«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СПЕЦИФИКА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Понедельник 27 апреля 2015

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно учиться, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

настроение: деятельностное

ключевые слова: cовременный урок, ФГОС, мотивация, традиционный урок, современный урок

город: Лениногорск, Республика Татарстан

Задача учителя — грамотно и эффективно организовать деятельность учащихся на занятии. В настоящее время в его арсенале есть множество педагогических средств и приемов для решения этой задачи. Расширено содержание начального образования, есть возможность выбора образовательных программ и учебников (практически все учебники сопровождаются специально разработанными прописями, тетрадями на печатной основе, задачниками); педагоги давно избавились от дефицита методической литературы, которая в огромном ассортименте представлена на полках книжных магазинов и в прайс-листах многочисленных издательств. Изменилась и методика урока, появилось большое количество инновационных форм работы. Все эти факторы, безусловно, способствуют изменению качества урока, выведению его на новый уровень.

Какие бы реформы ни происходили в школе, урок остается главной составляющей учебного процесса, основной формой организации обучения в школе.

Современный урок должен быть результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. На таком уроке на первом месте — не формальное следование устоявшимся стереотипам (обязательная проверка домашнего задания, объяснение и закрепление, контроль и выставление отметок), а организация самостоятельной деятельности детей, в которой учитель выступает в роли организатора, координатора, консультанта, направляющего.

Немаловажным требованием современного урока является наличие коммуникативной направленности, что предполагает формирование готовности к диалогу, общение со сверстниками и взрослыми в самых различных жизненных и учебных ситуациях.

В педагогической литературе последних лет современному уроку дает определение Ю.А. Конаржевский[1]. По его мнению, современный урокэто прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

Выделяется три постулата современного урока:

  1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
  2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
  3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит, и качество образования. Рассмотрим систему требований к современному уроку, которую предлагает Ю.Б. Зотов[2]:

Требования к структуре говорят о необходимости:

  1. правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);
  2. определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);
  3. связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
  4. отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
  5. обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
  6. продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
  7. найти оптимальное место домашнему заданию.

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:

  1. Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).
  2. Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме.
  3. Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал.
  4. Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме.
  5. Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

Требования к содержанию урока и процессу учения:

  1. Урок должен быть воспитывающим.
  2. Урок должен обеспечивать выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов.
  3. Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска.
  4. В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.

Требования к технике проведения урока:

  1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.
  2. Темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учеников завершенными.
  3. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке.
  4. Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.
  5. Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.
  6. Управлять учебным процессом на уроке, большую часть урока активно работают учащиеся.

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока: логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике; используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам; соблюдены нормы педагогической этики; темп урока оптимален для данного коллектива детей; в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности; соблюдены гигиенические условия учебного труда; созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей; дидактическая задача урока решена.

Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока.

Главной идеей процесса развивающего обучения становится активизация внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности. Главная задача педагога в этом случае — помочь ребёнку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала. Школа, функционирующая в режиме развивающего обучения, не ставит перед собой цель научить ребёнка всему и на всю жизнь, что в принципе невозможно, а пытается научить ученика учиться всю жизнь.

Для сравнения Г.Ю. Ксензова[3] даёт характеристику режима обучения в традиционной школе, ещё не вышедшей из плена авторитарной педагогики.

Организация внешне мотивированной учебной деятельности «традиционным» учителем

Компоненты
деятельности
Действия учителя в традиционной школе
1. Цель Цель на уроке ставит сам.
2. Мотив Мотивирует сам, чаще за счёт внешних стимулов.
3. Средства Средства выбирает сам.
4. Действия Организует и регламентирует действие.
5. Результат Подводит весь класс к результату, который наметил сам.
6. Оценка Оценивает сам.

В данном случае все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, и они не затрагивают внутренних струн в душах обучающихся. Ученики попадают в капкан пассивности. Ещё К.Д. Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». Ученик на традиционном уроке выполняет в основном репродуктивные действия (до 90% всего учебного времени), рекомендуемые и контролируемые учителем с помощью отметок, которые в обычном их использовании, бесспорно, являются внешним принудителем. После длительного пребывания в режиме принуждения возродить самостоятельность в человеке нелегко. Главный недостаток традиционного обучения — ограниченные возможности для реализации и развития потенциальных способностей ребёнка.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка — систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Структура современного учебного занятия

При построении урока и оценке его эффективности можно ориентироваться на разные показатели: реализацию дидактических принципов или типических свойств методической системы. Эти свойства воплощаются в четырёх компонентах урока: в его содержании, в построении процесса учения, в характере отношений, в контрольно-оценочной деятельности учителя и ученика.

Как средство развития выступают ЗУНы. Такое целеполагание как раз подтверждает, что в архитектуре нашего педагогического пространства главная фигура — ученик! Важно научиться любить детей, понимать и принимать их такими, какие они есть, слышать их, уважать мнение каждого. Идти в своей работе от того, что значимо для детей, что представляет для них интерес, но не «на поводу» у них.

«Идти от детей» — это значит поддерживать их интерес к познанию, улавливать трудности, чувствовать настроение. И для этого — постоянно изучать детей и доверять их силам. Дети осознают и усваивают только те знания, которые приобретены ими усилием воли. «Не судите о способностях по лёгкости усвоения. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию — вот главное мерило», — так писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Безусловно, если предложить детям материал с высоким уровнем трудности, без соблюдения меры трудности, то задача будет непосильной. В том случае, если соблюдена мера трудности, ученики смогут использовать уже имеющиеся у них знания в новой ситуации, сами выйдут на открытие нового материала.

Сам урок благодаря новым дидактическим принципам и методике существенно меняется по своей форме и структуре. Размываются стандартные части урока: опрос, объяснение, закрепление. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.

Что такое «жизнь на уроке»? Это непосредственная связь с жизнью страны, мира, переживание, осмысление новых событий при их обсуждении с учителем, одноклассниками, применение знаний в речевой практике, это духовная жизнь ребёнка, его мысли, эмоции, стремления.

Современный урок — это целостный организм, в котором все части взаимообусловлены и взаимосвязаны. Для чего предлагается то или иное задание? Как оно связано с темой урока, с предыдущим и последующими заданиями? Это вопросы, ответы на которые помогают спланировать урок, правильно провести его и проанализировать.

План урока — это начало творческого поиска, средство достижения эффективности урока, реализация замысла учителя, фундамент вдохновения и талантливой импровизации. Качество подготовки учащихся по любой дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

Многие учителя при планировании урока и его описании опираются на хорошо известные традиционные этапы урока. Это вполне возможно. Главное — осознание того, насколько необходим каждый из этапов и как организована работа.

В связи с введением новых образовательных стандартов произошли изменения и в структуре учебного занятия. Привожу опорную таблицу по моделированию учебного занятия в соответствии с современными требованиями ФГОС.

Этапы учебного занятия Образовательные задачи УУД, формирующиеся на данном этапе Возможные методы и приёмы выполнения
1. Оргмомент 1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Регулятивные: Волевая саморегуляция.

Личностные: Смыслообразование (Я должен…).

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Рапорт дежурного, приветствие учителя, музыкальный, стихотворный, психологический настрой.
2. Проверка домашнего задания.

Подготовка к работе на основном этапе.

1. Организовать актуализацию изученных

способов действий, достаточных для построения новых знаний.

2. Зафиксировать актуализацию способа действия в речи.

3. Зафиксировать актуализацию

способов действия в знаках (эталоны решения на доске, схемы, опора по правилам).

4. Организовать обобщение

актуализирующих способов действия. Мотивировать к учебному действию.

5. Организовать выполнение учащимися учебного действия.

6. Зафиксировать учебные

затруднения (групповые или индивидуальные).

Познавательные:

Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические:

Анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные:

Контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ учащихся, вызов к доске несколько учащихся.

Опрос по отдельным пунктам плана.

Разноуровневые контрольные и самостоятельные работы.

Сообщение темы и цели урока в виде проблемного задания.

Сообщение темы в виде эвристического вопроса, составление карты мыследеятельности, составление кластера.

3. Усвоение новых знаний и способов действия. Организовать построение проекта изучения нового знания:

Учащиеся ставят цель проекта (что является темой).

Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет).

Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи.

Планирование.

Прогнозирование.

Познавательные:

Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и правильно строить речевые высказывания.

Общеучебные:

Моделирование.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Работа с определением вводимых понятий. Использование бытовых аналогий.

Представление основного материала: словесный и в знаково-символичных формах.

Представление основного материала в сравнительных и классификационных таблицах, модульное обучение, проектное обучение.

4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действия. 1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3. Организовать фиксацию нового действия в знаках.

Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа.

4. Организовать усвоение детьми нового способа действий во внешней речи (работа в парах, группах).

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества.

Познавательные

Общеучебные:

Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

Составление карты мыслительной деятельности.

Вопросно-ответное общение, групповая работа.

5. Контроль и самоконтроль знаний и способов действия 1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

Регулятивные:

Контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

Общеучебные умения осознанно и произвольно строить высказывание.

Тесты, разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.

Задания на конструирование несколькими способами.

Задания на выделение существенных признаков.

6. Коррекция знаний и способов действий 1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2. Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Регулятивные:

Прогнозирование,
планирование.

Применение специальных заданий, разделённых на мелкие этапы.

Структурно-логические схемы с пустым пропуском.

Задания с избыточными, противоречивыми данными.

7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. 1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности.

3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Познавательные:

Умение структурировать знания.

Оценка процессов и результатов деятельности.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция.

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Три уровня домашнего задания.

Сообщение учителя о работе класса.

Подведение итогов самими учащимися.

8. Рефлексия Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли;

Оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Я …

Мы …

Дело …

На основе опорной таблицы по моделированию учебного занятия составлен план-конспект урока английского языка.

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе

по теме » Clothes in All Weathers» (УМК «Spotlight» 5)

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цель урока: актуализация изученных лексических единиц и творческое применение знаний в новой ситуации речевого общения.

Предметная:

  • в говорении: развитие умений использовать изученные лексические единицы в монологических и диалогических высказываниях, расширение лексического запаса;
  • в чтении: развитие умений чтения с восстановлением логического порядка;
  • в письме: совершенствование орфографических навыков.

Личностная:

  • способствовать развитию чувства уважения к традициям в разных странах;
  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • совершенствование умения работать в группах, слушать друг друга, с уважением относиться к мнению партнера по команде.

Метапредметная:

  • развитие умения работать с текстом;
  • развитие языковой догадки, внимания, памяти, смекалки, творческого мышления;
  • развитие способности и готовности общаться.

Задачи:

  1. повторение изученных и введение новых слов по теме «Одежда в любое время года»;
  2. перенос лексико-грамматического материала в ситуацию речевого общения;
  3. развитие умений прогнозирования и понимания содержания текста по заголовку и иллюстрациям;
  4. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  5. развитие умений поискового чтения.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ресурсы:
аудиоприложение к учебнику, компьютер, учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами, раздаточный материал.

Планируемые результаты

В ходе урока учащиеся научатся:

  • использовать изученные лексические единицы в устной и письменной речи при составлении высказываний на заданную тему;
  • развить умение чтения с выбором необходимой информации;
  • овладевать определенными вербальными и невербальными средствами общения;

В ходе урока учащиеся получат возможность:

  • развить навыки работы в группах;
  • развить свои коммуникативные навыки при работе в группе;
  • в ходе урока развить внимание, память, языковую догадку;
  • получить дополнительные знания о традициях и культуре зарубежных стран;
  • самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов.
Этапы урока Деятельность учащихся Деятельность учителя УУД
1. Мотивационно-ориентировочный этап

Деление класса на группы.

Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Подводящая к теме музыка («Времена года» А.Вивальди»)

Приветствие и деление на группы (по цвету ленточек: green — spring, yellow — autumn, white — winter)

Дополняют строки стиха

Решение проблемного задания.

Проверяет готовность к уроку; приветствует учашихся.

Организует деление класса на группы.

Побуждает учащихся к действию (закончить стих).

Spring is —(green).

Summer is —(bright).

Autumn is —(yellow).

Winter is—(white).

Прослушать музыкальные отрывки и определить описываемое в них время года.

Личностные:

  • самоопределение;
  • смыслообразование.

Регулятивные:

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

  • управление речевым поведением;
  • соблюдение форм этикета.
2. Контроль выполнения домашнего задания Показывают свои проекты и рассказывают о своем любимом времени года. Дает образец ответа.

«My favourite season is summer because it’s hot and sunny. And I have my holiday. I can relax. Usually I have a picnik with my family

Предлагает учащимся показать свои картинки и рассказать о своем любимом времени года.

Личностные:

  • умение слушать друг друга и принимать мнение других

Регулятивные:

  • контроль;
  • коррекция.

Коммуникативные:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
3. Активизация знаний и перенос лексико-грамматического материала в ситуацию речевого общения Повторение слов по теме «Погода». Описание погоды.

Решение проблемного задания.

Учащиеся декламируют стих.

Повторение слов по теме «Одежда».

Предлагает ответить на вопрос «Can the weather be bad?»

Предлагает эталон решения в стихотворной форме.The answer is in the poem «Weather«

Делает вывод: «So there isn’t bad weather, there are bad clothes»

Проводится лексическая игра «Snowball«.

Решение пазлов (составление слов).

Познавательные:

  • логические.

Регулятивные:

  • контроль;
  • коррекция.
4. Постановка учебной задачи.

Перенос изученных знаний в новую ситуацию общения

Формулируют тему урока.

Соотносят английские и русские пословицы об одежде.

Описывают одежду кукол.

Одевают кукол в одежду соответственно сезону и описывают.

Подводит учащихся к формулировке темы урока «Clothes in all Weathers«

Дает образец ответа.

Раздает кукол.

Раздает картинки с изображением девочки и мальчика.

Познавательные:

  • самостоятельное выделение познавательной цели;
  • формирование проблемы.

Регулятивные:

  • целеполагание.

Коммуникативные:

  • инициативное сотрудничество в поиске сбора информации.
5. Актуализация знаний.

Построение проекта выхода из затруднения.

Выполняют задание из учебника (упр. 1, с. 92): аудирование фраз речевого этикета и определение ролей.

Прослушивание диалога «В магазине» и ответы на вопросы.

Составление диалога (логическая последовательность).

Сверяют правильность по образцу.

Обеспечивает учащихся необходимым материалом.

Проводит контроль выполнения и коррекцию ошибок.

Познавательные:

  • анализ с целью выявления признаков;
  • выбор правильных форм и слов.

Регулятивные:

  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка.

Коммуникативные:

  • инициативное сотрудничество.
6. Применение знаний и умений в новой ситуации Составление своего диалога по теме:

«At the clothes department«

Организует усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с опорой. Регулятивные:

  • целеполагание;
  • контроль.

Коммуникативные:

  • инициативное сотрудничество.

Познавательные:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
7. Этап информирования о домашнем задании Домашнее задание — проект «Страница для журнала мод» — создание своей модели. Инструктаж о выполнении домашнего задания.
8. Рефлексия.

Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Обсуждают, что они научились делать и зачем им нужны эти знания. Оценивают свою УД на уроке — раскрашивают цветочки в вазе (красный — excellent — отлично, желтый — good — хорошо, синий — work hard — работать лучше). Организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке Регулятивные:

  • оценка своей деятельности на уроке
  • определение материала для повторения дома

Личностные:

  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Итак, для реализации требований стандартов средствами развивающего обучения необходимы следующие условия:

  • соответствие УМК возрастным особенностям;
  • ориентация на личность каждого ученика;
  • атмосфера доверия, непринуждённости, принятия каждого;
  • развитие всех сторон личности ученика;
  • опора на личный опыт ребёнка, в том числе духовный;
  • разнообразие форм и видов деятельности;
  • взаимосвязь учебника и урока;
  • организация самостоятельной деятельности детей;
  • оправданное использование ТСО и наглядности;
  • организация самооценивания.

[links&resources]

[1] Конаржевский, Ю.А. Анализ урока — М.: Педагогический поиск, 2000. — 126 с.
[2] Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
[3] Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.