ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Автор: Мария ГУДИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Четверг 1 апреля 2021В настоящее время формированию и мониторингу функциональной грамотности, как новому виду мониторинга качества образования в школе, уделяется огромное внимание: Россия принимает участие в международных исследованиях качества образования школьников и ставит перед собой цель обеспечения вхождения России в 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Однако на основе результатов проведенных исследований можно сделать вывод, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во время переноса данных знаний в реальные жизненные ситуации, а также показывают сравнительно невысокий уровень развития функциональной грамотности.
Автор: Гудина Мария Сергеевна
Место работы: Иркутская область, г. Шелехов, МКОУ ШР «СОШ № 5»
Должность: учитель иностранного языка
Так что же такое функциональная грамотность и каким образом учитель может формировать данные умения и навыки в рамках урока? А.А. Леонтьев описывает функционально грамотного человека как человека, способного использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [1].
Читательская грамотность, в свою очередь, является одним из важных направлений формирования функциональной грамотности, под которой понимается способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества, а большое разнообразие текстов в учебниках английского языка дают возможность учителю формировать читательскую грамотность на уроках, используя для этого разные приемы работы с текстовым материалом.
Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих умений у учащихся:
- Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста;
- Умение интегрировать и интерпретировать информацию;
- Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте.
В связи с чем, для формирования читательской грамотности на уроках иностранного языка можно использовать следующие упражнения, построенные на работе с разными форматами текстов: сплошные (статьи, эссе, рассказы, письма), несплошные (таблицы, графики), смешанные (информация располагается как в сплошном, так и не в сплошном формате), составные (например, несколько сайтов разных туристических компаний), а также с использованием разных ситуаций (составляющих заданий): личных (личные письма, биография), учебных (школьный учебник), общественных (официальные документы, блоги):
1.Деление текста на абзацы. Учащимся предлагается текст без деления на абзацы. Работая в парах/группах/индивидуально учащимся необходимо найти ответы на вопросы Who or What, When, Where, Why, What happened, выделяя при этом основную мысль текста, размышляя над кратким содержанием и микротемами и в итоге разделяя текст на абзацы. Вопросы могут меняться в зависимости от содержания текста.
2.Предвосхищение содержания текста. Прочитать текст. Выписать из него только существительные или только глаголы и по ним попытаться предвосхитить содержание текста.
3.Почта.
Все учащиеся придумывают себе адрес. Прочитав текст, ученики пишут вопрос с адресатом, а учитель или ученик в роли почтальона, доставляют вопрос по нужному адресу. Учащимся необходимо ответить на вопросы и «отправить» ответ обратно для проверки.
4.Найди ошибки, сходства/различия. К тексту в учебнике выдаётся на первый взгляд точно такой же текст, но с ошибками (грамматическими, если текст является основой для введения или повторения грамматического материала или лексическими – несоответствие используемой лексики содержанию текста), их нужно найти и исправить.
5.Ключевые слова. Исходный текст необходимо поделить на столько частей, сколько учеников в группе. Каждый ученик ищет своё ключевое слово или слова, отражающие содержание каждой части текста. Далее слова записываются на доске и каждый ученик придумывает свой фантастический рассказ, используя данную лексику. После этого этапа работы с текстом, учащиеся узнают настоящее содержание.
6.Составь текст
Учащимся необходимо прочитать текст и понять его основное содержание. Каждый ученик пишет по одному вопросу к тексту на отдельных листах. Сворачивает и отдаёт ведущему. Затем каждый ученик вытягивает по одному вопросу и дает на него ответ. Ответы обсуждаются в классе, предложения выстраиваются в хронологическом порядке. Цель данного упражнения – получить максимально приближенный к исходному тексту вариант. Учебники во время ответов на вопросы остаются закрытыми. В конце учащимся предлагается сравнить текст в учебнике с составленным на основе вопросов собственным текстом.
7.Объедини части текста. На отдельных листах написаны фразы, соответствующие содержанию текста. Фразы перемешать и выдать ребятам, чтобы они пронумеровали их в соответствии с положением в тексте.
8.Волшебное дерево. Ученики записывают на отдельных листах вопросы к тексту, подходят к ведущему, который играет роль «дерева» и прикрепляют вопросы к его одежде. Затем ведущий снимает по одному вопросу, читает вслух и отвечает на вопросы. Также ребята могут снимать вопросы с «дерева» и давать на них ответы.
9.Научи другого. Класс делится на группы, соответствующие частям текста. Каждая группа, уяснив содержание своей части текста, обучает другие группы, и так в конечном итоге все группы будут знать содержание всего текста.
10.Кроссерз. Этот приём хорошо использовать для контроля понимания текста. Лист делится на девять квадратов. В центральном квадрате помещается ключевое слово, можно с рисунком, соответствующее главной идее текста, затем заполняются оставшиеся квадраты сверху вниз , ключевыми словами в соответствии с содержанием основных частей текста ( можно с рисунками).
11.Найди ошибку. Данная форма работы с текстом также подойдет для контроля понимания содержания. После прочтения текста, учащимся предлагается сравнить его с кратким содержанием, найти ошибки и исправить их.
12.Кто быстрее? Учащиеся делятся на две команды и выстраиваются в две линии напротив доски. На доске заранее для обеих команд прикреплен текст. В конце линии на столах у обеих команд на отдельных листах расположены предложения из этого теста в хаотичном порядке. Первый в команде стоит лицом к доске, остальные смотрят назад. Ведущий читает предложение, повторяет и пересказывает другому ученику. И так по цепочке. Последний в команде должен найти соответствующее предложение. Задача учащихся правильно и как можно скорее составить текст.
13.Игра в карты. Данное упражнение подойдет для работы с небольшим текстом в 5-6 классах. Класс работает в группах. Учитель заранее убирает из текста слова разных частей речи и делит текст на предложения, напечатанные на отдельных листах. Эти предложения лежат на середине стола.
Учащимся раздаются «карты», с написанными на них словами из текста. Каждый ученик «ходит» по очереди. Для этого учащийся должен вытянуть предложение с пропущенными словами, а остальные участники должны правильно подобрать слово к предложению, отдав свою карточку. Побеждает тот, кто быстрее избавится от всех карточек. Контроль выполнения задания может осуществлять учитель или назначенный учителем эксперт/дублер учителя, у которого на руках исходный вариант текста.
Таким образом, использование разных приемов работы с текстом на уроке позволяет не только разнообразить, порой, не интересную, построенную на переводе и ответах на вопросы работу с текстом, но и быть одним из способов формирования читательской грамотности, как одного из направлений формирования функциональной грамотности.
Список используемой литературы:
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003 С. 35.