СПЕЦИФИКА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Автор: Елена ШАШКОВА | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Понедельник 27 апреля 2015Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно учиться, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
настроение: деятельностное
ключевые слова: cовременный урок, ФГОС, мотивация, традиционный урок, современный урок
город: Лениногорск, Республика Татарстан
Задача учителя — грамотно и эффективно организовать деятельность учащихся на занятии. В настоящее время в его арсенале есть множество педагогических средств и приемов для решения этой задачи. Расширено содержание начального образования, есть возможность выбора образовательных программ и учебников (практически все учебники сопровождаются специально разработанными прописями, тетрадями на печатной основе, задачниками); педагоги давно избавились от дефицита методической литературы, которая в огромном ассортименте представлена на полках книжных магазинов и в прайс-листах многочисленных издательств. Изменилась и методика урока, появилось большое количество инновационных форм работы. Все эти факторы, безусловно, способствуют изменению качества урока, выведению его на новый уровень.
Какие бы реформы ни происходили в школе, урок остается главной составляющей учебного процесса, основной формой организации обучения в школе.
Современный урок должен быть результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. На таком уроке на первом месте — не формальное следование устоявшимся стереотипам (обязательная проверка домашнего задания, объяснение и закрепление, контроль и выставление отметок), а организация самостоятельной деятельности детей, в которой учитель выступает в роли организатора, координатора, консультанта, направляющего.
Немаловажным требованием современного урока является наличие коммуникативной направленности, что предполагает формирование готовности к диалогу, общение со сверстниками и взрослыми в самых различных жизненных и учебных ситуациях.
В педагогической литературе последних лет современному уроку дает определение Ю.А. Конаржевский[1]. По его мнению, современный урок — это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Выделяется три постулата современного урока:
- Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
- Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит, и качество образования. Рассмотрим систему требований к современному уроку, которую предлагает Ю.Б. Зотов[2]:
Требования к структуре говорят о необходимости:
- правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);
- определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);
- связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
- отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
- обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
- продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
- найти оптимальное место домашнему заданию.
Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:
- Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).
- Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме.
- Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал.
- Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме.
- Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.
Требования к содержанию урока и процессу учения:
- Урок должен быть воспитывающим.
- Урок должен обеспечивать выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов.
- Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска.
- В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.
Требования к технике проведения урока:
- Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.
- Темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учеников завершенными.
- Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке.
- Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.
- Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.
- Управлять учебным процессом на уроке, большую часть урока активно работают учащиеся.
Выделяется ряд показателей эффективности современного урока: логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике; используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам; соблюдены нормы педагогической этики; темп урока оптимален для данного коллектива детей; в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности; соблюдены гигиенические условия учебного труда; созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей; дидактическая задача урока решена.
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока.
Главной идеей процесса развивающего обучения становится активизация внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности. Главная задача педагога в этом случае — помочь ребёнку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала. Школа, функционирующая в режиме развивающего обучения, не ставит перед собой цель научить ребёнка всему и на всю жизнь, что в принципе невозможно, а пытается научить ученика учиться всю жизнь.
Для сравнения Г.Ю. Ксензова[3] даёт характеристику режима обучения в традиционной школе, ещё не вышедшей из плена авторитарной педагогики.
Организация внешне мотивированной учебной деятельности «традиционным» учителем
Компоненты деятельности |
Действия учителя в традиционной школе |
1. Цель | Цель на уроке ставит сам. |
2. Мотив | Мотивирует сам, чаще за счёт внешних стимулов. |
3. Средства | Средства выбирает сам. |
4. Действия | Организует и регламентирует действие. |
5. Результат | Подводит весь класс к результату, который наметил сам. |
6. Оценка | Оценивает сам. |
В данном случае все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, и они не затрагивают внутренних струн в душах обучающихся. Ученики попадают в капкан пассивности. Ещё К.Д. Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». Ученик на традиционном уроке выполняет в основном репродуктивные действия (до 90% всего учебного времени), рекомендуемые и контролируемые учителем с помощью отметок, которые в обычном их использовании, бесспорно, являются внешним принудителем. После длительного пребывания в режиме принуждения возродить самостоятельность в человеке нелегко. Главный недостаток традиционного обучения — ограниченные возможности для реализации и развития потенциальных способностей ребёнка.
Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка — систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.
Структура современного учебного занятия
При построении урока и оценке его эффективности можно ориентироваться на разные показатели: реализацию дидактических принципов или типических свойств методической системы. Эти свойства воплощаются в четырёх компонентах урока: в его содержании, в построении процесса учения, в характере отношений, в контрольно-оценочной деятельности учителя и ученика.
Как средство развития выступают ЗУНы. Такое целеполагание как раз подтверждает, что в архитектуре нашего педагогического пространства главная фигура — ученик! Важно научиться любить детей, понимать и принимать их такими, какие они есть, слышать их, уважать мнение каждого. Идти в своей работе от того, что значимо для детей, что представляет для них интерес, но не «на поводу» у них.
«Идти от детей» — это значит поддерживать их интерес к познанию, улавливать трудности, чувствовать настроение. И для этого — постоянно изучать детей и доверять их силам. Дети осознают и усваивают только те знания, которые приобретены ими усилием воли. «Не судите о способностях по лёгкости усвоения. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию — вот главное мерило», — так писал Антуан де Сент-Экзюпери.
Безусловно, если предложить детям материал с высоким уровнем трудности, без соблюдения меры трудности, то задача будет непосильной. В том случае, если соблюдена мера трудности, ученики смогут использовать уже имеющиеся у них знания в новой ситуации, сами выйдут на открытие нового материала.
Сам урок благодаря новым дидактическим принципам и методике существенно меняется по своей форме и структуре. Размываются стандартные части урока: опрос, объяснение, закрепление. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.
Что такое «жизнь на уроке»? Это непосредственная связь с жизнью страны, мира, переживание, осмысление новых событий при их обсуждении с учителем, одноклассниками, применение знаний в речевой практике, это духовная жизнь ребёнка, его мысли, эмоции, стремления.
Современный урок — это целостный организм, в котором все части взаимообусловлены и взаимосвязаны. Для чего предлагается то или иное задание? Как оно связано с темой урока, с предыдущим и последующими заданиями? Это вопросы, ответы на которые помогают спланировать урок, правильно провести его и проанализировать.
План урока — это начало творческого поиска, средство достижения эффективности урока, реализация замысла учителя, фундамент вдохновения и талантливой импровизации. Качество подготовки учащихся по любой дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Многие учителя при планировании урока и его описании опираются на хорошо известные традиционные этапы урока. Это вполне возможно. Главное — осознание того, насколько необходим каждый из этапов и как организована работа.
В связи с введением новых образовательных стандартов произошли изменения и в структуре учебного занятия. Привожу опорную таблицу по моделированию учебного занятия в соответствии с современными требованиями ФГОС.
Этапы учебного занятия | Образовательные задачи | УУД, формирующиеся на данном этапе | Возможные методы и приёмы выполнения |
1. Оргмомент | 1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
2. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Регулятивные: Волевая саморегуляция.
Личностные: Смыслообразование (Я должен…). Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Рапорт дежурного, приветствие учителя, музыкальный, стихотворный, психологический настрой. |
2. Проверка домашнего задания.
Подготовка к работе на основном этапе. |
1. Организовать актуализацию изученных
способов действий, достаточных для построения новых знаний. 2. Зафиксировать актуализацию способа действия в речи. 3. Зафиксировать актуализацию способов действия в знаках (эталоны решения на доске, схемы, опора по правилам). 4. Организовать обобщение актуализирующих способов действия. Мотивировать к учебному действию. 5. Организовать выполнение учащимися учебного действия. 6. Зафиксировать учебные затруднения (групповые или индивидуальные). |
Познавательные:
Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: Анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: Контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ учащихся, вызов к доске несколько учащихся.
Опрос по отдельным пунктам плана. Разноуровневые контрольные и самостоятельные работы. Сообщение темы и цели урока в виде проблемного задания. Сообщение темы в виде эвристического вопроса, составление карты мыследеятельности, составление кластера. |
3. Усвоение новых знаний и способов действия. | Организовать построение проекта изучения нового знания:
Учащиеся ставят цель проекта (что является темой). Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет). Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. |
Регулятивные:
Целеполагание как постановка учебной задачи. Планирование. Прогнозирование. Познавательные: Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и правильно строить речевые высказывания. Общеучебные: Моделирование. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Работа с определением вводимых понятий. Использование бытовых аналогий.
Представление основного материала: словесный и в знаково-символичных формах. Представление основного материала в сравнительных и классификационных таблицах, модульное обучение, проектное обучение. |
4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действия. | 1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3. Организовать фиксацию нового действия в знаках. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа. 4. Организовать усвоение детьми нового способа действий во внешней речи (работа в парах, группах). |
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества. Познавательные Общеучебные: Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения. |
Составление карты мыслительной деятельности.
Вопросно-ответное общение, групповая работа. |
5. Контроль и самоконтроль знаний и способов действия | 1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности. |
Регулятивные:
Контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: Общеучебные умения осознанно и произвольно строить высказывание. |
Тесты, разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.
Задания на конструирование несколькими способами. Задания на выделение существенных признаков. |
6. Коррекция знаний и способов действий | 1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
2. Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
Регулятивные:
Прогнозирование, |
Применение специальных заданий, разделённых на мелкие этапы.
Структурно-логические схемы с пустым пропуском. Задания с избыточными, противоречивыми данными. |
7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. | 1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.
2. Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности. 3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. |
Познавательные:
Умение структурировать знания. Оценка процессов и результатов деятельности. Регулятивные: Волевая саморегуляция. Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
Три уровня домашнего задания.
Сообщение учителя о работе класса. Подведение итогов самими учащимися. |
8. Рефлексия | Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Коммуникативные:
Умение выражать свои мысли; Оценивание качества своей и общей учебной деятельности. |
Я …
Мы … Дело … |
На основе опорной таблицы по моделированию учебного занятия составлен план-конспект урока английского языка.
Технологическая карта урока английского языка в 5 классе
по теме » Clothes in All Weathers» (УМК «Spotlight» 5)
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Цель урока: актуализация изученных лексических единиц и творческое применение знаний в новой ситуации речевого общения.
Предметная:
- в говорении: развитие умений использовать изученные лексические единицы в монологических и диалогических высказываниях, расширение лексического запаса;
- в чтении: развитие умений чтения с восстановлением логического порядка;
- в письме: совершенствование орфографических навыков.
Личностная:
- способствовать развитию чувства уважения к традициям в разных странах;
- развитие познавательного интереса учащихся;
- совершенствование умения работать в группах, слушать друг друга, с уважением относиться к мнению партнера по команде.
Метапредметная:
- развитие умения работать с текстом;
- развитие языковой догадки, внимания, памяти, смекалки, творческого мышления;
- развитие способности и готовности общаться.
Задачи:
- повторение изученных и введение новых слов по теме «Одежда в любое время года»;
- перенос лексико-грамматического материала в ситуацию речевого общения;
- развитие умений прогнозирования и понимания содержания текста по заголовку и иллюстрациям;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- развитие умений поискового чтения.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ресурсы:
аудиоприложение к учебнику, компьютер, учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами, раздаточный материал.
Планируемые результаты
В ходе урока учащиеся научатся:
- использовать изученные лексические единицы в устной и письменной речи при составлении высказываний на заданную тему;
- развить умение чтения с выбором необходимой информации;
- овладевать определенными вербальными и невербальными средствами общения;
В ходе урока учащиеся получат возможность:
- развить навыки работы в группах;
- развить свои коммуникативные навыки при работе в группе;
- в ходе урока развить внимание, память, языковую догадку;
- получить дополнительные знания о традициях и культуре зарубежных стран;
- самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов.
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД |
1. Мотивационно-ориентировочный этап
Деление класса на группы. Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность Подводящая к теме музыка («Времена года» А.Вивальди») |
Приветствие и деление на группы (по цвету ленточек: green — spring, yellow — autumn, white — winter)
Дополняют строки стиха Решение проблемного задания. |
Проверяет готовность к уроку; приветствует учашихся.
Организует деление класса на группы. Побуждает учащихся к действию (закончить стих). Spring is —(green). Summer is —(bright). Autumn is —(yellow). Winter is—(white). Прослушать музыкальные отрывки и определить описываемое в них время года. |
Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
2. Контроль выполнения домашнего задания | Показывают свои проекты и рассказывают о своем любимом времени года. | Дает образец ответа.
«My favourite season is summer because it’s hot and sunny. And I have my holiday. I can relax. Usually I have a picnik with my family.» Предлагает учащимся показать свои картинки и рассказать о своем любимом времени года. |
Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
3. Активизация знаний и перенос лексико-грамматического материала в ситуацию речевого общения | Повторение слов по теме «Погода». Описание погоды.
Решение проблемного задания. Учащиеся декламируют стих. Повторение слов по теме «Одежда». |
Предлагает ответить на вопрос «Can the weather be bad?»
Предлагает эталон решения в стихотворной форме.The answer is in the poem «Weather« Делает вывод: «So there isn’t bad weather, there are bad clothes» Проводится лексическая игра «Snowball«. Решение пазлов (составление слов). |
Познавательные:
Регулятивные:
|
4. Постановка учебной задачи.
Перенос изученных знаний в новую ситуацию общения |
Формулируют тему урока.
Соотносят английские и русские пословицы об одежде. Описывают одежду кукол. Одевают кукол в одежду соответственно сезону и описывают. |
Подводит учащихся к формулировке темы урока «Clothes in all Weathers«
Дает образец ответа. Раздает кукол. Раздает картинки с изображением девочки и мальчика. |
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
5. Актуализация знаний.
Построение проекта выхода из затруднения. |
Выполняют задание из учебника (упр. 1, с. 92): аудирование фраз речевого этикета и определение ролей.
Прослушивание диалога «В магазине» и ответы на вопросы. Составление диалога (логическая последовательность). Сверяют правильность по образцу. |
Обеспечивает учащихся необходимым материалом.
Проводит контроль выполнения и коррекцию ошибок. |
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
6. Применение знаний и умений в новой ситуации | Составление своего диалога по теме:
«At the clothes department« |
Организует усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с опорой. | Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
|
7. Этап информирования о домашнем задании | Домашнее задание — проект «Страница для журнала мод» — создание своей модели. | Инструктаж о выполнении домашнего задания. | |
8. Рефлексия.
Подведение итогов урока. Выставление отметок. |
Обсуждают, что они научились делать и зачем им нужны эти знания. Оценивают свою УД на уроке — раскрашивают цветочки в вазе (красный — excellent — отлично, желтый — good — хорошо, синий — work hard — работать лучше). | Организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке | Регулятивные:
Личностные:
Коммуникативные:
|
Итак, для реализации требований стандартов средствами развивающего обучения необходимы следующие условия:
- соответствие УМК возрастным особенностям;
- ориентация на личность каждого ученика;
- атмосфера доверия, непринуждённости, принятия каждого;
- развитие всех сторон личности ученика;
- опора на личный опыт ребёнка, в том числе духовный;
- разнообразие форм и видов деятельности;
- взаимосвязь учебника и урока;
- организация самостоятельной деятельности детей;
- оправданное использование ТСО и наглядности;
- организация самооценивания.
[links&resources]
[1] Конаржевский, Ю.А. Анализ урока — М.: Педагогический поиск, 2000. — 126 с.
[2] Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
[3] Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.