СТРАТЕГИЯ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ НА ПРИМЕРЕ УМК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5–9 КЛАССОВ В.П. КУЗОВЛЕВА И ДР.
Автор: Марина ЦЫБРОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ Пятница 11 сентября 2015
Особое внимание в последние годы при изучении иностранного языка, несомненно, требует письмо, так как письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку.
Special attention in recent years in the study of a foreign language, of course, requires a letter, as the letter begins to be regarded as a reserve of increase of efficiency of foreign language teaching.
настроение: бодрое, оптимистическое
ключевые слова: положительная динамика, хорошие результаты, ожидаемая перспектива
город: г.Сыктывкар
Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знания на деле.
Аристотель
Пролетело лето… Умные пытливые взоры любимых учеников в классе. Первый урок в своих классах я обычно начинаю со знакомства с материалом нового учебно-методического комплекса, предвосхищая темы для разговора на уроках. Важно вспомнить, что мы уже умеем делать, а в 10 классе — подвести итоги за прошлый год, а именно обсудить результаты итоговой аттестации. Всегда приятно видеть результаты своего труда, к тому же ученикам необходимо знать мнение учителя, так как многие ребята будут сдавать английский язык в 11 классе.
В последние годы при изучении иностранного языка особого внимания, несомненно, требует письмо. Нельзя не учитывать и практическую значимость письменного речевого общения при использовании современных средств коммуникации. В последнем случае письмо как вид речевого общения развивается на основе только аутентичного материала.
Письмо в школьной программе используется и как цель, и как средство обучения. Учащиеся используют письмо как средство овладения другими видами речевой деятельности: учатся правильно списывать, выполняют лексико-грамматические упражнения, учатся делать записи (выписки из текста), делают подписи к рисункам, выполняют письменные проекты. Кроме этого, они учатся строить собственные письменные высказывания с опорой на образец, писать письма личного характера с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка. [3]
Письменные высказывания служат надёжным инструментом мышления, стимулируют говорение, слушание и чтение на иностранном языке. Кроме того, вспомогательную роль письмо выполняет при выработке грамматического навыка, при выполнении письменных заданий — от простого списывания до заданий, требующих творческого подхода, — что создаёт необходимые условия для запоминания. Без опоры на письмо учащимся трудно удержать в памяти лексический и грамматический материал.[3]
Обучение письменной речи — большая ответственность, так как, во-первых, учащиеся выбирают английский язык при сдаче ОГЭ и ЕГЭ после 9 и 11 классов, а во-вторых, по ФГОС нового поколения предмет «Английский язык» к 2020 году станет обязательным при сдаче ОГЭ. Все учащиеся 5–6 классов, обучающиеся сейчас по ФГОС, будут сдавать экзамен по английскому языку.
В этом учебном году экзамен по английскому языку из всех учащихся 9-х классов нашей школы сдавали 14 человек. Мною были проанализированы результаты письменной части результатов ОГЭ. Анализ результатов показал нам «слабые» места наших учащихся, а также перспективу для работы с учащимися начальной и основной школы.
№ учащегося | № 33 (Письмо личного плана) | Итоговый балл | |||
Решение коммуникативной задачи = 3 | Организация текста = 2 | Лексико-грамматическое оформление = 3 | Орфография, пунктуация = 2 | 10 | |
1. | 3 | 2 | 1 | 2 | 8 |
2. | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 |
3. | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
4. | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 |
5. | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
6. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
7. | 2 | 2 | 3 | 1 | 8 |
8. | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
9. | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
10. | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 |
11. | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 |
12. | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 |
13. | 3 | 2 | 3 | 1 | 9 |
14 . | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Баллы Отметка |
10–9 «5» |
8–7 «4» |
6–4 «3» |
менее 4 «2» |
Из приведённой выше таблицы результатов видно, что за решение коммуникативной задачи пятеро учащихся (36%) получили наивысший балл, равный 3. У семерых учащихся (50%) решение коммуникативной задачи оценено на 2 балла, и два человека (14 %) справились в этой части на 1 балл.
Как известно, учащийся получает за решение коммуникативной задачи 3 балла, если даны ответы на три заданных вопроса, правильно выбрано обращение, завершающая фраза, подпись. В этом критерии оценивается наличие благодарности, упоминание о предыдущих контактах и выражение надежды на последующие контакты. Снижение баллов за этот критерий происходит по причине отсутствия тех или иных аспектов. За организацию текста можно было получить 2 балла, если текст логически выстроен и разделён на абзацы, правильно использованы средства логической связи, оформление текста соответствует нормам письменного этикета, принятого в стране изучаемого языка. 8 сдававших учащихся (57%) отлично справились с этой задачей, а 6 человек (43%) имели некоторые недочёты.
Что касается лексико-грамматического оформления письменного задания, лишь 3 учащихся (29%) получили наивысший балл (использована разнообразная лексика, различные грамматические структуры, соответствующие поставленной коммуникативной задачей, допускается не более 2-х языковых ошибок, не затрудняющих понимание); ещё 3 человека (29%) справились на 2 балла (имеются языковые ошибки, не затрудняющие понимание, допускается не более 4-х негрубых языковых ошибок или языковые ошибки отсутствуют, но используются лексические и грамматические структуры только элементарного уровня); у 6 учащихся (42%) по 1 баллу (имеются языковые ошибки, не затрудняющие понимание, допускается не более 5 негрубых языковых ошибок или допущены языковые ошибки, которые затрудняют понимание, не более 1–2 грубых ошибок).
Не все учащиеся справились на 2 балла в части правильного использования орфографии и пунктуации: 6 учащихся (42%) получили 2 балла из двух, 8 человек (58%) имели орфографические или пунктуационные ошибки.
Двое учащихся получили 10 из 10 баллов за данную работу, на 9 баллов справились также двое учащихся, три человека набрали 8 баллов; 7 баллов набрал один учащийся, 6 баллов — один учащийся, работы четверых были оценены на 5 баллов. Наименьшее количество баллов — 4 балла — набрал один человек.
Таким образом, из результатов экзамена видно, что в целом учащиеся удовлетворительно справились с письменным заданием экзаменационной работы, но у них есть проблемы в части владения лексико-грамматическим оформлением текста, незначительные пробелы в области использования орфографии и пунктуации, организации текста и в решении коммуникативной задачи.
В своей работе я использую линию УМК под редакцией В. П. Кузовлева и др., ФГОС начального и основного общего образования, примерные основные общеобразовательные программы общеобразовательной организации для начальной школы и примерные программы по учебным предметам по иностранному языку для 5–9 классов. В примерной программе по иностранному языку описывается общая характеристика учебного предмета: «интегративной целью обучения ИЯ в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции, т. е. формирование умения общаться на ИЯ на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной форме (аудирование и говорение) и письменной форме (чтение и письмо)».
В начальном звене происходит формирование представлений об ИЯ как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на ИЯ, и приобретать новые знания; расширение лингвистического кругозора младших школьников, освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной речью на ИЯ на элементарном уровне. Обучение иностранному языку (английскому) в основной школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данный этап изучения иностранного языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырёх видах речевой деятельности, а также универсальные учебные действия, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках. [8]
В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Всё это позволяет расширить связи английского языка с другими учебными предметами, способствует иноязычному общению школьников с учащимися из других классов и школ, например, в ходе проектной деятельности с ровесниками из других стран, в том числе и через интернет, а также содействует их социальной адаптации в современном мире. [9]
В 8–9 классах реальной становится предпрофильная ориентация школьников средствами английского языка. На данной ступени языкового развития у школьников отмечаются также значительные возрастные и индивидуальные различия, которые должны учитываться как при отборе содержания, так и в использовании приемов обучения. В связи с динамикой возрастного развития школьников на средней ступени в данной программе предусматривается выделение двух этапов: обучение английскому языку в 5–7 классах и обучение английскому языку в 8–9 классах. [9]
Нам важны результаты освоения программы основного общего образования, которые включают в себя личностные, метапредметные, предметные результаты.
Предполагается, что выпускники основной школы достигнут следующих личностных результатов: формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию, осознание возможностей самореализации средствами ИЯ.
Выпускники основной школы должны достигнуть следующих метапредметных результатов: выделять существенное при прослушивании или чтении, индивидуализировать работу при расширении словарного запаса, пользоваться разными видами работы с текстом, делать выводы на основании услышанного и прочитанного. При работе с письмом учащиеся получают представление о различных стилях официальной и дружеской переписки; в сочинениях учатся логически строить цепочку доказательств за и против предложенного постулата.
Выпускники основной школы должны достигнуть следующих предметных результатов (в части письменных работ):
- Учащиеся 5–7 классов должны уметь:
- делать выписки из текста,
- писать короткие поздравления с днём рождения, другим праздником (объемом до 30 слов, включая адрес),
- выражать пожелания,
- заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес),
- писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), объем личного письма 50–60 слов, включая адрес).
- Учащиеся 8–9 классов должны уметь:
- делать выписки из текста;
- писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30–40 слов, включая адрес);
- заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
- писать личное письмо по образцу и без опоры на образец, используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма 80-90 слов, включая адрес). [9]
Как упоминалось ранее, умение общаться на иностранном языке (письменная и устная речь) закладывается на элементарном уровне в начальной школе. В среднем звене это умение развивается, и к экзамену ученики должны уметь писать письмо без опоры на образец. Для достижения этой цели нам предоставлен УМК, в котором заложены различные упражнения для развития лексических и грамматических навыков, ученики приобретают знания лингвострановедческого характера, социокультурные знания и умения. На каждой ступени обучения ребята знакомятся с правилами чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и учатся их применять в рамках изучаемого лексико-грамматического материала. В своей работе я использую весь спектр предлагаемых компонентов образовательной среды УМК “English 5–9”.
УМК включает в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения, книгу для учителя, аудиокурс. В учебнике и в рабочей тетради на каждом уроке есть место для развития умений письма. Есть постоянные рубрики, такие как “All about you”, “Vocabulary”, “In your culture”, “Doing a project”, “Test yourself”, раздел “Writing”, а также большое количество упражнений лексико-грамматического характера.
В учебнике даётся не только аутентичный материал по всем видам речевой деятельности, но и достаточно полно представлены упражнения для его усвоения. Комплексы упражнений для развития всех видов речевой деятельности находятся в учебнике, рабочей тетради и книге для чтения. В книге для чтения также даются дополнительные и альтернативные упражнения, которые могут быть использованы по усмотрению учителя.
Упражнения в УМК расположены в последовательности, способствующей наиболее успешному усвоению материала. Менять последовательность упражнений или необоснованно пропускать задания из рабочей тетради не рекомендуется ещё и потому, что может быть нарушен сценарий урока, где указаны логические переходы и связи между видами работы и упражнениями. Кроме того, подобная компоновка учебного материала позволяет ученикам, по каким-либо причинам пропустившим занятия, самостоятельно овладеть материалом.
Рабочая тетрадь является неотъемлемым компонентом УМК и предназначена для активизации и систематизации представленного в учебнике материала. В книгу для чтения наряду с произведениями классиков детской литературы включены отрывки из произведений наиболее популярных современных авторов, разнообразные типы текстов: короткие рассказы, отрывки из повестей, краткие статьи из журналов “Click”, “Crown”, “Highlights for Children”, “Team”, письма (личные к редактору детских изданий), рекламные объявления. [3,6]
(Рис.№ 2)
В данном упражнении, например, формируются умения написания письма в неофициальном стиле, тренируются грамматические навыки, в частности, использование будущего времени, умение задавать общие и специальные вопросы. Это говорит о многофункциональности подобных упражнений. [2]
Для развития навыков использования лексических единиц также предусмотрены упражнения, способствующие формированию не только коммуникативной компетенции (в письменном высказывании), но и устойчивого представления о форме письма, а также о логическом изложении мыслей, что для учащихся очень важно.
LESSON 5
What makes a good house?
All modern conveniences, central heating, electricity, running water, gas, room for everyone, cosy rooms, comfortable, in the country, in a green area, near the school, near shops, near the sea, a swimming pool, modern furniture, beautiful decorations. |
- Remember to write:
where the house is;
what is there near the house;
what modern conveniences are there;
what furniture is there. [5] - Получается текст следующего плана:
My house is in the country. There is a yard and many trees near the house. The house is not very big. There is only one big room in the country house. There are running water, electricity and central heating there. The furniture in the house is old but comfortable.
В этом упражнении учащийся использует различные умения и навыки: знание и понимание лексики, понимание и следование предложенному плану, использование грамматически правильно построенных предложений, что говорит о многофункциональности подобных упражнений.
Учащиеся также с удовольствием выполняют письменные задания из раздела “All about you”, которые направлены на осознание возможностей самореализации средствами ИЯ. Задания в этой рубрике есть в каждом разделе учебника, что даёт возможность учащимся обсуждать разные темы, аргументировать свою точку зрения, решать проблемы творческого и поискового характера; уметь принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; использовать речевые средства для аргументации своей точки зрения, для объяснения причины, результата действия, иллюстрировать письменную речь примерами.
В качестве примера рассмотрим задание “My family’s favourite holidays” из раздела “All about you”.
My mum’s favourite holiday is __________ because we __________. My dad’s number one holiday is ________________ because ______________. My ___________ likes ________ best ___________. My first choice is _____________ because ____________. [4]
В результате работы учащегося получается следующее сообщение:
My mum’s favourite holiday is Women’s Day because we give her presents and cook a cake. My dad’s number one holiday is New Year because he likes to decorate a New Year’s tree and cook dinner. My brother likes his birthday best of all because he gets a lot of presents. My first choice is Halloween because it is full of magic and scary stories.
В формате письма личного плана предъявляется грамматический и лексический материал. В каждом разделе “Test yourself” есть итоговое задание “Writing”, где уже в 5 классе у учащихся формируются умения, соответствующие программным требованиям.
(Рис.№ 3) [2]
Итоговое письменное задание требует от учащихся значительных усилий: в инструкции используются разные грамматические структуры, что говорит о высоком уровне данного задания. Мы с ребятами постоянно останавливаемся на этих пунктах плана, ведь в них заложена грамматическая структура будущего высказывания. От понимания этих подсказок зависит успех ученика.
Выполняя те или иные письменные упражнения, учащиеся совершенствуют лексические и грамматические навыки, развивают умение использовать письмо как средство овладения другими видами речевой деятельности. К 8–9 классам учащиеся овладевают различными стилями письменной речи и функциональными типами письменного текста.
У учащихся развивается умение писать личные письма без опоры на образец (не менее 80–90 слов).
В процессе овладения письменной речью развивается умение выполнять письменные проекты (индивидуально и в группе) по тематике общения. [10]
Для систематизации всех правил написания письма личного плана учащиеся знакомятся с различными устойчивыми выражениями: как начать письмо, какое обращение использовать для писем неофициального стиля, какие фразы используются для начала письма, для выражения предыдущих и последующих контактов (“Thank you for your letter”, “Hope to hear from you again”, “I’m glad to hear from you”). Учащиеся неоднократно видят эти фразы в упражнениях всего курса.
Очень важно научить ребят выделять в письме основные мысли и делить текст на абзацы (вступление, основная часть, заключение). Этот навык отрабатывается многократным повторением письменных заданий. Знакомясь с упражнениями и заданиями учебника, рабочей тетради или книги для чтения, учащиеся постепенно накапливают языковой материал, запоминают структуру письма, учатся подсчитывать слова и пользуются опорами, созданными в процессе обучения. Вот такие шпаргалки мы делаем в 5 классе. Ребята вклеивают их в тетради и пользуются в дальнейшем.
1) Your address (Date): on the right
2) Greeting: on the left
- Dear Ann,
3) Introduction: (Don’t forget about paragraphs!)
- How are you?
- Thanks for your letter.
- It was great to hear from you.
- I’m writing to (tell, ask, thank,) you…
4) The main part:
- Answer your friend’s questions.
- Ask your friend some questions.
- Well, by the way, anyway, so.
- Guess what? Wish me luck!
5) Ending:
- Make up an excuse to stop writing.
- Express your hope to hear from your friend again:
- Anyway, I have to go now because my Mum asked me to help her.
- I’ve got to go now! It’s time for my favourite TV show.
- Take care and keep in touch!
- Hope to hear from you soon.
- I can’t wait to hear from you!
- With love,
- Best wishes,
- All the best,..
Этой опорой учащиеся пользуются в 5–7 классах, далее опора постепенно убирается, и к концу 9 класса учащиеся выполняют подобные задания уже без опоры. Необходимо отметить, что вся работа на уроках английского языка направлена на достижение целей изучения английского языка в основной школе. Вот эти цели:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;
- речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо); языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы;
- освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
- социокультурная компетенция — приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5–6 и 7–9 классы);
- формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. [9]
Все эти компетенции неразрывно связаны с письменными заданиями. Здесь учителю важно помнить, что главное не спугнуть учащихся, не оценивать строго на первых порах, а корректно делать выводы после выполнения работы. Со временем навык накопится, и все учащиеся научатся выполнять подобные задания. Необходимо также учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребят, такие как скорость письма, владение лексическим материалом, усвоение грамматического материала, способность к правильной каллиграфии и многое другое.
LESSON 8 UNIT 7 (6th form)
You have got a letter from your foreign friend Luke. He thinks learning at school is a hard work which takes a lot of time. Luke also thinks that pupils must have more free time for some other more interesting things.
What do you think about all this? Write a letter back to Luck. (50 words). Follow the rules of writing personal letters.
(Рис. 4) [7]
LESSONS 6-7 UNIT 4 TEST YOURSELF (5th form)
(Рис. 5) [2]
(Рис. 6)
Как видно из приведённых примеров работ учащихся, ребята учатся считать слова, использовать устойчивые выражения, характерные для письма личного плана, выделяют абзацы в письме, следуют правилам написания письма и заданию.
Что касается количества слов, то я не ограничиваю учащихся количеством слов, данным в задании. Уже в 5 классе мы с учащимися договариваемся писать от 50–70 до 100–140 слов +/- 10 %. Если учащиеся пишут мало, то мы обсуждаем в классе, что можно добавить, что забыли упомянуть в соответствии с заданием. Если письма слишком большие, то мы смотрим, что можно убрать, какая информация была лишней. Такой анализ проводится индивидуально с каждым учащимся. При этом учащиеся уже в 5 классе знакомятся с подсчётом слов, то есть мы говорим о подсчёте сокращений, сложных слов, числительных и т. д.
При оценивании работ учащихся я иногда ставлю одну оценку за всю работу, а не две, как обычно. Это желание учеников, так как у некоторых из них есть трудности с правильным использованием лексики и грамматики. Эта проблема остаётся и на экзамене: ребята допускают ошибки в употреблении лексики и грамматики, как мы убедились по результатам анализа экзаменационных работ.
На первых порах важно отработать структуру письма, а остальное (грамотность в целом) будет развиваться с возрастом. Чаще всего я оцениваю работу учащихся, используя две отметки: одну за структуру письма, другую за грамотность. Требования к отметкам, критерии оценивания учащиеся тоже знают. Если возникают вопросы, то они обсуждаются в индивидуальном порядке.
[links&resources]
1. Концепция ФГОС общего образования. — М.: Просвещение, 2010. — с. 27
2. Кузовлев В.П., Лапа Н.М. и др. Английский язык. 5 класс. — М.: Просвещение, 2013. — с. 26
3. Кузовлев В.П. Лапа Н.М. и др. Английский язык. Книга для учителя. 5 класс. — М.: Просвещение, 2013. — с. 19
4. Кузовлев В.П. Лапа Н.М. и др. Английский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. — М.: Просвещение, 2013. — с. 8
5. Кузовлев В.П. Лапа Н.М. и др. Английский язык. 6 класс. — М.: Просвещение, 2013. — с. 53
6. Кузовлев В.П. Лапа Н.М. и др. Английский язык. Книга для учителя. 6 класс. — М.: Просвещение, 2013. — с. 52
7. Кузовлев В.П. Лапа Н.М. и др. Английский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. — М.: Просвещение, 2013. — с.35
8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2012. — с.12
9. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5–9 классы. — М.: Просвещение, 2012. — с. 3
10. Рабочие программы. Кузовлев В. П. Лапа Н. М. и др. Английский язык. Предметная линия учебников В. П. Кузовлева. — М.: Просвещение, 2012. — с.63