ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Автор: Татьяна АНТИЛОГОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Вторник 11 января 2022Как мы все знаем, качество обучения — это уровень подготовки учащихся к ответам, умению выразить мысль. Соответственно, качество обучения иностранному языку — это умение общаться и грамотно строить беседу на иностранном языке.
К сожалению, многие люди, изучавшие иностранный язык несколько лет в школе, так и не научились разговаривать на нём. Как же сделать обучение иностранным языкам более эффективным?
Автор: Антилогова Татьяна Александровна
Место работы: МБУ «Лицей №51» г. Тольятти
Должность: учитель английского языка
На помощь нам приходит проблемное обучение. Что это такое? Многие слышали о нём, но так и не научились или не захотели его использовать. А может и зря?
Проблемное обучение — обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения.
Преимуществами проблемного метода при обучении иностранному языку выступают самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности и интересу к учебному труду, При проблемном обучении учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем. Таким образом, учащиеся не просто учатся работать на уроках по шаблону, данному учителем, а учиться мыслить творчески, что в дальнейшем повышает заинтересованность к предмету и соответственно и качество изучения выбранного языка.
Но порой для ребенка, особенно младшего школьного возраста, решать проблемы самостоятельно сложно и это может привести в тупик. В этом случае, на уроках мне на помощь приходит игра. Ведь многие дети, даже и в более старшем возрасте, любят играть. Как вы все замечали, при слове игра на уроках у детей загораются глаза, и они уже более внимательно прислушиваются к словам учителя и более заинтересованы решить поставленную перед ними задачу.
Игровые технологии обучения – это заданная ситуация, в основе которой лежит социальный опыт. Поместив человека в определенные обстоятельства, получается развивать в нем новые не свойственные ему качества, и прививать контроль над своим поведением.
Как мы видим, и при проблемном обучении, и при игровой технологии ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. При изучении иностранным языкам этим результатом является овладение изучаемым языком на уровне общения.
При сочетании этих двух понятий появляется термин проблемно-игровая технология.
Поставленный в рамках решения проблемы ребенок вынужден (и это его увлекает) самостоятельно находить способ достижения цели и в случае отсутствия данного умения – освоить его здесь же, в этой ситуации. В сложившейся обстановке ребенок, естественно, принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие взрослого в выполнении и уточнении действия, речевых способов оценки и т.д. Это воспринимается ребенком как особо необходимое в данный момент и стимулирует его активность.
Задача педагога при использовании проблемно-игровой технологии – это обеспечить активность ребенка в деятельности.
Рассмотрим более подробно такое направление проблемно-игровой технологии как логические игры. Их можно с легкостью включать в свой урок. Они отлично развивают мышление и способствуют развитию речи ребёнка. Например, при изучении темы «Животные» по учебнику Spotlight 4. Английский в фокусе. 4 класс Быкова Н.И. издательства «Просвещения».
Мы с детьми часто играем в игру «Who lives in the house?» («Кто в домике живёт?»). Её можно использовать при повторении и закреплении темы любой темы, но особенно она хорошо подходит при изучении темы «Животные». На плакате прикреплены домики разных цветов. За каждым спрятана картинка с изображением предмета или животного. Дети сначала должны догадаться к какой теме относятся картинки. А потом задавая вопросы, связанные с описанием, отгадать, кто живёт в домике. Например, учитель спрашивает: Children, guess who lives in the green house? (в зеленом домике, например, спрятана лягушка). Дети могут задавать примерные вопросы: Is it food? Is it an animal? Is it big? Is it small? Is it black (white, green and so on)? Does it live at home (in the forest, in the water and so on?) Can it swim (jump, run, fly)? После того как было задано максимум возможных вопросов, учитель разрешает дать предположения о том, кто живёт в домике. Например, Does a frog live in the house? Когда дети угадывают животное, домик открывается, и дети видят, кто там живёт. Эта игра очень повышает у детей интерес, каждый хочет задать вопрос, соответственно речь детей на уроке очень активизируется.
Ещё одна игра, которая очень нравиться детям и которую я использую для закрепления навыка написания слов – это игра «Напиши как можно больше слов по теме». Тема также может быть любая. Например, при изучении темы «Мебель» по учебнику Spotlight 6. Английский в фокусе. 6 класс Быкова Н.И. издательства «Просвещения». На доске я пишу какое-нибудь длинное слово по изучаемой теме, например furniture и дети по очереди пишут слова, взяв одну букву из данного слова.
Уважаемые коллеги!
Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте.
Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
Специализированный плейлист УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» 2-11
В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»
можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку серии «Английский в фокусе»
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.