«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — НОВАЯ ПАРАДИГМА В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ШКОЛЕ, ИЛИ ПОДВОДЯ ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА…

Понедельник 1 июня 2015

Дорогие коллеги — учителя иностранного языка, заканчивается очередной учебный год!

Прошли Последние звонки в школах и даже наступили первые дни серьезных испытаний: в России 25 мая стартовал ЕГЭ.

2014/2015 учебный год внес немало существенных изменений в работу учителя иностранного языка.

настроение: творческое

ключевые слова: учитель иностранного языка, системно-деятельностный подход, УМК «Звездный английский», ЕГЭ, устная часть

город: Тверь

Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле…

Аристотель, 384–322 гг до н. э.

Учителя, работающие в начальной школе, в этом учебном году закончили четырехлетний эксперимент штатного введения Федерального государственного образовательного стандарта в 1–4 классах начального общего образования. Стандарт позволил по-другому взглянуть на урок иностранного языка. Деятельностный подход в обучении стал приоритетом в работе учителя: учебный материал урока распределяется так, что большую часть урока теперь говорит (читает, пишет и слушает) сам ученик. Большое внимание мы стали уделять самостоятельной работе и проектной деятельности.

Конечно, хорошо, когда под рукой есть друг ученика и педагога — грамотный и профессиональный УМК.

И здесь учителям России несказанно повезло: в Федеральном перечне уже не первый год представлена полная, завершенная линия УМК «Английский язык» авторов К. М. Барановой, Д. Дули, В. В. Копыловой и др. серии «Звездный английский» (“Starlight”). УМК представлен двумя авторскими коллективами: ведущими учеными-лингвистами и методистами России и британскими авторами издательства “Express Publishing”.

Отличительные особенности УМК:

  • это совместный проект российского издательства «Просвещение» и британского издательства “Express Publishing”, в котором нашли отражение современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку;
  • отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference).

В этом году учителя апробировали учебники данной серии в 7 и 8 классах. Сложилось такое впечатление о данной линейке: УМК “Starlight” —это современные, интересные, разножанровые учебные тексты; это большой объем новой лексики, которая органично вплетена не только в учебные тексты по чтению, но и тексты по аудированию; новые слова повторяются из урока в урок в разделах рабочей тетради и “Vocabulary Bank”, в тестовых заданиях в конце модуля и в разделе “Revision”. Ученики на каждом новом уроке модуля вовлечены в творческий процесс открытий: интересные факты и события, постоянный поиск информации, в том числе с привлечением интернет-ресурсов — все это делает занятия по данным УМК увлекательными и познавательными.

Импонирует подход в обучении грамматике в данном УМК: ежегодно у учителя появляется возможность повторить старые разделы грамматики методом квантирования, так как нет такой установки — полностью изучить (и забыть) Present Perfect в 6 классе, а Conditional Clause в 9 классе; весь материал повторяется из года в год, но каждый новый уровень получает что-то дополнительное, более сложное. При этом УМК содержит обилие разнообразных упражнений, а если и этого не хватает, то учителю поможет сайт издательства «Просвещение», разработанный специально для линейки учебников «Звездный английский», http://www.prosv.ru/umk/»Starlight»: здесь просто кладезь информации и учебных материалов, постоянно обновляющиеся рекомендации ведущих авторов и учителей-методистов, аудиоматериалы, дополнительные ссылки на видеоресурсы и, конечно, бесценный опыт самих учителей-практиков. В течение года учителя опубликовали интересные и творческие разработки уроков, презентации, дополнительные тесты и упражнения к учебнику. Еще раз убеждаешься, сколько славных учителей работает в России!

К данному УМК мы разработали единое тематическое планирование для 5–9 классов, которое можно использовать при подготовке рабочих программ на следующий учебный год. Наше планирование универсально, то есть работает для любого модуля в линейке 5–9 классов, рассчитано на 5 часов в неделю, но при желании легко модифицируется и на 4 часа (хотя, честно говоря, с таким прекрасным УМК лучше работать 5 часов в неделю — эффект будет более ощутимым).

Тематическое планирование
к рабочей программе по английскому языку для ____ класса с углубленным изучением английского языка: 34 учебные недели, 5 часов в неделю (150 часов (по 25 уроков на модуль)) — основной курс УМК “Starlight”, 10 часов на диагностику в начале и в конце года: входное и итоговое диагностические тестирования + материал УМК раздела “Starter”, 10 часов резерв*)

* резерв на усмотрение учителя: повторение наиболее трудных тем в модулях, защита годовых индивидуальных проектов, организация внеклассного чтения (по книгам уровня A1+ — B2 «Звездное чтение 5–9» http://www.prosv.ru/umk/starlight/info.aspx?ob_no=40477, которые читаются учащимися в течение года), экскурсии, лингафонный практикум, просмотр и обсуждение фильмов.

Содержание урока с ведущей задачей обучения Характеристика учебной деятельности
1. Модуль _____.

Формирование произносительных и лексических навыков по теме цикла ____.

ДЗ: подготовиться к диктанту по словам начала Module ______.

  • соотносят знакомые и новые лексические со зрительными опорами;
  • правильно произносят новые слова изолированно и в контексте;
  • составляют рассказ-описание на основе упражнений “Over to you!”;
  • ФГОС: презентуют в группах короткие рассказы на основе материала “Over to you!”;
  • ФГОС: знакомятся с материалом последнего урока модуля, посвященного России, получают задание о разработке и представлении презентации об интересном месте РФ (на основе тематики модуля);
2. Совершенствование лексических и произносительных навыков по теме модуля на основе учебного текста (УТ) № 1a

ДЗ: слушать УТ № 1a, выделить ключевые слова и словосочетания по содержанию УТ, работа со словами “Check These Words” (подготовиться к диктанту).

  • ФГОС: пишут диктант по словам начала модуля и самостоятельно осуществляют проверку и оценивание;
  • ФГОС: учатся соотносить запрашиваемую информацию на основе фотографий и/или рисунков к УТ;
  • слушают УТ № 1, учатся выполнять задания в тестовых форматах международных и российских языковых экзаменов;
  • правильно произносят ЛЕ в потоке звучащего аутентичного текста;
  • объясняют выделенные слова в УТ № 1: переводом, толкованием, составлением собственных предложений и словосочетаний (СС);
  • ФГОС: работают с электронными словарями (например, ABBYY LINGVO Х5), объясняя на английском языке новые слова раздела “Check These Words” (дают дефиниции, придумывают примеры, зачитывают словосочетания из теста с данными словами);
3. Обучение чтению с полным пониманием прочитанного, формирование/совершенствование лексико-грамматических навыков по теме модуля.

ДЗ: работа с “Vocabulary Bank” по теме модуля.

  • пишут диктант по словам раздела “Check These Words” и самостоятельно осуществляют проверку и оценивание;
  • слушают и выборочно переводят на русский язык аутентичный УТ № 1;
  • ФГОС: в парах задают и отвечают на вопросы по содержанию текста;
  • выполняют учебные упражнения на формирование/совершенствование грамматических навыков (используя в том числе раздел “Grammar” из рабочей тетради (5–7 классы), дополнительные материалы с сайта (8–9 классы) http://www.prosv.ru/umk/»Starlight»/info.aspx?ob_no=24015);
  • ФГОС*: самостоятельно (в течение 3 минут) решают условно-речевую задачу на основе раздела “Speaking & Writing / Think”, презентуют классу;
4. Совершенствование лексических навыков на основе раздела Vocabulary Bank.

ДЗ: упражнения 1A (далее 2A, 3A по нумерации одного из шести модулей) в рабочей тетради.

  • ФГОС: самостоятельно выполняют грамматические упражнения из рабочей тетради раздела “Grammar Bank”;
  • выполняют упражнения по совершенствованию лексических навыков, расширяя свой лексический запас;
  • ФГОС: в парах выполняют задание на совершенствование навыков говорения (на основе раздела “Speaking”).
5. Совершенствование лексических и произносительных навыков по теме модуля на основе УТ № 2b

ДЗ: слушать УТ № 2b, выделить ключевые слова и словосочетания по содержанию УТ, работа со словами “Check These Words” (подготовиться к диктанту).

  • ФГОС: пишут диктант по словам раздела “Check These Words” и самостоятельно осуществляют проверку и оценивание;
  • учатся соотносить запрашиваемую информацию на основе фотографий и/или рисунков к УТ;
  • слушают УТ № 2, учатся выполнять задания в тестовых форматах международных и российских языковых экзаменов;
  • правильно произносят ЛЕ в потоке звучащего аутентичного текста;
  • ФГОС: объясняют выделенные слова в УТ № 2: переводом, толкованием, составлением собственных предложений и СС;
  • ФГОС: работают с электронными словарями ABBYY Lingvo Х5, объясняя на английском языке новые слова раздела “Check These Words” (дают дефиниции, придумывают примеры, зачитывают словосочетания из текста с данными словами);
6. Обучение чтению с полным пониманием прочитанного, совершенствование лексико-грамматических навыков по теме модуля.

ДЗ: работа с “Vocabulary Bank” по теме модуля.

  • слушают и выборочно переводят на русский язык аутентичный УТ № 2;
  • ФГОС: парах задают и отвечают на вопросы по содержанию текста;
  • выполняют учебные упражнения на совершенствование лексических и грамматических навыков;
  • ФГОС: самостоятельно решают условно-речевые коммуникативные задачи на сравнение материала УТ № 2 с представлениями о своей стране (городе, месте), своем опыте, своем отношении, презентуют классу;
7. Совершенствование лексических и грамматических навыков на основе раздела “Vocabulary” и “Grammar Bank”.

ДЗ: упражнения 1B в рабочей тетради.

  • ФГОС: самостоятельно выполняют грамматические упражнения из рабочей тетради раздела “Grammar Bank”;
  • выполняют упражнения по совершенствованию лексических навыков, расширяя свой лексический запас;
  • ФГОС: в парах выполняют задание на совершенствование навыков говорения (на основе раздела “Speaking”).
8. Совершенствование навыков чтения и аудирования на основе УТ социокультурной тематики (“Culture Corner”).

ДЗ: подготовиться к диктанту по словам из раздела “Check These Words”.

  • ФГОС: развивают навыки антиципации на основе визуальных средств модуля;
  • слушают и читают аутентичный учебный текст социокультурной тематики;
  • ФГОС: работают с электронными словарями ABBYY Lingvo Х5, объясняя на английском языке новые слова раздела “Check These Words” (дают дефиниции, придумывают примеры, зачитывают словосочетания из текста с данными словами);
9. Развитие навыков письменной и устной речи на основе УТ социокультурной тематики (“Culture Corner”).

ДЗ: выполнить ½ упражнений из РТ раздела 1CD

  • ФГОС: пишут диктант по словам раздела “Check These Words” и самостоятельно осуществляют проверку и оценивание;
  • ФГОС: в парах и/или группах подготавливают презентацию на основе УТ социокультурной тематики о своей стране (городе, месте проживания), используя материал раздела учебника ICT;
  • ФГОС: защищают презентационный материал по итогам работы в парах и/или группах;
10. Развитие навыков диалогической речи по теме модуля (раздел “Everyday English”).

ДЗ: подготовить диалог по плану, предложенному в рабочей тетради 1CD.

  • знакомятся с новой лексикой на основе визуального ряда раздела “Everyday English”;
  • слушают и читают диалог, выполняют упражнения (ответы на вопросы и перефразирование) на совершенствование навыков полного понимания прочитанного текста;
  • ФГОС: совершенствуют навыки диалогической речи (комбинированный тип диалога ГИА—ОГЭ);
  • совершенствуют навыки произношения отдельных звуков;
  • ФГОС: готовят в парах собственный диалог по опорам и схемам (по предложенному плану);
11. Совершенствование лексических и произносительных навыков по теме модуля на основе УТ № 3e

ДЗ: слушать УТ № 3e, выделить ключевые слова и словосочетания по содержанию УТ, работа со словами “Check These Words” (подготовиться к диктанту).

  • ФГОС: инсценируют диалоги по плану РТ модуля, оценивают диалоги друг друга;
  • учатся соотносить запрашиваемую информацию на основе фотографий и/или рисунков к УТ;
  • слушают УТ № 3, учатся выполнять задания в тестовых форматах международных и российских языковых экзаменов;
  • правильно произносят ЛЕ в потоке звучащего аутентичного текста;
  • объясняют выделенные слова в УТ № 3: переводом, толкованием, составлением собственных предложений и СС;
  • ФГОС: работают с электронными словарями ABBYY Lingvo Х5, объясняя на английском языке новые слова раздела “Check These Words” (дают дефиниции, придумывают примеры, зачитывают словосочетания из текста с данными словами);
12. Обучение чтению с полным пониманием прочитанного, совершенствование лексико-грамматических навыков по теме модуля.

ДЗ: работа с “Vocabulary Bank” по теме модуля (если необходимо).

Вариант: раздел “Think” модуля (УТ № 3e)

  • ФГОС: пишут диктант по словам раздела “Check These Words” и самостоятельно осуществляют проверку и оценивание;
  • слушают и выборочно переводят на русский язык аутентичный УТ № 3;
  • ФГОС: в парах задают и отвечают на вопросы по содержанию текста;
  • выполняют учебные упражнения на совершенствование грамматических навыков;
  • ФГОС: самостоятельно решают условно-речевые задачи на сравнение материала УТ № 3 с представлениями о своей стране (городе, месте), презентуют классу;
  • ФГОС: осуществляют поиск информации по разделу модуля с выходом в интернет (ICT).
13. Совершенствование лексических и грамматических навыков на основе раздела “Vocabulary” и “Grammar Bank”.

ДЗ: упражнения 1Е в рабочей тетради.

  • ФГОС: самостоятельно выполняют грамматические упражнения из рабочей тетради раздела “Grammar Bank”;
  • выполняют упражнения по совершенствованию лексических навыков, расширяя свой лексический запас;
  • ФГОС: в парах выполняют задание на совершенствование навыков говорения (на основе раздела “Speaking”).
14. Совершенствование лексических и произносительных навыков по теме модуля на основе УТ № 4f

ДЗ: слушать УТ № 4f, выделить ключевые слова и словосочетания по содержанию УТ, работа со словами “Check These Words” (подготовиться к диктанту).

  • учатся соотносить запрашиваемую информацию на основе фотографий и/или рисунков к УТ;
  • слушают УТ № 4, учатся выполнять задания в тестовых форматах международных и российских языковых экзаменов;
  • правильно произносят ЛЕ в потоке звучащего аутентичного текста;
  • объясняют выделенные слова в УТ № 4: переводом, толкованием, составлением собственных предложений и СС;
  • ФГОС: работают с электронными словарями ABBYY Lingvo Х5, объясняя на английском языке новые слова раздела “Check These Words” (дают дефиниции, придумывают примеры, зачитывают словосочетания из текста с данными словами);
15. Обучение чтению с полным пониманием прочитанного, совершенствование лексико-грамматических навыков по теме модуля.

ДЗ: работа с “Vocabulary Bank” по теме модуля (если необходимо).

Вариант: раздел “Think” модуля (УТ № 4f).

  • ФГОС: пишут диктант по словам раздела “Check These Words” и самостоятельно осуществляют проверку и оценивание;
  • слушают и выборочно переводят на русский язык аутентичный УТ № 4;
  • ФГОС: в парах задают и отвечают на вопросы по содержанию текста;
  • выполняют учебные упражнения на совершенствование грамматических навыков;
  • ФГОС: самостоятельно решают условно-речевые задачи на сравнение материала УТ №4 с представлениями о своей стране (городе, месте), презентуют классу;
16. Совершенствование лексических и грамматических навыков на основе раздела “Vocabulary” и “Grammar Bank”.

ДЗ: упражнения 1F в рабочей тетради.

  • ФГОС: самостоятельно выполняют грамматические упражнения из рабочей тетради раздела “Grammar Bank”;
  • выполняют упражнения по совершенствованию лексических навыков, расширяя свой лексический запас;
  • ФГОС: в парах выполняют задание на совершенствование навыков говорения (на основе раздела “Speaking”).
17. Совершенствование навыков аудирования с полным пониманием услышанного.

ДЗ: выполнить упражнения 1G в РТ.

  • выполняют упражнения по теме раздела на совершенствование лексических навыков;
  • ФГОС: работают с памяткой “Study Skills” (развитие умения учиться самостоятельно, автономно);
  • слушают аутентичные тексты и выполняют задания в формате международных и российских языковых экзаменов;
18. Развитие навыков устной речи по теме модуля.

ДЗ: прочитать образец письма из раздела “Writing”.

  • ФГОС: проверяют упражнения из РТ, самостоятельно анализируют допущенные ошибки, осуществляют рефлексию учебной деятельности;
  • используя опоры таблиц, составляют функциональные речевые высказывания в форме монолога и/или диалога;
19. Развитие навыков письменной речи по теме цикла.

ДЗ: выполнить упражнения (написать письмо, эссе) раздела “Writing” в рабочей тетради.

  • ФГОС: самостоятельно изучают информацию о правилах написания письма, задают вопросы учителю и одноклассникам на понимание, переводят на русский язык, составляют памятку;
  • ФГОС: изучают модельный образец, анализируют, составляют план;
  • ФГОС: составляют в группах предварительный текст письма, готовят скетч для домашнего письма;
20. Совершенствование навыков прагматического чтения на основе аутентичного текста межпредметной направленности (на основе раздела “Curricular”).

ДЗ: подготовить презентацию мини-проекта.

  • слушают и учатся произносить изолированно и в контексте новые лексические единицы, задают и отвечают на вопросы на основе новых ЛЕ;
  • ФГОС: самостоятельно читают УТ межпредметной направленности, выполняют задания в формате российских и международных экзаменов;
  • ФГОС: в парах и/или группах начинают разрабатывать мини-проект на основе межпредметной тематики, используя интернет-ресурсы;
21. Развитие навыков устной речи. Совершенствование лексико-грамматических навыков на основе раздела “Language Review” / “Language in Use”.

ДЗ: выполнить упражнения из РТ в тестовом формате “Language and Grammar Review” + “Reading”.

  • ФГОС: презентуют мини-проекты классу, оценивают мини-проекты по предложенному плану;
  • ФГОС: выполняют и анализируют совместно с учителем упражнения из раздела Language Review;
  • ФГОС: участвуют в игре (Quiz / Game) по составлению словосочетаний на основе изученных ЛЕ модуля и в викторине (проверка содержания прочитанных УТ № 1–4 в формате True / False);
22. Подготовка к контрольной работе по изученному материалу модуля (на основе раздела “Skills”).

ДЗ: выполнить упражнения раздела “Revision” (в конце учебника).

  • фронтально проверяют упражнения из РТ в тестовом формате “Language and Grammar Review” + “Reading”;
  • ФГОС: самостоятельно и/или под руководством учителя выполняют упражнения раздела “Skills” по основным аспектам речевой компетенции (чтение, аудирование, письмо и говорение);
23. Контрольная работа № 1 по материалу модуля 1 ___________________
  • выполняют лексико-грамматические задания, читают и слушают аутентичные тексты на основе изученного материала цикла;
  • ФГОС: выполняют задания в формате международных, как вариант, кембриджских экзаменов (Key (5–6 Классы) & Preliminary (7–8 Классы), First (9 Класс));
24. Рефлексия учебной деятельности по изученному материалу модуля и на основе социокультурной тематики (Россия)

ДЗ: подготовить презентацию на основе УТ модуля об интересном месте России (презентация готовится самостоятельно во время изучения модуля, т.е. 5 недель).

  • ФГОС: учатся пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • ФГОС: учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • ФГОС: овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • читают УТ социокультурной направленности (по материалу интересных мест России), выполняют задания в формате российских экзаменов.

В этом году изменился ЕГЭ по иностранным языкам: у нас появилось говорение. Данный раздел выделили даже в отдельный экзамен: 17 и 18 июня вся страна будет говорить на четырех иностранных языках. Весь учебный год мы вели подготовку к данному экзамену: объясняли на примере демоверсии тонкости содержания экзамена, спорили о критериях оценивания, пытались разобраться с технической стороной экзамена (кстати, наконец Федеральный Центр тестирования опубликовал долгожданный тренажер для участников ЕГЭ на сайте официального информационного портала http://www.ege.edu.ru/ru/main/speaking/). Работы хватило всем: и учителям, и детям, и родителям, и чиновникам! Надеемся, что экзамен пройдет успешно, ребята покажут свои сильные стороны и все будет замечательно.

Напомним, что устная часть экзамена этого года включает в себя 4 задания со свободно конструируемым ответом:

1) задание 1 базового уровня сложности — чтение фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста;
2) задание 2 базового уровня сложности — условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);
3) задание 3 базового уровня сложности — создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);
4) задание 4 высокого уровня сложности — создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий).

В помощь учителям и ребятам мы совместно с издательством Просвещение подготовили и издали в 2015 году специальное пособие по устной части экзамена: «Английский язык. Единый государственный экзамен. Устная часть». Цель данного пособия — помочь учащимся ознакомиться с содержательной и организационно-технологической сторонами раздела «Говорение» и выработать стратегии для успешной сдачи устной части ЕГЭ.

Пособие содержит 5 вариантов для подготовки к устной части экзамена, первый из которых подроб­но разбирается и комментируется автором. В основной части пособия учащиеся смогут получить советы по подготовке к каждому из четырех заданий экзамена, найти и выучить стандартные фразы устного высказывания, а также разобраться с критериями оценки ответов. Во второй части книги представлен полезный справочный материал.

Для пособия разработано электронное приложение-тренажер, которое можно найти в каталоге на сайте http://catalog.prosv.ru, бесплатно скачать и установить при помощи индивиду­ального серийного ключа, который указан на карточке внутри данного пособия.

Предлагаемая модель устной части ЕГЭ по иностранным языкам и предлагаемые форматы заданий позволяют контролировать достижение обучающимися запланированных уровней коммуникативной компетенции и решить те проблемы, которые в свое время обусловили исключение устной части из ЕГЭ. Эта модель позволяет оценить иноязычную коммуникативную компетенцию выпускников достаточно полно и объективно. Более того, она открывает новые возможности развития способов и средств оценивания и способна оказать положительное влияние на содержание процесса обучения.

Вот такой непростой был учебный год для учителя иностранного языка. Что ждет его впереди? Думается, что много нового и интересного: со следующего учебного года мы реально сможем работать с электронными учебниками, продолжит совершенствование ЕГЭ в России, мы начнем массово работать по новым ФГОС в основной школе, девятиклассники скорее всего будут сдавать четыре обязательных ОГЭ: русский язык, математику и два по выбору и, конечно, ребята-гуманитарии выберут и ОГЭ по иностранным языкам. Так, что работы будет предостаточно.

А пока… пока наступает лето, прекраснейшее время года, чтобы нам, коллеги, просто отдохнуть, просто побаловать себя тем, к чему душа стремится, но все нет времени: путешествовать, читать, ходить на выставки или просто наслаждаться природой на своих шести сотках!

Желаем всем крепкого здоровья, новых незабываемых впечатлений! И еще важно всегда помнить, что мы сила, когда мы все вместе, поэтому давайте дружить, давайте участвовать в семинарах и вебинарах, щедро делиться опытом и обсуждать злободневные проблемы. May success attend you!

С уважением,
ваш коллега и друг Мишин Андрей Валентинович,
член редакционного совета журнала
«Просвещение. Иностранные языки»

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.