НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ — ГОВОРИТ МОСКВА
Автор: Каринэ МАХМУРЯН | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Среда 7 марта 2012Считая главной задачей иноязычного образования непрерывное развитие языковой личности ребенка и его способностей, формирование готовности к использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач, следует понять и определить, как сегодня должно развиваться языковое образование в целом и каждая конкретная московская школа в отдельности. Необходимо учитывать, что каждая школа имеет свой неповторимый уклад, уникальные педагогический и ученический коллективы, устоявшиеся традиции. Важнейшей задачей при этом является развитие профессиональной компетентности учителей иностранного языка и создание инновационной среды в школе.
настроение: творческое
ключевые слова: ФГОС, Наша новая школа, инновации, модернизация образования, олимпиады, городская экспериментальная площадка, Столичное образование
город: Москва
Современный этап развития московской системы образования ознаменовался появлением нового регионального нормативно-правового документа, позволяющего создать условия для удовлетворения потребностей москвичей в качественном образовании. Данный образовательный документ «Государственная программа «Развитие образования г. Москвы на 2012—2016 гг. «Столичное образование» (далее — Программа) служит базой для совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения качества преподавания иностранного языка в общеобразовательных учреждениях. Программа была принята на заседании правительства г. Москвы 27 сентября 2011 г.
Она разрабатывалась на основе:
- Федеральной целевой программы развития образования на 2010—2015 гг;
- «Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Цель Программы: усиление вклада образования в социально-экономическое развитие столичного мегаполиса и повышение качества жизни путем:
- удовлетворения изменяющихся образовательных запросов общества;
- создания условий для учебной и социальной успешности учащихся;
- обеспечения соответствия уровня подготовки выпускников профессиональным образовательным перспективам и потребностям [1].
В Программе приводится статистика системы образования г. Москвы, которая показывает разнотипность, соотношение и количество образовательных учреждений:
- 60 % — образовательные учреждения общего образования (ООУ);
- 30 % — дошкольные образовательные учреждения (ДОУ);
- 10 % — образовательные учреждения дополнительного и профессионального образования (ДО, НПО, СПО);
- ДОУ — 2043; ООУ — 1515; НПО и СПО — 145; вузы — 119; ДО — 155.
ВСЕГО: 5800 образовательных учреждений. ВСЕГО — 2,2 млн обучающихся и 265 000 педагогических работников [1].
Цели и задачи, поставленные в Программе, созвучны тем целям и задачам, которые выдвинуты в федеральном документе «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», принятом в январе 2010 года. Основная задача в федеральном документе сформулирована следующим образом: создать новую школу, цель которой — «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» [2].
Как одно из необходимых условий реализации первоочередных задач Программы и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» выдвигается разработка и внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов для общеобразовательных учреждений (ФГОС). Согласно ФГОС основными критериями качественного образования становятся социальные и личные результаты учащегося, то есть его готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. В этих условиях иностранный язык перестаёт быть только школьным предметом, а превращается в инструмент познания и социализации, в средство, обеспечивающее креативную деятельность, жизнедеятельность и безопасность граждан.
В качестве нового содержания образования в ФГОС вместе с предметными включаются метапредметные знания, умения и навыки важнейших типов деятельности, таких как исследование, проектирование, конструирование, управление. Происходит смещение акцентов обучения с предметных компетенций на универсальные учебные действия, и предполагается развитие как общепредметных (надпредметных), так и специальных предметных навыков и умений. Наряду с традиционными в школах появляются новые формы организации занятий: проектные форумы, круглые столы, творческие мастерские, переговорочные площадки, научно-исследовательские и учебно-исследовательские конференции и др.
Обучение иностранным языкам в школах Москвы в последнее время значительно улучшилось не только вследствие появления новых нормативно-правовых документов, но и благодаря изменению подходов к обучению иностранным языкам, переходу на личностно ориентированную парадигму, внедрению учебников нового поколения и новых технологий обучения, построенных на деятельностном, компетентностном, когнитивно-коммуникативном подходах. Повышению качества обучения способствовали также развитие автономии учащихся, создание в школах научно-методических подразделений — ресурсных центров, систематическое повышение квалификации учителей иностранного языка, ориентация на более полную интеграцию московской системы языкового образования в общемировое пространство.
Условиями вхождения московской системы языкового образования в европейскую являются владение двумя иностранными языками, повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательных школ с допорогового уровня (согласно шкале Совета Европы) до уровня порогового как минимум, а в дальнейшем и до продвинутого порогового уровня, участие в международных проектах и конкурсах, активное использование интернет-ресурсов. Включение в ФГОС и примерные программы изучения второго иностранного языка в основной школе является большим достижением общества, понимающего необходимость сохранения многоязычия в России.
Всероссийские и региональные олимпиады по иностранным языкам, городские интернет-олимпиады, конкурсы по многоязычию, результаты ЕГЭ свидетельствуют о высоком качестве московского образования в области иностранных языков. Так, в финальном этапе Всероссийской олимпиады по иностранным языкам — по английскому, немецкому и французскому языкам команда г. Москвы на протяжении многих лет стабильно удерживает первое место. Результаты ЕГЭ по английскому, немецкому, французскому и испанскому языкам с тех пор, как учащиеся г. Москвы начали сдавать ЕГЭ по иностранным языкам, стали значительно выше, чем в целом по России. По всем языкам количество школьников, не преодолевших минимальный порог, в два раза меньше, чем в России в целом.
Хорошим результатам по иностранным языкам Москва также обязана городской экспериментальной площадке (ГЭП). В Москве более 15 лет функционирует экспериментальная площадка «Языковое образование», формируется и развивается сеть ресурсных центров на базе экспериментальных школ, создаются и отрабатываются многие инновации в области иноязычного образования.
В ходе решения задач развития инновационной сети были достигнуты следующие результаты в области иноязычного образования:
- развивается система многоязычия, вводятся вторые и третьи языки в общеобразовательных учреждениях разных типов, расширился спектр изучаемых иностранных языков в общеобразовательных учреждениях г. Москвы (сегодня их более 20), расширилась практика преподавания восточных языков, в том числе японского, в общеобразовательных учреждениях г. Москвы;
- повысились результаты обучения иностранным языкам, о чем свидетельствуют успешные выступления московских школьников на всероссийских и региональных олимпиадах по иностранным языкам и результаты ЕГЭ и ГИА;
- ускорился процесс обновления содержания образования за счет увеличения количества часов на иностранный язык согласно московскому региональному базисному учебному плану, принятому два года назад (к сожалению, в этом учебном году Москва перешла на федеральный базисный учебный план);
- составлен и апробирован ряд программ элективных курсов профильного обучения; введен в практику обучения ряд интегративных модулей («Иностранные языки и родной язык», «Иностранные языки и литература», «Иностранный язык и история», «Иностранный язык и МХК», «Иностранный язык и ОБЖ», «Иностранный язык и экономика», «Иностранный язык и информатика» и т.д.);
- активизировалось внедрение новых форм и технологий организации образовательного процесса, использование информационных и компьютерных технологий, активных форм обучения для формирования коммуникативной компетенции и метапредметных умений;
- введены новые форматы устной и письменной аттестаций в 9 и 11 классах по иностранным языкам;
- сложились основы системы мониторинга для управления качеством образования по иностранным языкам;
- проведены окружные и городские научно-практические конференции, семинары, круглые столы по http://www.tilt.tc проблемам иноязычного образования;
- проведены окружные, городские и региональные олимпиады, конкурсы по иностранным языкам для учащихся 4–11 классов;
- создано экспертное профессиональное сообщество для аттестации учителей иностранных языков и школ; для экспертизы устных и письменных ответов школьников на олимпиадах разных уровней, ГИА и ЕГЭ;
- введён ряд новых программ повышения квалификации для учителей иностранных языков, в том числе международных, совместно с Британским Советом, посольством США, институтом Гёте; институтом Сервантеса, посольством Японии;
- улучшилась материально-техническая база языкового образования, расширились возможности дифференцированной поддержки учащихся и учителей с помощью дистанционного пространства.
Модернизация образования коснулась и педагогического корпуса. В 2010—2011 годах вышли нормативные документы, посвященные новой системе аттестации учителей и направленные на стимулирование качества и результативности педагогического труда. В приказах Министерства здравоохранения и социального развития от 14 августа 2009 года за № 593 и от 26 августа 2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (подписан Минюстом 6 октября 2010 года и профсоюзом) были определены и утверждены квалификационные характеристики должностей работников образования. За ними последовали приказы Министерства от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (Минюст, 26 апреля 2010 года, № 16999) и Разъяснения по применению порядка аттестации (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки от 18 августа 2010 года № 03-52/46). Ещё одним важным документом для аттестации учителей является изданная в 2010 году «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников», разработанная на основе исследований, проведенных в рамках проекта «Апробация и внедрение разработанных подходов к проведению аттестации педагогических работников образовательных учреждений на региональном уровне в условиях внедрения нового Порядка аттестации» и изданная в 2010 году [3]. В новых условиях аттестации педагогических работников возрастает роль самообразования и самооценки учителей иностранного языка. Учителя создают методические портфолио (портфели), которые способствуют развитию их профессиональной компетенции и самооценки. Однако главная роль в развитии профессиональной компетентности учителей в федеральных и региональных документах отводится системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, которая должна обеспечить внедрение адресных моделей, расширение выбора дистанционных программ обучения, создание на базе лучших школ стажировочных площадок и т.д. В Москве в этом учебном году была создана ассоциация учителей иностранных языков [mioo.edu.ru/kaf-inostr/projects/2011-12-03-08-12-57/333—l-r], которая объединила уже существующие ассоциации учителей английского языка (MELTA), ассоциации учителей немецкого и французского языков, а также учителей других иностранных языков, которые не были прежде объединены в ассоциации. Ассоциация учителей иностранных языков г. Москвы организовала и провела ряд встреч с представителями Центра образовательного права и юристами, которые ответили на вопросы, связанные с новой формой аттестации, а также семинары по http://www.tilt.tc проблемам иноязычного образования, мастер-классы, открытые уроки, в том числе интегрированные, консультации, конкурсы для учителей и учащихся. Ассоциация обычно проводит мероприятия на базе ГОУ СОШ № 19 им. В. Г. Белинского и Московского института открытого образования.
Какие же задачи иноязычного образования являются приоритетными в городе Москве в 2011/2012 учебном году? В первую очередь отнесем к ним:
1) повышение качества образования путём введения образовательных стандартов второго поколения, внедрения новых форм аттестации учащихся;
2) поддержку и развитие инновационной среды и инновационной деятельности учащихся и учителей;
3) развитие системы поддержки талантливых детей;
4) совершенствование профессиональной компетентности учительского корпуса и стимулирование развития сетевых профессиональных сообществ.
Решение этих задач требует многочисленных ресурсов, в числе которых — кадровый ресурс.
В настоящее время в Москве работает более 11 000 учителей иностранного языка, из них 9000 учителей английского языка, около 1200 учителей немецкого языка, около 1000 учителей французского языка, около 100 учителей испанского языка, около 100 учителей других иностранных языков. Анализ состава учителей иностранных языков показал:
- по гендерному принципу: мужчин — около 2 %, женщин — около 98 %;
- по возрастному принципу— до 30 лет — 24 %, от 35 лет до 55 лет — 54 %, старше 55 лет — 22 %. Более 60 % — учителя первой и высшей категорий.
Анализ результатов ЕГЭ, ГИА и разного рода олимпиад по иностранному языку показывает, что учителя иностранных языков в целом справляются со своими задачами, однако качество обучения, особенно в общеобразовательных школах, профессиональных колледжах, в надомном обучении, всё ещё оставляет желать лучшего. Во всех типах общеобразовательных учреждений необходимо оптимизировать преподавание путём введения новых современных технологий обучения иностранному языку, грамотного применения УМК нового поколения, индивидуальных форм обучения одаренных и «слабых» учащихся, совершенствования профессиональной компетентности.
С какими проблемами сталкиваются учителя иностранного языка?
- Расширение функционала учителя иностранного языка и необходимость непрерывного повышения квалификации.
- Разноплановая учебная нагрузка и необходимость учета специфики преподавания иностранных языков на разных этапах обучения.
- Появление новых реалий, новых образовательных документов, УМК нового поколения, новых экзаменов и т.д. и необходимость не только знакомства с ними, но и перестройки своей работы с их учетом.
- Появление нового типа учащихся и разработка новых форм и технологий обучения с учетом их возрастных и индивидуальных психолого-педагогических характеристик, интересов и потребностей.
- Работа в информационной среде, требующая новых знаний и умений.
- Недостаточно современное оснащение кабинетов иностранного языка.
- Выход за пределы нормативной деятельности: работа в инновационной среде, требующая фундаментальных знаний по предмету, исследовательских и творческих умений и навыков.
Решению ряда данных проблем будет способствовать постоянное совершенствование профессиональной компетентности учителей иностранного языка, учёба на курсах повышения квалификации, участие в профессиональных сообществах и самообразование.
Готовы ли учителя иностранных языков эффективно реализовать требования, которые предъявляются к образовательному процессу ФГОС второго поколения?
Проведенный анализ показывает, что учителя иностранных языков в целом готовы к внедрению стандартов второго поколения для начальной и основной школы; что большая часть требований стандартов уже реализуется в школах в предмете «Иностранный язык», так как деятельностный характер данного предмета, опыт, полученный инновационными площадками ГЭП по реализации личностно ориентированного, деятельностного, компетентностного и когнитивно-коммуникативного подходов и его трансляция, а также учебники, построенные на современных подходах, дают возможность учащимся освоить те требования, которые заложены в новых стандартах.
На курсах повышения квалификации учителя постоянно знакомятся со стратегиями обучения различным видам и формам общения на иностранных языках, которые включают в том числе и метапредметные умения. Активно изучаются и обсуждаются новые образовательные стандарты и примерные программы для основной школы по иностранным языкам, пакет контрольных измерительных материалов, на основе которых строится новый формат государственной итоговой аттестации в 9 классе (ГИА). Высказываются предложения по разработке фундаментального ядра содержания образования по иностранным языкам и стандартам второго поколения для старшей школы. В помощь учителям иностранного языка кафедра и лаборатория иностранных языков Московского института открытого образования ежегодно выпускает методические письма и методические рекомендации, в которых обсуждаются различные теоретические и практические проблемы преподавания иностранных языков.
Введение новой программы «Столичное образование–6» предлагает новые перспективы для развития языкового образования в Москве. В первую очередь необходимо обеспечить соответствие качества преподавания и обучения иностранным языкам изменяющимся запросам и ФГОС во всех образовательных учреждениях. В настоящее время только 40 % образовательных учреждений соответствуют 80 % федеральных требований [1]. В ближайшие три года в Москве предполагается осуществить переход 100 % школ города на профильное обучение по разноуровневым программам [1], в том числе готовятся профильные и элективные программы по иностранным языкам. Предполагается также увеличить количество многопрофильных школ. В настоящее время только 12 % школ являются многопрофильными [1].
Готовятся к публикации методические рекомендации по преподаванию иностранного языка в условиях реализации индивидуального плана развития образовательного учреждения, формируется инфраструктура образовательных услуг в области преподавания и обучения иностранным языкам, развивается система дополнительного образования, которая должна обеспечить москвичей разными типами дополнительных образовательных программ и формами обучения.
[links&resources]
[1] Государственная программа «Развитие образования города Москвы на 2012—2016 гг. Столичное образование». www.educom.ru
[2] Медведев Д.А. «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», — М., 2010.
[3] Методика оценки уровня квалификации педагогических работников /
Под ред. В. Д. Шадрикова, И. В. Кузнецовой. — М., 2010.