НАВЫКИ ДЛЯ ЖИЗНИ. ФОРМИРУЕМ И РАЗВИВАЕМ «ВМЕСТЕ!»
Автор: Анастасия ПОКИДОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Суббота 5 марта 202221 век, век высоких технологий. Молниеносные изменения в мире – новые требования, новые условия, новые…профессии, для овладения которыми необходимы так называемые soft skills. Привычные всем нам специальности постепенно исчезают. Людям, даже старшего поколения, приходится постоянно проявлять гибкость – осваивать новинки, менять, порой, даже образ мыслей.
Автор: Покидова Анастасия Дмитриевна,
автор рабочих тетрадей к УМК «Team up!» (“Вместе”) 2-8, учитель английского языка ВКК, методист МБУ ДПО УМЦ «Коломна», эксперт ОГЭ по английскому языку, главный тренер Регионального проекта «Школа профессионального мастерства» по английскому языку, автор сценарных планов Российской электронной школы и cifra-school, тьютор ГК «Издательства «Просвещение»
А как же быть с нашими малышами-школьниками? В каком мире будут жить современные первоклассники, когда закончат школу? Какую школу они закончат? Какие профессии все еще будут востребованы?
Ответа на эти вопросы, к сожалению, нет. Но очевидно одно – дети в школе должны не только получить знания, но и приобрести навык работы с информацией, получения знаний самостоятельно и, что крайне важно, применения этих знаний в реальных жизненных ситуациях.
В связи с этим мы сейчас все больше и больше говорим о так называемой «функциональной грамотности».
Для начала позвольте, как лингвисту, обратиться к определению:
Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой дает следующее определение «Грамотность — способность читать и писать» [2]. Первое, самое распространенное определение, которое складывалось в течение столетий, однако оно не совсем точно отражает реалии современного мира.
Поэтому нас больше интересует следующая дефиниция: а) Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-л. области. б) Образованность, просвещенность [2].
Это очень важно для преподавания АЯ, ведь мы учим не только читать и писать, а развиваем общую грамотность человека, включая культурную грамотность, и грамотность обучения (формирование умения учиться), ведь сейчас чрезвычайно важно, чтобы человек (выпускник) был грамотным в области определенных жизненных интересов.
Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics дает более полное объяснение данного понятия, связывая его сразу с термином «функциональная грамотность»: literacy — 1) the ability to read and write in a language. The inability to read or write is known as illiteracy. 2) Functional literacy refers to the ability to use reading and writing skills sufficiently well for the purposes and activities which normally require literacy in adult life [1].
Кто же тогда такой «функционально-грамотный человек»?
А. А. Леонтьев определяет это понятие следующим образом: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [4].
Вопреки распространенному мнению о том, что в школе мы «готовим ребят к взрослой жизни», хочется сказать, что школа (9-11 лет) – это самая настоящая жизнь, полная событий, эмоций и открытий, очень важный этап, во многом определяющий судьбу каждого человека. Именно поэтому навыки, заложенные в понятие «функциональная грамотность» необходимы школьникам «здесь и сейчас», а не только «когда-нибудь в будущем».
Справедливости ради необходимо отметить, что ребята, в силу психологических и физиологических особенностей возраста, в принципе не воспринимают то, что не могут применить в данный момент, «заглядывать в будущее» и планировать им на данном этапе сложно.
Компонентами функциональной грамотности традиционно считают:
— читательскую грамотность;
— математическую грамотность;
— естественнонаучную грамотность;
— финансовую грамотность;
— глобальные компетенции;
— креативное мышление.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте для начальной школы [8] и в примерной рабочей программе НОО [7] так же впервые отмечается необходимость «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий».
Наш предмет «иностранный язык» обладает огромным потенциал в решении данного вопроса. Ведь, как отмечала И.А. Зимняя, «английский язык – неоднороден, беспредметен и беспределен» [3]. В нашем случае язык – это средство общения, обсуждения разных аспектов жизни человека (искусство, культура, глобальные проблемы человечества, история, литература … список, действительно, бесконечный).
Так, в рабочих тетрадях для 2-3 класса, разработанных к УМК «Team up!» (“Вместе”) [6, 7], предлагаются задания и упражнения, направленные на формирование и развитие следующих компонентов функциональной грамотности.
В разделе журнала «Развитие функциональной грамотности обучающихся» в виде таблицы мы раскрываем указанные составляющие функциональной грамотности, приводя в качестве примера номера упражнений из рабочих тетрадей «Вместе!» (для 2-3 классов) [6, 7].
Данная информация будет полезна учителю для составления календарно-тематического планирования, разработке планов уроков и подготовки отчётности. Кроме того, эти материалы станут отличным помощником для построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся.
В заключение хотелось бы отметить, что развитие функциональной грамотности в целом крайне актуально для нынешнего поколения школьников. Наша задача, как учителей английского языка, приложить все силы для достижения поставленной цели.
Список литературы
- Richards Jack С. «Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics» [электронный ресурс], дата обращения – 18.03.2020
- Ефремова Т.Ф. Толковый словарь, 2012. – [электронный ресурс], дата обращения – 25.02.2022
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., 1985
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс , 2003. С. 35.
- Покидова А.Д., Кустаф Л., Рабочая тетрадь «Вместе!», 3 класс. Просвещение, 2021
- Покидова А.Д., Лейтон Дж., Рабочая тетрадь «Вместе!», 2 класс. Просвещение, 2021
- Примерная рабочая программа начального общего образования английский язык (для 2–4 классов образовательных организаций) МОСКВА 2021 (протокол 3/21 от 27.09.2021 г), стр 4
- ФГОС НОО 2021, п.34.2 – [электронный ресурс], дата обращения-25.02.2022
Уважаемые коллеги!
Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте.
Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
Специализированный плейлист УМК “TEAM UP!” (ВМЕСТЕ)