ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С УМК « RENCONTRES »
Автор: Татьяна ЛАПТЕВА | Рубрика: ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Пятница 3 апреля 2015В данной статье вашему вниманию представлены некоторые приёмы и формы работы с лексикой, монологической и диалогической речью, видеоматериалами и творческими заданиями УМК « Rencontres ».
настроение: креативное
ключевые слова: коммуникативно-деятельностный подход, аутентичные материалы, проектная деятельность, навыки чтения и перевода, фонетические разминки
город: Курган
Изучение второго иностранного языка является неотъемлемой частью обновления содержания школьного образования согласно ФГОС нового поколения. При изучении второго иностранного языка речь идет о дальнейшем развитии ключевых компетенций, о формировании коммуникативной компетенции, и конечно, о развитии социокультурной компетенции — уже с учетом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков.
Участвуя в эксперименте «Полилингвистическое образование обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО», который проходит на базе МАОУ «Гимназия № 30» г. Кургана, я работаю с данным УМК с учащимися 7–9 классов. В 7–8 классах по учебному плану гимназии предусмотрено 2 часа в неделю на изучение второго иностранного языка, в 9 классе — 1 час.
Актуальность выбора УМК « Rencontres ».
Этот учебно-методический комплект[1]:
- соответствует возрасту учеников;
- основан на деятельностном подходе к обучению;
- содержит аутентичные материалы плюс аудиокурс;
- создает условия для самостоятельной работы ученика;
- реализует аналитический интеркультурный подход;
- позволяет достичь уровня А2+/В1 согласно общеевропейской классификации уровней владения французским языком.
Стратегической целью данного УМК является развитие у учащихся способности и готовности к межкультурному общению на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению всем видам речевой деятельности. Согласно этому подходу учебный процесс организован так, чтобы максимально приблизить его к реальным ситуациям общения. Такой подход позволяет создать более широкую перспективу видения учащимися социального контекста использования французского языка.
Главной целью обучения французскому языку на начальном этапе является достижение учащимися элементарного уровня владения коммуникативной компетенцией в основных видах речевой деятельности.
В УМК первого года обучения « Rencontres. Niveau 1 » прослеживается взаимосвязь на уровне действующих в учебнике персонажей и происходящих с ними событий, позволяющая объединить отдельные аспекты обучения французскому языку в единое целое и создать учащимся все условия для перехода от учебного иноязычного контекста к реальному речевому общению с носителями языка.
Мой алгоритм работы с учебником:
- Базовый текст Unité разбивается (по возможности) на части, и каждая часть отрабатывается параллельно с разделом лексики из Vocabulaire actif;
- Монологическая и диалогическая речь (аудиокурс);
- Видео/аудиоматериалы;
- Грамматические практикумы;
- Творческие задания и проектная деятельность;
- Evaluation.
Представляю вашему вниманию некоторые приёмы и формы работы с лексикой, монологической и диалогической речью, видеоматериалами и творческими заданиями.
Unité 1, 2
Активное использование аудиокурса к учебнику, особенно при работе с диалогической речью, позволяет учащимся привыкнуть воспринимать иноязычную речь на слух в произношении носителей языка, обращая внимание на темп речи, интонационный рисунок. Учащиеся трансформируют диалоги — сначала в зависимости от ситуации, предложенной в учебнике, а затем составляют свои диалоги по заданной теме, например: «Диалог-знакомство», «Моя семья» и т. д.
При завершении работы над Unité 1, 2 я использую видеосюжет канала BBC Languages French — Ma France по теме «Семья» La famille Berrow (здесь есть субтитры на французском и английском, задания по грамматике и лексике). Также я использую тест для этого видеосюжета.
Проектная деятельность по теме «Семья» представлена индивидуальным проектом « Ma famille virtuelle ». Суть данного проекта в том, чтобы ученик представил себя в виртуальном мире в образе человека или персонажа, на которого он хотел бы быть похожим, и собрал свою виртуальную семью из таких же известных персонажей. Ожидая увидеть виртуальные семьи, состоящие из одних актеров, певцов и спортсменов, я была приятно удивлена фантазией, кругозором и разносторонними интересами учеников.
Примеры проектов:
http://goo.gl/yZB7Fn
http://goo.gl/BR0gtS
http://goo.gl/7yheOa
Для активизации лексики по разделам:
« Appartement »: предлагаю нарисовать и описать план своей квартиры.
« Une journée » и « Une lycée »: на основе упражнений и основного текста раздела предлагаю составить рассказ о своем обычном рабочем дне.
Unité 3
« Les achats ». При изучении данного раздела учащиеся выполняют мини-проект « Ma garde-robe ». Социокультурные знания учеников по разделу я дополняю рассказом о самых красивых, модных и больших магазинах Парижа Galeries Lafayette. В завершении работы с разделом « Les achats » я предлагаю учащимся видеоматериал канала ВВС Bon marché — Bon marche и разработанный мной Test.
« L’anniversaire ». Развитие навыков письменной речи в разделе происходит в процессе написания открытки ко дню рождения друга или члена семьи.
« Un portrait ». Базируясь на тексте учебника из раздела « Votre competence en francais », учащиеся выполняют мини-проект « Mon meilleur ami ». Я предлагаю для выполнения проекта воспользоваться планом:
- Information generale ( nom, age, ecole, classe)
- Famille
- Portrait physique/moral
- Travail a l’ecole
- Interets/hobby
Unité 4
« Un hotel ». Развитие навыков чтения текста происходит в процессе работы учащихся с сайтами французских отелей. Пример: Madelaine Plaza. Учащиеся разбиваются на группы, и каждая кратко представляет выбранный отель по схеме: titre → emplacement → service → prix.
« Une promenade » и « Le métro » Учащиеся работают с картой Парижа, выполняют творческое задание в парах — Itineraires.
« Un musée, un monument ». После изучения базового текста Unité учащиеся работают с презентацией о Париже, на основе которой составляют текст для пересказа:
PARIS
Le territoire de Paris est 105 km carrés. Paris a plus de 2000 ans. La population de Paris est plus de 2 millions d’habitants. Paris est situé sur la Seine. A Paris il y a beaucoup de curiosités et de monuments historiques. La Tour Eiffel est le symbole de Paris.La célèbre cathédrale Notre-Dame de Paris se trouve sur l’île de la Cité. Le Quartier Latin, c’est un vieux quartier de Paris ou se trouve la Sorbonne, la plus vieille Université de l’Europe.
Le Panthéon, c’est un mausolée où se trouvent les tombeaux des grands hommes de France: Rousseau, Voltaire, Victor Hugo, Zola, Pasteur et beaucoup d’autres.
A Paris se trouve le plus célèbre musée du monde, c’est le musée du Louvre.
Les Champs-Elysées, c’est une grande avenue avec ses théâtres, ses cinémas, ses cafés, ses magasins de luxe. Les plus grandes places de Paris sont « La place de l’Etoile », « La place de la Bastille », « La place de la Concorde ».
« Un cinéma, un film » — творческое задание по разделу:
1) изучить афиши французских кинотеатров Films à l’affiche;
2) представить афишу своего любимого фильма.
Leçon 12. Courrier des nouvelles. Проектная деятельность представлена проектом Je me presente, основанным на текстах учебника с. 146–149.
Также мной разработана подборка песен к каждому Unité, которые можно использовать в качестве фонетической разминки, а также для отработки лексических единиц и грамматических правил.
Unité 1, 2
Ma famille http://youtu.be/MFk9YmJv-jc
Savez-vous planter les choux http://www.youtube.com/watch?v=iAGV2pcLaAg
Dans ma salle de classe http://goo.gl/rjPOIa
Chanson des squelettes http://youtu.be/0CKMaRwicSg
Unité 3
Joyeux anniversaire http://youtu.be/HjXxvooa-0g
Les patries du corps http://youtu.be/bChrAwLzoSo
Je suis malade http://youtu.be/N-QfRTHFVWU
Salut http://youtu.be/CrA2zDuKhN4
Unité 4
Noel c’est comme un ryhtme de jazz http://youtu.be/5VpDBtEJeKI
A Paris http://youtu.be/XNVt3e6vHHM
La Seine http://youtu.be/9Z-NbQvhzKM
Pomme C http://youtu.be/-47Fmmj1FsA
[links&resources]
[1] Линия «Встречи. Второй иностранный язык» (« Rencontres » ) URL:
http://www.prosv.ru/umk/francais/info.aspx?ob_no=42767