ФОРМИРОВАНИЕ УУД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ КОНКУРСА РИСУНКОВ
Автор: Елена АКМАЕВА | Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА, ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Четверг 14 мая 2015Развитие личности учащихся в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Этот процесс будет успешен, если формирование УУД происходит не только на уроке, но и во внеурочное время.
настроение: позитивное
ключевые слова: универсальные учебные действия, рисунки, монолог, творческие способности, Spotlight
город: Москва
В 2013 и 2014 гг. в нашей школе проходил конкурс рисунков на тему “How Wonderful the World Is!” с комментариями на английском языке. На организацию и проведение этого конкурса нас вдохновила многолетняя дружба с ветераном ВОВ, художником Львом Николаевичем Шевниным. В школе есть выставка картин Льва Николаевича, он частый и желанный гость на школьных мероприятиях.
Условия конкурса были следующими. Учащимся 5–10 классов предложили представить на конкурс по одному рисунку, выполненному в любой технике рисования (масло, акварель, тушь, цветные карандаши, мелки и т.д.). Участники конкурса должны были представить свои работы в оригинале для организации выставки и в электронном виде для демонстрации на Smart-доске. Работы выполнялись в формате А4 или А3.
Перед автором стояла задача прокомментировать свою работу в виде монологического высказывания на английском языке. Длительность презентации должна была составлять не более 3-х минут.
Тематика представленных работ была широка, но большинство из них отражали духовно-нравственные проблемы человечества. Учащимися были затронуты такие темы, как дружба и любовь, взаимоотношения между людьми, толерантность, духовный мир человека, необходимость бережного отношения к природе и животным.
Было радостно отметить, что учащиеся разного возраста пытаются размышлять об общечеловеческих ценностях, решить глобальные проблемы человечества.
Целью проведения конкурса являлось формирование у учащихся основных видов универсальных учебных действий.
Достижение поставленной цели было осуществлено посредством решения следующих задач:
- развитие и выявление у учащихся творческих способностей;
- стимулирование социальной активности творчески одаренных учащихся;
- развитие социокультурной компетенции учащихся;
- поддержка мотивации учащихся к изучению английского языка;
- духовно-эстетическое и патриотическое воспитание учащихся.
Формирование УУД на разных этапах работы над рисунком и монологическим высказыванием, его иллюстрирующим, можно представить следующим образом.
1-й этап — определение темы рисунка и монологического высказывания.
Регулятивные УУД: целеполагание (постановка задачи).
2-й этап — определение конечного результата.
Регулятивные УУД: прогнозирование — предвосхищение результата.
3-й этап — составление плана работы над рисунком и монологическим высказыванием.
Регулятивные УУД: планирование — определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий.
4-й этап — работа над рисунком и монологическим высказыванием.
Познавательные УУД: осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий, построение логического рассуждения, установление причинно-следственных связей, структурирование монологического высказывания.
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные УУД: способность адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем.
5-й этап — презентация рисунка с комментариями на английском языке.
Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и аргументировать свою позицию, адекватно использовать речь для регуляции своей деятельности, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи.
Личностные УУД: готовность и способность к публичному выступлению.
6-й этап — оценка деятельности.
Регулятивные УУД: самооценка, саморегуляция.
В работе над монологическим высказыванием учащимся нашей школы помогли развитые коммуникативные умения в говорении, в ситуациях общения, их включённость в диалог культур, сформированные благодаря УМК “Spotlight”[1]. Учащиеся использовали алгоритм описания картинок, представленный в УМК.
Участники конкурса оценивались по следующим критериям:
- оригинальность раскрытия темы;
- грамотное композиционное построение;
- качественное выполнение работы в заданной технике;
- уровень художественного мастерства;
- уровень владения устной речью (лексика, грамматика, фонетика);
- умение донести до слушателя идею своего произведения;
- умение свободно вести себя перед аудиторией.
Подводя итог, следует сказать, что участие в различных конкурсах способствует вовлечению учащихся в предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность, а также формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес школьников к обучению в целом и к изучению английского языка в частности.
[links&resources]
[1] Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др. УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010–2012.