Второй иностранный язык. Информационно-коммуникационные технологии в обучении французскому языку в урочной и внеурочной деятельности
Автор: Татьяна Лаптева | Рубрика: ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Понедельник 25 апреля 2016Использование новых ИКТ в преподавании французского языка помогает нам подобрать методические средства и приемы, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. ИКТ также дают возможность коренным образом изменить организацию процесса обучения детей.
настроение: весеннее, позитивно-творческое
ключевые слова: ИКТ, Интернет, презентация, проект, веб-квест, online газета
город: Курган
Использование ИКТ на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию обучающихся, позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности обучающихся.
В примерных программах по иностранному языку в качестве цели обучения предусматривается овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной компетенции в говорении, аудировании, письме и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении. В учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности. Обучающиеся должны овладеть продуктивными навыками и умениями, способностью варьировать и комбинировать изученный языковой материал в речи при решении конкретных коммуникативных задач в стандартных ситуациях общения.
Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной речью является использование на уроках информационных технологий.
Мультимедийные средства нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источниками.
Мультимедийные средства нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источниками.
Наиболее часто используемые мной элементы ИКТ в учебном процессе:
- электронные пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
- образовательные ресурсы Интернета;
- видео и аудиотехника;
- интерактивные олимпиады и конкурсы;
- материалы для дистанционного обучения;
- научно-исследовательские работы и проекты;
- дистанционное обучение.
Каждый учитель мечтает приобщить учащихся к изучению своего предмета, хочет видеть их более развитыми и любознательными. Все знают, как непросто воспитать у учащихся потребность в изучении иностранного языка, убедить в том, что ему нужно знать этот предмет, и поддерживать интерес.
Использование новых информационных технологий в преподавании французского языка помогает мне подобрать методические средства и приемы, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся. Они также позволяют коренным образом изменить организацию процесса обучения детей, сформировать у них системное мышление.
1. Аутентичные аудиоматериалы
Один из эффективных приемов обучения — использование песенных и стихотворных материалов на уроках иностранного языка.
Прежде всего, стихи, песни — это то, что дети любят, что им интересно; они создают настроение и долго еще звучат в голове после окончания урока. Работа с ними положительно эмоционально окрашена для ученика, что обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации и, как следствие, в значительной степени содействует усвоению материала.
Первый урок обучения второму ИЯ (или урок пропедевтики) в 5 классе я начинаю с реализации очень важного принципа в обучении — это принцип мотивации. В его основе слоган — «Удивляй!» Вот как это работает: «Сегодня мы с вами будем читать и петь по-французски!
5 класс. Savez-vous planter les choux
- установка деятельности. Сейчас вы прослушаете (2 или 3 раза) шуточную песенку про то, как дети сажают капусту, и ваша задача постараться правильно услышать слова, которые скрыты в пустых прямоугольниках, а мы потом выясним, у кого же самый музыкальный слух! Вы можете их записать по-русски прямо в пропусках;
- проверяю правильность заполнения пропусков (на доску выписывается правильный вариант на русском языке) и определяю победителей;
- «А сейчас проверим вашу память: еще раз слушаем песню и читаем по памяти»;
- Находим правила чтения и записываем их на доску и в тетрадь\пишем по-французски слова из пропусков на доске;
- Поем вместе!
Использовать аутентичные аудиоматериалы можно на различных этапах урока. Я использую песни и/или стихи в начале каждого урока (популярные + специальные обучающие песни). Мной создана фонотека для учащихся с 5 по 9 класс, часть которой представлена на моем Сайте. К аудиоряду привлекается и видеоряд, и режим караоке, что повышает степень усваиваемости материала и поддерживает интерес обучающихся. К 7–8 классу ребята уже сами приносят тексты песен, которые они хотели бы спеть и сами предлагают устроить конкурс на лучшее прочтение и\или исполнение песен!
2. Презентации
Важным аспектом использования ИКТ на уроках иностранного языка являются мультимедийные презентации. Использование таких презентаций возможно на любых этапах урока, в зависимости от цели и задачи каждого этапа. Необходимо отметить, что учащиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Из практики хочу отметить, что такие задания ученики начинают выполнять с 5-го класса. Интерес представляют такие темы, как «Моя семья», «Моё домашнее животное», «Времена года», «Еда».
При создании презентации ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить собственную успешность, значимость результатов своей работы, т.к. презентация является готовым методическим материалом для уроков. Так, работая с УМК «Синяя птица» (Селиванова Н. А., Шашурина А. Ю.), 5–6 кл., я иногда заканчиваю тему просмотром творческих работ учащихся. Таким образом, активизация навыков монологической речи проходит ярко, интересно и познавательно. Дети не только учатся говорить, но и, слушая других выступающих, стараются совершенствовать навыки аудирования. Создание презентаций я использую и при работе со слабоуспевающими учащимися, с учащимися, которые имеют проблемы с социумом и с теми, кто много пропустил.
На уроках французского языка я использую и более новые формы ИКТ, например, КОР (Креативные образовательные ресурсы). Что это такое? Это образовательные ресурсы нового поколения, созданные путем использования разнообразных инновационных технических приемов и программ. Я разработала собственные КОР, например: Викторина о Франции, Праздники во Франции, Парки развлечений, Виртуальная экскурсия «Карнавалы и фестивали Франции» (заняла 2 место на фестивале медиауроков в ИРОСТ Курганской области в 2013г. ) Каждый материал КОР имеет в своей структуре оценочное задание, позволяющее эффективно определять степень усвоения учебного материала. КОР я использую при проведении нестандартных уроков, во внеклассной работе и в работе над проектами.
3. Проекты
Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт — как материализованный результат; процесс — как работа по выполнению проекта; защита проекта — как иллюстрация образовательного достижения обучающегося. Она ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и в содержании нескольких. Количество участников в проекте может варьироваться, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя.
Проектная деятельность прочно вошла в процесс изучения второго иностранного языка. Учащиеся 5 класса уже в самом начале изучения французского языка выполняют проекты на уроках и дома. Проекты с использованием сети Интернет помогают решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письма; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению французского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, страноведческих знаний о Франции и франкоязычных странах. Примеры проектов в Internet:
Online газета — сервисы Wikiwall, Padlet. Начиная с 6 класса, учащиеся осваивают этот интернет-ресурс и размещают на нем свои проекты: «Мой город», «Визитная карточка» , «Мой любимый фильм», «Я франкофон»
Образовательный Веб-Квест
Что такое образовательный веб-квест?
«Образовательный веб-квест — (webquest) — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет). Мной был разработан Веб-квест «В мастерской Деда Мороза» («Atelier du Pere Noel») для учащихся 6–8 классов. Задания участников включают как работу по предмету «Французский язык», так и творческое задание. В итоге каждый член команды создает свой образовательный продукт, который является составной частью общего результата работы команды. Учитель осуществляет сопровождение всех участников команд, проводит индивидуальные консультации на сайте ВК. На заключительном этапе каждая команда представляет свою резиденцию Деда Мороза и осуществляет рефлексию квеста. В ходе представления своего конечного продукта ребята проводят взаимооценивание и выбирают лучших участников Квеста.
Итоговый ИОП (индивидуальный образовательный проект) за курс 2-го ИЯ в 9 классе. Согласно Закону РФ «Об образовании», предметные результаты освоения основной образовательной программы, с учётом общих требований Стандарта и специфики предмета «Второй иностранный язык», могут быть представлены в виде индивидуального итогового проекта, выполняемого обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
В рамках индивидуального образовательного проекта определяются основные элементы индивидуальной образовательной деятельности учащихся:
- смысл образовательной деятельности (зачем я это делаю);
- постановка личной цели образования (предвосхищающий результат);
- план деятельности и его реализация;
- рефлексия (осознание собственной деятельности);
- оценка собственной образовательной деятельности и ее результатов;
- корректировка или переопределение образовательных целей.
В рамках индивидуального образовательного проекта учащийся имеет возможности:
- определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин;
- ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела;
- выбирать оптимальные формы и темп обучения;
- применять те способы учения, которые наиболее соответствуют индивидуальным особенностям;
- осуществлять оценку и корректировку своей образовательной деятельности на основе осознанного отношения к своей позиции в учении.
В течение двух лет я использую разработанный мной ИОП «Мое виртуальное путешествие по Франции» в качестве итогового задания в 9 классе, и результаты меня очень радуют: 100% обучающихся справляется с ИОП по предмету «Второй иностранный язык». Более 65% имеют отличные и хорошие результаты. Пример проекта «Мon voyage virtuel en France»
4. Фестиваль французского кино
С 2011г. мои учащиеся каждый год принимают участие в Фестивале французского кино, который организует в моем городе кафедра филологии ГосУниверситета. С 2013 г. мы участвуем в Internet-фестивале в режиме on-line Myfrenchfilmfestival. Учащиеся могут самостоятельно посмотреть фильмы этого фестиваля, зарегистрировавшись на портале фестиваля, и выполнить задания к фильмам, разработанные моими французскими коллегами из центра CAVILAM. Короткометражные фильмы и мультфильмы мы смотрим на уроках, а затем идет их обсуждение и выполнение заданий.
5. Дистанционные конкурсы и Олимпиады
К большому сожалению, еще нет разработанных конкурсов и олимпиад по второму иностранному языку, поэтому я выбрала то, что возможно использовать из уже существующих: Международная страноведческая олимпиада «Пятая четверть-Go-West», Всероссийский конкурс «Я лингвист». Мои ученики с 6 по 9 класс уже два года успешно принимают участие в данных конкурсах.
6. Социальная сеть ВК
Мной организовано дистанционное обучение (10 класс, первый язык) через данную социальную сеть, д/з для 7–9 классов, дополнительные задания для всех. Корректировка д/з, сопровождение проектов, консультации on-line.
Вывод:
Применение ИКТ в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, видеоматериалов также соответственно подготовленных учителем;
- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;
- совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров.
Библиографический список:
- Использование ИКТ на уроках английского языка. Статья фестиваля педагогически идей «Открытый урок»;
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии;
- Интернет-ресурсы;
- Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе» — № 5 — 2006.; № 8 — 2007.
- Иванова Н. В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе;
- Лёшина С. В. Применение ИКТ на уроках иностранного языка. Статья фестиваля педагогически идей «Открытый урок»;
- Сливкина И. А. Использование информационных технологий при подготовке презентаций;
- http://bank.orenipk.ru/Text/prezent/moduli/lekzij2.htm