертификата обеспечивает интерактивность курса, способствует развитию самостоятельности и социализации учащихся, повышает мотивацию к практическому использованию английского языка, в том числе в рамках диалога культур, формирует ответственное отношение к порученному делу. Метод «учимся вместе» органично вписался в совместные уроки, проводимые с учителем русского языка и литературы Косачевой Н.В. На совместных уроках происходит осмысление и освоение новых грамматических явлений, позволяющих делать сравнительный анализ отдельных явлений двух языковых систем. А знакомство с элементарными навыками художественного перевода помогает раскрыть творческий потенциал учеников и, конечно, познакомить с шедеврами англоязычной литературы.
Системное применение описанных выше приемов и средств обучения на уроках создает возможности для более эффективной реализации способности и готовности учителя ориентироваться на конкретную личность ученика, отвечающего за свои успехи и просчеты, соблюдать основные системные принципы урока — целостность и структурность, коммуникативность и компетентность. Это позволяет поддерживать интерес к предмету, формировать привилегию ответственности у учащихся при овладении иностранным языком как естественную потребность в современном мире.
[links&resources]
1. Буланкина Н. Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве: монография. — М.: Изд-во АПКиПРО, 2002.
2. УМК «Английский язык. 7 класс». Авторы: Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, О.Е. Подоляко, Дж. Дули. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2009.
3. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
4. Сафонова В.П. Современный урок иностранного языка. — М. : Учитель, 2011.
5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. — М. : Просвещение, 2005.
6. Казаринова А.Ю. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка. URL: http://konf.uiuniver.ru/konf4/filologija
/realizaciya-sistemno-deyatelnostnogo
[7] Блог SPOTLIGHT IN RUSSIA
8. http://www.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=40490