«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ

Пятница 14 февраля 2014

Одним из главных направлений образовательной политики государства является обеспечение конкурентоспособной нации, которая в первую очередь определяется уровнем её образованности и степенью ответственности. Технические средства нового поколения являются основой для дальнейшего развития и построения современной образовательной среды, для оптимизации учебного процесса как непосредственно в классе, так и для дистанционного обучения.

настроение: увлекательное

ключевые слова: творческая активность, эффективность усвоения материала, Spotlight, мультимедийный сетевой обучающий класс, информационная компетенция, технические средства нового поколения

город: Новосибирск

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, интернет) у обучающихся формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Информационная компетенция является одной из ключевых образовательных компетенций.

Современный этап развития техники характеризуется переходом к созданию многофункциональных учебных комплексов. В лицее уже пятый год осваивается программный мультимедийный сетевой обучающий класс NetClassPRO, который предоставляет учителю и ученикам современную эффективную сетевую мультимедийную образовательную среду. Компьютеры объединены в локальную сеть на 12 рабочих мест. Кабинет оборудован комплексом звукотехнической, проекционной аппаратуры, позволяющей аудиовизуальным методом создавать оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся по овладению навыками устной иностранной речи. Аппаратура позволяет преподавателю организовать и контролировать самостоятельную работу каждого учащегося с индивидуальным учебным материалом; включать одновременно несколько учебных программ — для определённых групп учащихся; соединять учащихся попарно для диалогов и самому включаться в их беседы; записывать и воспроизводить речь учащихся; комментировать записи. Учитель получает возможность контроля за действиями учеников, дистанционного управления, проведения проверки знаний.

Поистине революционным изобретением последних лет являются интерактивные доски и приставки. Интерактивные приставки (EIKI Interactive, MIMO), которыми оснащены кабинеты иностранного языка, позволяют осуществлять:

1) активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;
2) набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания и его демонстрацию в режиме реального времени;
3) не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории;
4) сохранение результатов в отдельном файле. Весь материал проведенного урока можно сохранить в записи, и учителю нет необходимости все заново писать и создавать.

Учителя лицея, наряду с использованием готового программного обеспечения, создают новые учебные продукты: тематические презентации, грамматические и лексические таблиц и др.

Один из примеров успешного вовлечения учащихся в процесс обучения — использование интерактивной приставки с программным обеспечением для начальной школы, созданным в рамках УМК «Английский в фокусе» — совместного проекта «Просвещения» и Express Publishing. Яркое и наглядное представление грамматического материала, анимационное видео, аудиоупражнения, весёлые игры и многое другое позволяет сделать уроки английского языка живыми и увлекательными.

Что же можно сделать на уроке, работая по учебнику «Английский в фокусе» с использованием интерактивной доски? Например, сочетание визуального материала и аудиофайлов позволяет использовать интерактивную доску для учащихся с различными стилями восприятия учебного материала. Можно познакомить учащихся с новой лексикой с помощью картинки и одновременно прослушать новое слово, можно работать в различных режимах — со звуком и без, со словом и без.

Алгоритм «образ плюс звук», по мнению психологов, повышает усвоение нового материала до 60 %. Реально добиться такого результата в обычном режиме? Да, но это займёт времени в два, а то и в три раза больше. Комиксы и сказки оживают и создают ощущение реальности происходящего. Кроме того, комикс «Arthur + Rascal» сопровождается увлекательными заданиями: разместить картинки в нужном порядке и собрать пазл. Интерактивная доска даёт возможность сконцентрировать внимание всего класса при коллективном выполнении разнообразных заданий.

Необходимо учесть и важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной приставки позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.

Таким образом, к достоинствам данного мультимедийного средства (интерактивная приставка) относится следующее:

  • уникальна для презентации материала, можно что-то добавлять, писать, создавать графические схемы;
  • доступна для учащихся всех типов восприятия (аудиалов, визуалов и кинестетиков);
  • формирует чувство достижения и мотивацию к изучению иностранного языка;
  • снимает страх сделать ошибку, её легче исправить, чем на обычной доске;
  • помогает проследить динамику усвоения материала каждым учащимся, выделить типичные и повторяющиеся ошибки;
  • значительно сокращает количество раздаточного материала;
  • как магнит притягивает детей (особенно ученикам нравится исполнять песни в режиме караоке и играть в командные игры “Let’s Play”).

Совсем недавно у учителей лицея появилась возможность использовать на уроке документ-камеру MimioView™, которая была специально разработана для интерактивного обучения. Система дает возможность получать, сохранять и распространять изображения плоских и объемных объектов на большой экран. Это могут быть лексические и грамматические таблицы, схемы, упражнения, опорные слова для развития навыков устной речи, ситуативные картинки, фотографии. Конструкция камеры позволяет легко выравнивать документы, получать стоп-кадры и записывать аннотации к видеоизображениям. Демонстрируемые материалы подсвечиваются светодиодными лампами, обеспечивающими яркое освещение, низкую температуру и не требующими периодической замены. Учитель самостоятельно устанавливает время показа изображения. Таким образом, изображение появляется на экране только тогда, когда это необходимо.

Учитель может легко менять слайды, поэтому количество демонстрируемого материала может быть достаточно большим, нет необходимости делать большое количество копий.

Использование технических средств нового поколения на уроках иностранного языка позволяет учителю значительно оптимизировать процесс обучения, делая его более интересным и интенсивным, позволяет увеличить темп работы на уроке, способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний.

Конечно, для того чтобы эффективно применять технические средства на уроке, учителю приходится постоянно развиваться самому, учиться работать с новой техникой, с различными компьютерными программами. Однако только освоив новые технологии, мы начинаем говорить с нашими учениками на одном языке.

[links&resources]

1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
2. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов:учебное пособие Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008.
3. Буланкина Н.Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве: монография. — М.: Изд-во АПКиПРО, 2002.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
5. Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». URL: http://journal.kuzspa.ru/

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.