Технология личностно-ориентированного обучения с УМК «English» Кузовлева В. П. и др.
Автор: Светлана Волвенкина | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Среда 8 июня 2016Учёт индивидуальных особенностей учащихся является важным в обучении. С помощью личностно-ориентированного подхода учитель может раскрыть все способности и таланты ученика.
Taking into account students` individual peculiarities is important in teaching. With the help of a personal (student-centered) approach a teacher can reveal all the potentials and talents of a student.
настроение: оптимистичное
ключевые слова: индивидуальный подход, особенности восприятия информации, работа полушарий мозга, УМК Кузовлева В. П. и др., результаты обучения
город: Воронежская область, Репьёвский район, село Репьёвка
Современные технологии обучения иностранному языку аккумулируют успешную информацию каждой из них, дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучения в данной конкретной группе учащихся. Коммуникативная компетенция — это не личностная характеристика того или иного человека; ее сформированность проявляется в процессе общения. Задача учителя состоит в том, чтобы создать модель реального общения, которая способствует возникновению у учащихся естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации. Реализуя личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся, учитель создает на уроках и во внеурочное время разнообразную образовательную среду, позволяющую детям максимально проявить себя. Интеграция современных образовательных технологий помогает создать необходимые условия для оптимизации процесса обучения, сделать его более интересным и эффективным.
Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального подхода, с помощью которого можно добиться выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Тем не менее, чаще всего учителя используют именно одни и те же методы в работе с детьми, не имея возможности выявить и учесть их индивидуальные особенности. Поэтому успех детей в значительной степени зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения.
Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Многие учащиеся недостаточно успевают в учебе потому, что они не вписались в рамки унифицированного подхода, поскольку их индивидуальные особенности не соответствуют применяемым методам обучения. Это может быть связано с особенностями восприятия информации и различиями в стилях познания.
Назначение учета индивидуальных особенностей восприятия — направить интересы, индивидуальные и личностные качества детей на решение образовательной задачи. У учителей появляется возможность уделять больше внимания каждому ребенку и помочь ему наилучшим образом реализовать свои возможности. Поэтому индивидуализация и дифференциация процесса обучения занимает важное место в методике преподавания иностранного языка.
Индивидуальные особенности восприятия зависят от функционирования полушарий головного мозга. На основе результатов исследования работы мозга был создан холистический подход к преподаванию, опирающийся на целостную, единую работу мозга. Сущность холистического подхода состоит в выборе таких видов учебной деятельности, которые способствуют активной сбалансированной работе обоих полушарий и преодолению некоторых характерных трудностей в обучении.
При использовании этого подхода к преподаванию важно совмещать, варьировать в ходе занятий разнообразные виды деятельности, ориентированные на особенности восприятия. Каждый ребенок имеет свой, индивидуальный тип познания, которому должен соответствовать стиль обучения. По индивидуальным психологическим особенностям восприятия дети делятся на три группы: аудиалы, визуалы и кинестетики.
Аудиалы — это учащиеся, отдающие предпочтение слуховому восприятию. Они хорошо воспринимают устное объяснение учителя, не только любят слушать, но и с нетерпением ждут возможности высказаться.
В основе обучения визуалов лежит зрительное восприятие информации. Визуалы обучаются на основе наблюдений и демонстраций, невосприимчивы к звукам, отвлекаются на зрительную информацию.
Кинестетики обучаются в действии, через непосредственное участие в деле, они импульсивны, сразу начинают действовать, выбирать решения, требующие активных действий.
Учет психолого-педагогических особенностей восприятия предполагает и разработку различных видов обучающих упражнений.
Каждая крупная тема — это определенный блок информации, который предлагает учащимся разнообразные ситуации. Это позволяет для каждой конкретной темы отобрать ситуационные клише, оперируя которыми, ученик может овладеть разговорным иностранным языком.
Таким образом, при изучении иностранного языка необходимо учитывать психолого-педагогические особенности восприятия учащихся. Для этого нужно разработать комплекс упражнений в соответствии с типами восприятия учащихся. В некоторых случаях полезно дополнять упражнения для аудиалов письменными текстами, а для визуалов — аудированием, или же совмещать их, т. е. варьировать упражнения. Такой вариативный подход позволит повысить эффективность обучения, влиять на глубину знаний учащихся и способствовать повышению интереса к изучению иностранных языков.
В процессе поисковой работы можно определить такие индивидуальные особенности, которые наиболее существенны при обучении иноязычному устно-речевому общению и доступны для диагностики учителю. В результате анализа литературы по психологии и методике обучения иностранному языку был сделан вывод, что указанную группу особенностей составляют:
а) особенности направленности личности обучаемого (мотивы, интересы, склонности), поскольку опора на них позволяет обеспечить высокий уровень
учебной и коммуникативной мотивации;
б) социокультурные, возрастные особенности, коммуникативная компетенция, эмоциональность, экстравертированность/интровертированность, статус ученика в учебной группе, его самооценка.
Учет этих особенностей позволяет создавать благоприятные условия для подготовки школьников к естественной коммуникации. Учитель в школе может определить названные особенности, опираясь на анкетирование, беседы с учениками, их родителями, школьным психологом; для этого ему не понадобятся ни диагностическая аппаратура, ни методики, требующие специальных психологических знаний для обработки данных. Наблюдения за школьной практикой, собственный педагогический опыт показывают, что определение интересов и склонностей учащихся не представляют сложностей для учителей. С помощью анкетирования и бесед учитель может быстро выяснить, чем ученик обычно занимается в свободное время, какие книги предпочитает, какие фильмы любит смотреть, о чем мечтает, что с удовольствием обсуждает с друзьями или родителями, каких тем в разговоре старается избегать. Важно лишь помнить о том, что мотивационная сфера детей неустойчива, поэтому учителю желательно быть в курсе интересов и склонностей ребят. Умение правильно установить уровень иноязычной коммуникативной компетенции — показатель профессионализма учителя.
Применяя в своей работе УМК Кузовлева, я могу сказать, что мои уроки всегда логично построены, так как все упражнения взаимосвязаны и обладают коммуникативной направленностью. Все компоненты УМК тесно переплетаются, ориентированы на личность учащегося и ведут к достижению поставленной цели. Технология личностно-ориентированного обучения даёт возможность развивать УУД учащихся в полной мере, так как федеральные стандарты второго поколения предполагают развитие самостоятельности личности учащегося, его самопознания, умений проявлять свои индивидуальные качества, присущие только ему.
Всем этим умениям можно обучиться с помощью упражнений учебного комплекта. Но любая работа начинается с замысла, продумывания и составления плана работы. Следовательно, как учитель, я должна подать детям учебный материал так, чтобы учесть все индивидуальные качества учащихся, применив коммуникативную методику обучения, лежащую в основе всех упражнений УМК Кузовлева. Учебник рассчитан на некий усреднённый вариант класса, в нём невозможно учесть ни уровня обученности, ни индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика. Поэтому, что касается тематического и поурочного планирования, я всегда стараюсь наметить хотя бы краткий план работы по обучению всем видам речевой деятельности. Что касается возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, то я считаю, что их учёт необходим и всегда обязателен. Учёт уровня обученности при планировании уроков важен, иначе план не сможет быть реализован. Оснащённость учебного процесса ТСО имеет большое значение, так как в условиях модернизации образования без этого не обойтись. При планировании урока следует учитывать его место в расписании, так как от этого зависит эффективность работы учащихся. Необходимо прогнозировать возможные речевые действия ребят, чтобы определить возможность достижения конечного результата и не допускать ошибок. Я стараюсь прогнозировать свои действия как учителя, причём это касается не только обучения, но и развития, воспитания, а также организации познавательной деятельности. Считаю, что нужно подбирать дополнительный материал к уроку. При планировании я могу изменить упражнения, данные в учебнике и по содержанию, и по форме, если это связано с учётом индивидуальных особенностей, интересов и степени обученности учащихся, но, конечно же, не изменив и не упростив действие, заложенное в этих упражнениях. В планах к урокам я всегда пишу развивающую, учебную, воспитательную и познавательную цели. Что касается распределения времени на уроке на выполнение каждого упражнения, то я всегда это делаю, ориентируясь на индивидуальные особенности учащихся определённой группы. Важно варьирование установок, приёмов работы, предметов обсуждения в рамках одного урока, так как это способствует развитию продуктивности и самостоятельности, соответствует принципу новизны. При планировании урока я выстраиваю упражнения в соответствии с необходимой стадиальностью работы на данном этапе. В процессе планирования нужно готовить дополнительные упражнения для того, чтобы использовать их в том случае, если видно, что учащиеся не овладели тем материалом, который заложен в каком-либо упражнении. Я обращаюсь к учебно-методической и научной литературе, чтобы максимально учесть в планировании всё необходимое и избежать ошибок. Домашнее задание планирую, исходя из заключительного этапа работы на уроке (по аналогии с последним упражнением) как обобщение или конкретизация пройденного, учитывая технологию личностно-ориентированного обучения. Относительно неречевого (невербального) поведения, я полагаю, что его следует продумывать в процессе работы над планом, так же, как и речевое. После того, как урок спланирован, я проигрываю его в уме целиком или отдельными фрагментами.
Используя технологию личностно-ориентированного обучения, могу сказать, что на моих уроках:
- Большая заинтересованность в изучении английского языка.
- Желание детей с удовольствием посещать уроки.
- Отсутствие неуспевающих по предмету.
- Высокий уровень качества знаний учащихся.
- Развитие качеств личности, необходимых для плодотворного сотрудничества, умений выступать то в роли лидера, то в роли подчинённого, умений планировать совместную работу.
- Понимание и уважение культуры других стран, любовь к своей Родине.