«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ

Вторник 22 марта 2022

Обновление нормативных документов

2021 год стал годом значительного обновления ключевых нормативных документов. Утверждены новые Федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования и основного общего образования (приказы Минпросвещения от 31 мая №286 и №287), в которых конкретизировано содержание обучения.

 

Автор: Алексей Васильевич Конобеев
Место работы: Институт иностранных языков МПГУ, кафедра лингводидактики и современных технологий иноязычного образования
Должность: к. пед. н., доцент кафедры

 

 

Сравним тексты ФГОС НОО-2009 и ФГОС НОО-2021:

ФГОС НОО-2009:

 


12.3. Иностранный язык:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

3) формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.


ФГОС НОО-2021:

 


Предметные результаты по учебному предмету «Иностранный язык» предметной области «Иностранный язык» должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в типичных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной) и должны обеспечивать:

1) овладение основными видами речевой деятельности в рамках следующего тематического содержания речи: Мир моего «я». Мир моих увлечений. Мир вокруг меня. Родная страна и страна/страны изучаемого языка:

говорение: уметь вести разные виды диалога в стандартных ситуациях общения (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос) объемом 4-5 фраз со стороны каждого собеседника в рамках тематического содержания речи с вербальными и (или) невербальными опорами, с соблюдением правил речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; создавать устные связные монологические высказывания (описание/характеристика, повествование) объемом 4-5 фраз с вербальными и (или) невербальными опорами в рамках тематического содержания речи; передавать основное содержание прочитанного текста; представлять результаты выполненной проектной работы, в том числе подбирая иллюстративный материал (рисунки, фото) к тексту выступления;

аудирование: воспринимать на слух и понимать речь педагогического работника и одноклассников в процессе общения на уроке; воспринимать на слух и понимать основное содержание звучащих до 1 минуты учебных и адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале; понимать запрашиваемую информацию фактического характера в прослушанном тексте;

смысловое чтение: читать вслух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты объемом до 80 слов, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и правильную интонацию; читать про себя и понимать основное содержание учебных и адаптированных аутентичных текстов объемом до 160 слов, содержащих отдельные незнакомые слова, не препятствующие решению коммуникативной задачи; определять тему, главную мысль, назначение текста; извлекать из прочитанного текста запрашиваемую информацию фактического характера (в пределах изученного); читать несплошные тексты (простые таблицы) и понимать представленную в них информацию;

письменная речь: владеть техникой письма; заполнять простые анкеты и формуляры с указанием личной информации в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать электронное сообщение личного характера объемом до 40 слов с опорой на предъявленный педагогическим работником образец;

2) знание и понимание правил чтения и орфографии; интонации изученных коммуникативных типов предложений; основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише); признаков изученных грамматических явлений;

3) овладение фонетическими навыками (различать на слух и адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить изученные звуки иностранного языка; соблюдать правильное ударение в изученных словах и фразах; соблюдать особенности интонации в повествовательных и побудительных предложениях, а также в изученных типах вопросов); графическими навыками (графически корректно писать буквы изучаемого языка); орфографическими (корректно писать изученные слова) и пунктуационными навыками (использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, апостроф, запятую при перечислении и обращении);

4) использование языковых средств, соответствующих учебно-познавательной задаче, ситуации повседневного общения: овладение навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи не менее 500 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) в их основных значениях и навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи изученных синтаксических конструкций и морфологических форм изучаемого иностранного языка;

5) овладение социокультурными знаниями и умениями: знание названий родной страны и страны/стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей, небольших произведений детского фольклора (рифмовок, песен); умение кратко представлять свою страну на иностранном языке в рамках изучаемой тематики;

6) овладение компенсаторными умениями: использовать при чтении и аудировании языковую, в том числе контекстуальную догадку;

7) овладение умениями описывать, сравнивать и группировать объекты и явления в рамках изучаемой тематики;

8) приобретение базовых умений работы с доступной информацией в рамках изучаемой тематики, безопасного использования электронных ресурсов Организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде;

9) выполнение простых проектных работ, включая задания межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности, понимание и принятие ее цели, обсуждение и согласование способов достижения общего результата, распределение ролей в совместной деятельности, проявление готовности быть лидером и выполнять поручения, осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, оценивание своего вклада в общее дело;

10) приобретение опыта практической деятельности в повседневной жизни:

использовать ИКТ для выполнения несложных заданий на иностранном языке (выбирать источник для получения информации, оценивать необходимость и достаточность информации для решения поставленной задачи; использовать и самостоятельно создавать таблицы для представления информации; соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет);

знакомить представителей других стран с культурой своего народа и участвовать в элементарном бытовом общении на иностранном языке.


Как видим, в новом ФГОС НОО предметные результаты включают:

• типы и объем высказываний;
• объем текстов для аудирования и чтения;
• типы понимания при аудировании и чтении;
• чтение несплошных текстов (таблиц);
• типы и объем письменных высказываний;


Помимо языковых и социокультурных аспектов, включены умения работы с доступной информацией и электронными ресурсами, умения проектной деятельности, умения применять ИКТ.

Сходную структуру планируемых предметных результатов предлагает и ФГОС ООО. Ранее эти результаты определялись Примерной основной образовательной программой (ПООП), то есть новые ФГОС обеспечивают преемственность содержания обучения с прошлыми нормативами, но развивают и уточняют их.

С введением новых ФГОС НОО и ФГОС ООО работа по обновлению содержания обучение не закончилась. В сентябре 2021 года после открытого общественно-профессионального обсуждения были утверждены Примерные рабочие программы по 16 учебным предметам начального общего и 22 предметам основного общего образования.

Примерные рабочие программы

Примерные рабочие программы конкретизируют требования новых ФГОС и направлены на обеспечение

• равного доступа к качественному образованию
• единых требования к условиям организации образовательного процесса
• единых подходов к оценке образовательных результатов.

С 15 сентября 2021 началась апробация утвержденных Примерных рабочих программ в школах России, что позволит оценить достаточность и полноту их материалов на практике.

Рассмотрим особенности Примерных рабочих программ и возможности, которые они предоставляют учителю иностранного языка (на примерах программ по английскому языку).

 

 

Примерные рабочие программы для НОО и примерные рабочие программы для ООО:

раскрывают цели обучения, развития и воспитания учащихся средствами предмета;
определяют обязательную часть содержания учебного курса;
конкретизируют содержание обучения по предмету по классам

Последний пункт является самым большим нововведением: с сентября 2022 года на основе примерных программ определено обязательное содержание обучения для каждого класса. Это содержание обучения включает тематическое содержание речи. Например, во втором классе обязательными для изучения являются следующие темы, сгруппированные по крупным темам, перечисленным во ФГОС и конкретизированные в программе:

Мир моего «я». Приветствие. Знакомство. Моя семья. Мой день рождения. Моя любимая еда.

Мир моих увлечений. Любимый цвет, игрушка. Любимые занятия. Мой питомец. Выходной день.

Мир вокруг меня. Моя школа. Мои друзья. Моя малая родина (город, село).

Родная страна и страны изучаемого языка. Названия родной страны и страны/стран изучаемого языка; их столиц. Произведения детского фольклора. Литературные персонажи детских книг. Праздники родной страны и страны/стран изучаемого языка (Новый год, Рождество).

Программы построены концентрическим способом, когда одна и та же тема изучается на протяжении нескольких лет обучения и на каждом году обучения углубляется, дополняется и расширяется. Такое построение призвано обеспечить лучшее усвоение учащимися каждой из тем программы. Например, и во 2, и в 3, и в 4 классе в программе есть тема “Моя любимая еда”. Эта тема может раскрываться любым способом, на усмотрение авторов УМК, например, во 2 классе это могут быть названия любимых блюд, в 3 класс – способы приготовления любимых блюд, в 4 классе — обсуждение какие из любимых блюд – наиболее здоровые.

Концентрическое построение сохраняет возможность гибкого построения учебника и работы учителя, и в то же время обеспечивает траекторию развития знаний ученика. Рассмотрим как в программе для 5-9 классов развивается тема “Здоровый образ жизни”, обеспечивающая преемственность с рядом тем из программы для начальной школы.. В 5 классе это “Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, здоровое питание”, в 6 классе — “Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, фитнес, сбалансированное питание”, в 7 классе формулировка повторяется: “Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, фитнес, сбалансированное питание”, в 8 классе снова происходит расширение темы: “Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, фитнес, сбалансированное питание. Посещение врача.”, в 9 классе тема повторяется: “Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, фитнес, сбалансированное питание. Посещение врача”. Такое построение, как отмечено выше, с одной стороны обеспечивает преемственность между темами и поступательное их развитие, а с другой оставляет возможность рассматривать те аспекты тем, которые считают нужным рассмотреть авторы УМК и сами учителя.

Помимо тем, программа для каждого класса описывает развитие речевых умений. Например, в плане говорения подробно перечислены виды диалогической и монологической речи и объем высказываний.

Так, в 5 классе это:

Развитие коммуникативных умений диалогической речи на базе умений, сформированных в начальной школе:

диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор (в том числе разговор по телефону); поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление; выражать благодарность; вежливо соглашаться на предложение/отказываться от предложения собеседника;

диалог — побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться/не соглашаться выполнить просьбу; приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться/не соглашаться на предложение собеседника;

диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; запрашивать интересующую информацию.

Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи класса с опорой на речевые ситуации, ключевые слова и/или иллюстрации, фотографии с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка.

Объём диалога — до 5 реплик со стороны каждого собеседника.

Развитие коммуникативных умений монологической речи на базе умений, сформированных в начальной школе:

создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:

— описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа);

повествование/сообщение;

— изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста;

— краткое изложение результатов выполненной проектной работы.

Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с опорой на ключевые слова, вопросы, план и/или иллюстрации, фотографии.

Объём монологического высказывания — 5—6 фраз.

Помимо подробного описания предметных результатов по видам речевой деятельности, Примерные рабочие программы содержат и перечисление языкового содержания обучения (лексической и грамматической стороны речи) для каждого класса. 

Например, в 5 классе лексическая сторона речи включает:

Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в английском языке нормы лексической сочетаемости.

Объём изучаемой лексики: 625 лексических единиц для продуктивного использования (включая 500 лексических единиц, изученных в начальной школе) и 675 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 625 лексических единиц продуктивного минимума).

Основные способы словообразования:

а) аффиксация:

образование имён существительных при помощи суффиксов —er/-or (teacher/visitor), -ist (scientist, tourist), -sion/-tion (discussion/ invitation);

образование имён прилагательных при помощи суффиксов -ful (wonderful), -ian/-an (Russian/American);

образование наречий при помощи суффикса —ly (recently);

образование имён прилагательных, имён существительных и наречий при помощи отрицательного префикса un- (unhappy, unreality, unusually).

А в грамматическую сторону речи в 5 классе входят:

Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций английского языка.

Предложения с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке.

Вопросительные предложения (альтернативный и разделительный вопросы в Present/Past/Future Simple Tense).

Глаголы в видо-временных формах действительного залога в изъявительном наклонении в Present Perfect Tense в повествовательных (утвердительных и отрицательных) и вопросительных предложениях.

Имена существительные во множественном числе, в том числе имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

Имена существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени.

Наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения.

Программа также включает социокультурные знания и умения и компенсаторные умения.

Такое подробное перечисление языкового содержания речи неизбежно приведет ряд авторских коллективов к необходимости переработать или дополнить содержание УМК необходимыми аспектами содержания. В 2022 году Министерство просвещения планирует, в соответствии с Порядком формирования федерального перечня учебников, провести экспертизу учебников на соответствие новым ФГОС и программам, что даст возможность учителям выбирать учебники, соответствие которых подтверждено министерством. В то же время примерная программа не детализирует степень усвоения языкового содержания (должен ли быть сформирован навык стабильно правильного употребления конкретной  конструкции, или же достаточно узнавания и правильного понимания конструкции при чтении или аудировании), что сохраняет возможность учителю планировать уроки с учетом индивидуальных особенностей учеников.

Примерные программы также содержат готовое тематическое планирование. Важно учитывать, что количество часов, отведенное в готовом тематическом планировании на изучение той или иной темы, может варьироваться по усмотрению учителя при условии что общее количество часов в год сохраняется в соответствии с учебным планом.

(извлечение из Примерной рабочей программы по английскому языку для 2-4 классов).

Примерная рабочая программа, таким образом, конкретизирует содержание новых ФГОС, обеспечивает единство содержания обучения на каждом году обучения вне зависимости от выбранного образовательной организацией УМК, но оставляет учителю возможности для учета индивидуальных особенностей учеников, классов, и школьной и региональной специфики.

Разработка собственных рабочих программ

У учителей возникает закономерный вопрос: сколько времени потребуется на написание новых собственных программ по предмету с учетом внедрения примерных рабочих программ? Не придется ли провести большую часть отпуска за подготовкой новых программ для школы?

В быстром решении этой задачи учителям поможет Конструктор рабочих программ. Конструктор рабочих программ – это удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам. Конструктором смогут пользоваться учителя 1-4 и 5-9 классов, завучи, руководители образовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся. На момент написания статьи Конструктор находится в режиме апробации, но, по имеющейся на сайте информации, полная версия конструктора будет доступна с 15 марта 2022 года. Конструктор находится на по адресу  https://edsoo.ru/constructor/

Для создания собственной рабочей программы необходимо зарегистрироваться на сайте. Регистрация полностью бесплатна и занимает несколько минут. Инструкции на сайте позволяют безошибочно выполнить все необходимые действия для создания собственной рабочей программы. Рассмотрим необходимые шаги:

  1. В выпадающем меню выбираем свой предмет.
  2. В появившемся шаблоне титульного листа программы вносим информацию о названии своей образовательной организации. Документ уже содержит пояснительную записку с содержанием обучения и планируемыми результатами для выбранного Вами класса.
  3. В тематическом планировании заполняем готовую таблицу:
  4. Вносим то количество часов, которое мы собираемся выделить на изучение каждой из тем, а также количество часов на практические и контрольные работы (система автоматически рассчитает их итоговое количество и впишет в таблицу).
  5. Из выпадающего списка выбираем нужные виды контроля
  6. Вписываем цифровые ресурсы, которые мы планируем использовать с при изучении данной темы.
  7. Заполняем раздел об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса
  8. В системе уже есть список учебников, входящих в Федеральный перечень учебников, но вы также можете ввести свой вариант, если школа является участником педагогического эксперимента и в качестве основного использует УМК, не входящих в Федеральный перечень:

В процессе заполнения всех полей вы можете сохранить программу и вернуться к ней снова. Все черновики сохраняются в личном кабинете.

Как только вы завершите работу над программой, вы можете сохранить ее в виде pdf файла.

Таким образом, конструктор рабочих программ облегчает работу учителя, позволяет учесть требования ФГОС и Примерной рабочей программы и не упустить никаких элементов содержания и планируемых результатов.

Комментарии закрыты.