Применение стратегии сравнения и контраста для повышения достижений обучающихся в английском языке
Автор: Наталья ПОЛОВНИКОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ, МАСТЕРСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Понедельник 2 декабря 2019Как известно, одним из заданий устной части ЕГЭ по английскому языку является составление монологического высказывания, основанного на сравнении двух фотографий. Несколько лет назад, когда это испытание было в новинку, у большинства учителей, и у меня в том числе, возникало множество вопросов о целесообразности такого задания и о том, как подготовить к нему учащихся.
Автор: Половникова Наталья Анатольевна
учитель иностранных языков высшей квалификационной категории
МБОУ гимназия №1 города Полярные Зори Мурманской области
Итак, Задание 4 устной части ЕГЭ по английскому языку заключается в составлении тематического монологического высказывания с элементами рассуждения (сравнение двух фотографий). Нельзя не отметить, что наряду с предметными речевыми навыками, данное задания является показателем владения общеучебными навыками, а именно, умением строить рассуждение на основе сравнения и противопоставления предметов и явлений, выделяя при этом общие и отличительные признаки.
Впервые начав подготовку старшеклассников к экзамену по английскому языку, а точнее к ее устной части, я ориентировала учеников лишь на заучивание соответствующих речевых клеше и самих устных высказываний. Однако сейчас я с уверенностью могу сказать, что данный способ не является особенно эффективным. Гораздо продуктивнее, на мой взгляд, подходить к этому заданию, используя современные технологии и стратегии.
В данной статье я хотела бы поделиться опытом использования стратегии сравнения и контраста с целью повышения успешности обучающихся в овладении английским языком. Стратегия сравнения и контраста заключается в использовании соответствующих графических органайзеров. Графические органайзеры – это изобразительный способ структурирования большого объема информации в логическом порядке. Они помогают ученику схематично представить сложную информацию простым для понимания образом. Графические органайзеры являются наилучшим способом, позволяющим учащимся организовать свои мысли, постигать информацию с помощью визуализации и обеспечивать основу для краткосрочной и долговременной памяти.
Ученикам легко следить за графическими органайзерами. Они значительно экономят время, их можно быстро и легко найти и создать как в цифровом, так и в бумажном формате.
Хорошо известны и применимы в разных дисциплинах следующие графические органайзеры сравнения и контраста.
- Диаграмма Венна
Прием «Кольца Венна» или «Диаграмма Венна», стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления. Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. «Кольца Венна» помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.
- Т-таблица
AT Chart (или T-Chart) — это графический органайзер, который разделяет информацию на столбцы, традиционно для сравнения. Он получил свое название от базовой версии с двумя столбцами: он выглядит как буква «Т» и является универсальным и широко используется по всем предметам.
- Матрица сравнения и контраста
Матричные графические организаторы сравнения и контраста позволяют учащимся сравнивать и сопоставлять несколько объектов, персонажей или концепций из заданного текста. Они могут видеть множество различий и сходств, создавая несколько различных подтем, которые они хотят исследовать дальше.
Проиллюстрировать возможности графических органайзеров я бы хотела на примере применения органайзера “Top Hat” («Цилиндр») (Рис. 1). Такое название данный органайзер получил благодаря тому что, визуально наминает некогда популярный мужской головной убор.
Рис. 1
Differences | ||
Concept 1: | Criteria | Concept 2: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Similarities | ||
|
|
|
Впервые я использовала стратегию сравнения и контраста в 6 классе в группе с углубленным изучением английского языка. При изучении темы “Helping Hands” по УМК «Звездный английский» у обучающихся возникли огромные трудности с выполнением задания на сравнение двух постеров. Я убедилась в том, что данное задание оказалось моим ученикам не по зубам. Начав поиск по решению данной проблемы, я пришла к выводу о необходимости использования графического органайзера.
Данная технология была применена при выполнении следующего задания. Я предложила своим ученикам представить, что у них есть возможность отправиться в поездку в один из двух экологических лагерей (рис.2). Учащимся нужно было ознакомиться с информацией, размещенной на сайтах. Прочитав статьи (Приложение 1)? они должны были заполнить органайзер Top hat и сделать выбор в пользу того или иного лагеря.
Рис. 1
Уникальность и эффективность органайзера Top hat заключается в том, что ученики не только учатся находить сходства и отличия объектов и явлений, они начинают выделять и называть критерии, по которым производится сравнение.
На первом этапе ученики работали с текстом и заполняли таблицу самостоятельно. Затем им необходимо было сравнить свои результаты в паре. После этого органайзер был заполнен при фронтальной работе со всей группой.
Differences | ||
Eco-camp «Holidays in Polistoviye» | Criteria |
NEW: EcoCamp for Gifted Students
|
Pskov region, Bezhanitsky district Polistovsky Reserve | Place | Georgia Nature Center, USA |
4 days | Duration | two-day EcoCamp sessions |
learn about traditional Russian way of life, careful use of natural resources, crafts and traditions of the village | Activities | build solar toys, plant carnivorous plants |
Similarities Like the first, the second camp is an Eco camp. Both camps are for children. |
Далее, используя ключевые слова и выражения (Приложение 2), учащиеся составляли монологическое высказывание, в котором объясняли свои предпочтения в выборе того или иного лагеря. Ниже приводится пример такого высказывания.
The camps have in common. Like the first, the second camp is an Eco camp. Both camps are for children.
The first camp is in Pskov Region, Russia but the second camp is in Georgia, the USA. The first camp gives an introduction to the traditional Russian way of life, careful use of natural resources, crafts and traditions of the village whereas in the second camp students will spend time building solar toys, planting carnivorous plants. The camp in Pskov Region offers holidays for 4-6 days. However, camp in Georgia has only 1-2 day holidays.
I personally find the camp in Russia better because it is closer and has longer holidays.
Составление монолога не было завершением работы. На заключительном этапе учащимся были заданы вопросы, которые были направлены, на то, чтобы учащиеся могли более глубоко задуматься над темой.
- Are the camps more alike or different?
- What is the most significant similarity?
- What is the most important difference?
Благодаря применению описываемой технологии мне удалось решить одновременно несколько задач.
- Объяснить учащимся необходимость анализировать тексты, фотографии, картинки с точки зрения их сходств и различий.
- Научить строить высказывание в соответствии с требуемой структурой.
- Облегчить запоминание материала.
- Обеспечить положительную мотивацию дальнейшего применения данной стратегии.
Как считает доктор Харви Ф. Сильвер, названный одним из ста самых влиятельных учителей США, стратегия сравнения и контраста — это уникальная стратегия, позволяющая формировать у учащихся память, уменьшать путаницу и подчеркивать критические сходства и различия, и является одним из самых эффективных инструментов для улучшения обучения студентов.
Способность сравнивать и противопоставлять – это одно из ключевых универсальных учебных действий. И это неудивительно, так как способность классифицировать и сравнивать вещи с точки зрения их различий и сходств соответствует некоторым самым ранним стадиям когнитивного развития. Без способности группировать вещи с точки зрения их сходства и различий многое из того, что мы считаем «обучением», было бы невозможно.
Способность сравнивать и противопоставлять имеет свое применение далеко за пределами классной комнаты. С практическим применением во всем, от выбора страхового полиса до покупки, упаковки одежды для праздника, сравнение и противопоставление — требования для большинства наших повседневных решений.
Однако не стоит забывать, что в рамках экзаменационного задания высказывание имеет следующую структуру:
- give a brief description of the photos (action, location)
- say what the pictures have in common
- say in what way the pictures are different
- say which of the ways of watching films presented in the pictures you prefer
- explain why
То есть сначала необходимо назвать сходства фотографий, ну а потом различия. Поэтому у меня возникла идея несколько изменить органайзер Top hat в результате чего, получился новый органайзер, который я назвала “Top hat up-side-down”.
Similarities | |
Differences | |
|
|
|
|
|
|
Мои ученики успешно освоили введенную мною стратегию, они активно применяют графические органайзеры в своей работе на уроках английского языка. Надеюсь, данный опыт будет полезен им в дальнейшем и применим в условиях самообразования и саморазвития.
Используемые ресурсы:
- Английский язык. 6 класс: учеб. для образоват. учреждение и шк. с углубл. изучением англ. яз./[К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова и др.] – М. :Express Publishing :Просвещение, 2013 – 184 с.: ил. – (Звездный английский). – ISBN 978-5-09-027652-8.
- Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2019 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory (Дата обращения 30.07.2019).
- CAFÉ Strategy: Compare and Contrast Within and Between Text [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.portmelb.vic.edu.au/wp-content/uploads/Parent-Pipeline-Compare-and-contrast-within-and-between-text.pdf (Дата обращения 07.2019).
- Comparative Thinking Skills: Teaching Students to Compare and Contrast [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.literacyideas.com/compare-and-contrast (Дата обращения 07.2019).
- Compare and Contrast: Graphic Organizers [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.writedesignonline.com/organizers/comparecontrast.html (Дата обращения 07.2019).
- Compare and Contrast Strategy in a Classroom [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=54F6Gy9R4kg (Дата обращения 07.2019).
Приложение 1
Eco-camp «Holidays in Polistoviye»
Junior ecological camp «Holidays in Polistoviye» is held on the basis of Polistovsky Reserve during the school holidays, length of stay in the camp — 4 days. The program includes a variety of events aimed at formation of ecological culture, responsibility and caring attitude towards nature: it gives an idea of the importance of protected areas and the need to respect Reserve’s regime, as well as an introduction to the traditional Russian way of life, careful use of natural resources, crafts and traditions of the village. The visitor center of the reserve is located at: 182940, Pskov region, Bezhanitsky district, Bezhanitsy township, Sovetskaya Street, 9B. |
|
NEW: EcoCamp for Gifted Students Some schools prefer to create custom one and two-day EcoCamp sessions for gifted students from 1st to 5th grade. As long as there are 10 or more students in your group, we can create an EcoCamp program on any day or days of the week. Rather than just taking a short field trip, Gifted Students will spend anywhere from 6 to 8 hours at the center over one or two days, building solar toys, planting carnivorous plants and participating in other experiences they will remember for the rest of their lives. Fees range from $29 to $49 per student, including materials such as plants and solar kits which students can take home. Please call 1-800-800-2SUN for details. Georgia Nature Center 3001 Salem Road Watkinsville, GA 30677 Phone: (706) 769-1000 x3100 |
Приложение 2
Useful Language
Talking about similarities
…. have in common.
Like the first…., the second…….
Both …… have……
……. In the same way, …….
……. Similarly, …………
Talking about differences
The first ….. but the second …….
Unlike the first… the second…..
One …. whereas/ while the other ……
On the other hand, ….
Although ……..
….. However, ……..
Reaching a decision:
I personally think/ find/ believe … because …
I’d prefer …
I’d choose …
To me, the best …… because ….