СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Автор: Олеся ЧЕМОЛДИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Четверг 23 сентября 2021Основным назначением иностранного языка по ФГОС является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Этот вопрос на сегодня является http://www.tilt.tc, учителю необходимо поддерживать интерес к иноязычному общению и к тому, чтобы школьники понимали и принимали цели, поставленные совместно с учителем и всегда были активными участниками их реализации. Чтобы создать такие условия необходимо использовать современные стратегий для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся при изучении английского языка.
Автор: Чемолдина Олеся Юрьевна
Место работы: МКОУ Чикская СОШ № 7, Коченевский район, Новосибирская область
Должность: учитель английского языка
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, стратегия обучения, стратегия овладения, когнитивные стратегии, метакогнитивные стратегии, компенсационные умения.
В процессе изучения языка используются общие стратегии и приемы, не зависящие от характера учебного предмета, и специальные, обеспечивающие освоение предмета «Иностранный язык». Современный словарь иностранных слов определяет стратегию как «искусство планирования, основанное на правильных, далеко идущих прогнозах». В методической литературе последних лет часто встречаются слова «стратегия обучения языку», «стратегия овладения языком». Понятие «стратегия обучения» употребляется по отношению к учителю. Она понимается методически как общая концепция обучения, базирующаяся на определённых лингвистических, психологических и дидактических принципах и определяющая подход к обучению. Стратегия обучения языку – это искусство руководства процессом овладения иностранным языком, планирования учебного курса на основании изучения данных учащихся и применения современных методов и способов, направленных на достижение у учащихся навыков и умений использовать иностранный язык в соответствии с выявленными данными и стратегиями овладения языком учащихся. Если «стратегия обучения» употребляется по отношению к учителю, то «стратегия овладения» употребляется по отношению к ученику. Согласно «Словарю методических терминов», составленному Э.Г.Азимовым и А.Н.Щукиным, стратегии овладения определяются как комбинации приёмов и усилий, применяемых учащимися для понимания, запоминания и использования знаний о системе языка и речевых навыков и умений. Это и когнитивные операции, которые выбираются учащимися для решения коммуникативной задачи.
По мнению Э.Г.Азимова и А.Н.Щукина в настоящее время предлагается около ста различных стратегий, которые подразделяются на прямые и косвенные. Прямые стратегии (стратегия памяти, когнитивные, компенсационные) означают умение сосредоточиться, планировать свою деятельность и оценивать результаты. Косвенные стратегии (метакогнитивные, эмоциональные и социальные) или понижают беспокойство, служат средством мотивации учения, или отражают желание получать информацию, умение отбирать учебный материал в соответствии со своими целями, умение и желание сотрудничать c преподавателем и другими учащимися в группе, умение и желание задавать вопросы, участвовать в учебных беседах.
Стратегии, направленные на овладение языковым материалом, чтобы облегчить и ускорить процесс усвоения и запоминания языковых явлений и улучшить работу памяти:
— подбор групп слов по тематическому принципу mind map (приложение 1);
— создание ассоциативных связей (подобрать ассоциации к словам, чтобы запомнить название или перевод слова);
— использование контекста, составление рассказа о себе (приложение 2);
-использование иллюстраций, изображение слов необычным способом (зарисовать или подобрать картинку к переводу слов) (приложение 3);
— выделение ключевых слов читаемом тексте или рассказе;
— составление плана пересказа текста или рассказа о себе;
— сравнение иностранного языка с родным (посмотреть на написание слова и догадаться на какое русское слово оно похоже)
— подчеркивание и маркирование;
— применение правил;
— нахождение языковых закономерностей;
Стратегии, цель которых помочь обучающимся правильно употреблять те или иные уже изученные языковые явления:
— раскрытие значения слов по контексту;
— описание незнакомого слова с помощью более простых слов или пантомимы;
— использование синонимов, антонимов, интернационализмов;
— выделение в тексте-образце языковых и речевых средств;
— выдвижение гипотез;
— порождение новых слов, словообразование;
Стратегии для активного и прочного овладения грамматическими структурами иностранного языка:
— наблюдение за тем, какое коммуникативное намерение реализует грамматическая структура (прочитать диалог и определить, что выражает в нем та или иная фраза);
— самостоятельный вывод правила из готового текста или вывод правила путем заполнения пропусков в его краткой формулировке (Приложение 4).
Стратегии, направленные на планирование обучающимися собственной учебной деятельности:
— на уроках обучающиеся учатся определять собственные цели учения по предмету «Английский язык»;
— планируют процесс учения;
— контролируют процесс учения;
— определяют наиболее оптимальные пути усвоения лексических и грамматических знаний, пониманий текстов.
Также процесс обучения иностранному языку реализует стратегии, направленные на организацию самостоятельной работы вне урока:
— обучающиеся учатся планировать время;
— оборудовать своё рабочее место;
— ранжировать по трудности задачи, решаемые самостоятельно;
— чередовать трудности и делать перерывы в работе.
Развитие социальных стратегий обучающихся через:
— умение задавать вопросы с целью получить дополнительное объяснение (диалог обмен- мнением по заданной теме, по образцу на родном языке, затем по образцу на английском языке) (Приложение 5);
— умение работать в парах, в группах;
— умение наблюдать и анализировать работу своего партнера, аргументировать своё мнение и делать выводы.
Эффективность овладения иностранным языком зависит и от стратегии ученика, и от стратегии обучения. Максимальный эффект будет получен при гармонизации этих стратегий. В процессе обучения иностранного языка учащиеся должны овладевать все более и более сложными стратегиями и комплексно их использовать. Конечная цель процесса формирования общеучебных и компенсационных умений (умение восполнять в процессе общения недостаточность знания языка) состоит в том, чтобы обучающиеся нашли наиболее эффективные для себя стратегии, с помощью которых они могли бы учиться языку самостоятельно, вне школы, вне урока, углублять и совершенствовать уже полученные знания и добывать новые, в зависимости от своих личных и профессиональных целей и потребностей.
Список литературы
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е.,Эванс В. УМК Английский в фокусе, 5 кл., 9-е изд. – М. : Express Publishing, Просвещение, 2018.
- Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е.,Эванс В. УМК Английский в фокусе, 6 кл., 7-е изд. – М. : Express Publishing, Просвещение, 2017.
- Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е.,Эванс В. УМК Английский в фокусе, 8 кл., 7-е изд. – М. : Express Publishing, Просвещение, 2017.
- Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е.,Эванс В. УМК Английский в фокусе, 9 кл., 2-е изд. – М. : Express Publishing, Просвещение, 2013.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Аркти-Глосса, 2000.
- Панькин В. М., Филиппов А.В. Языковые контакты: краткий словарь [Текст] / В.М. Панькин, А.В. Филиппов. – М.: Флинта, 2011.
- Современный словарь иностранных слов [Текст]. – М.: Русский язык, 2000.
- Стратегии [Электронный ресурс]. — Режим доступа : 11URL:http://www.tpu.ru/html/p-international.htm
- Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. — М.: Филоматис, 2006.
- Шубкина Т.Н. Реализация системно-деятельностного подхода в иноязычном образовании. Учебно-методическое пособие.- Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2018
Уважаемые коллеги!
Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте.
Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
Специализированный плейлист УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» 2-11
В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»
можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку.
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.
___________
Приложение 1
___________
Приложение 2
___________
Приложение 3
___________
Приложение 4
___________
Приложение 5