«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ПО МЕТОДИКЕ СКОРОЧТЕНИЯ. ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Четверг 21 июля 2022

В Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» прописано, что одними из «метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по английскому языку должны быть смысловое чтение …. и овладение культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами» [1]. 

Автор: Густова Ольга Анатольевна

Место работы: ГБОУ СОШ № 506 с углубленным изучением иностранных языков Кировского района Санкт-Петербурга

Должность: учитель английского языка

В соответствии с требованиями к предметным результатам ФГОС СОО [2] и «Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком» [3], на углублённом уровне выпускники должны уметь «детально понимать сложные тексты, анализировать тексты с точки зрения содержания, позиции автора и организации текста». Другими словами формировать функциональную грамотность учащихся.

Для решения поставленных задач учащиеся должны владеть не только техниками чтения, обеспечивающими восприятие и переработку форм языковой информации (букв, буквосочетаний, грамматики), но и таким необходимым в наше время умением, как скорость чтения или условное скорочтение (потому что скорость чтения как таковая не является целью). На овладение технической стороной чтения стоит обращать большое внимание, чтобы постепенно переработка информации начала производиться подсознательно. Однако, сейчас жизнь протекает в быстром темпе и требует практичного подхода к трате драгоценного времени. Поэтому становятся так популярны методики тайм-менеджмента и скорочтения. Считаю, что развитие скорочтения — уже не прихоть, а необходимый “soft skills”, который важно освоить каждому, независимо от возраста. И начинать надо в школе. Но, к сожалению, учебники недостаточно предполагают таких заданий и приходится менять или составлять задания для формирования навыков скорочтения самой.

Общее описание практики

После изучения различных методов и техник скорочтения на родном языке, я решила попробовать перенести некоторые из них на английский язык. Авторы утверждают, что английский язык по методике скорочтения  лучше преподавать детям от 10 лет и старше. Я начинаю включать элементы скорочтения на уроках с 3 класса (углубленный уровень). Все разработки построены на материале УМК “Starlight-3-4”. Обучение английскому можно разделить на три группы: дошкольники, не умеющие читать на русском языке (мы вообще не обучаем их чтению); дошкольники и ученики начальной школы, читающие на русском; дети от 10 лет. Для последних методика скорочтения уже уместна и эффективна, она не похожа на чтение «на скорость». Скорость чтения — показатель того, насколько усвоен материал. Это значит, что слова читаются правильно, ребенок понимает смысл текста и может его обсудить устно.

В соответствии с программными требованиями в 5-м классе завершается формирование техники чтения вслух и про себя. Усиливается работа со словарём, а также по развитию механизмов языковой догадки за счёт опоры на знание правил словообразования.

Само обучение скорочтению начинается после этапа медленного чтения в начальной школе, когда мы убедились в том, что в тексте понятно все, в том числе служебные слова и формы. Важно, чтобы дети понимали, что такое I amhe is, осознавали эти непривычные конструкции чужого языка «я есть ученик» и так далее. При этом мы также отрабатываем и правильную интонацию фраз, от которой зависит их эмоциональная окраска, и грамматику. Ну а самое главное, что мы автоматизируем всю лексику и грамматику в речи в формате тренинга. Потому что чтение должно быть не только быстрым, но и правильным, понимать устную речь нужно не замедленную учебную, а настоящую разговорную. То есть мы всегда должны перед учеником ставить планку чуть выше, чем он может взять обычно.

Методика основывается на том, что при быстром осознанном чтении все мыслительные процессы ускоряются (а при разговоре на иностранном языке этих процессов очень много). Мозг начинает работать в режиме учебного стресса, мыслительные операции происходят быстро и, конечно, это помогает лучше запомнить, «прописать» и правильную артикуляцию, и нужную интонацию, и грамматические конструкции.

Задача обучения скорочтению — оптимизировать процесс чтения, чтобы воспринимать более крупные единицы информации, используя способность мозга «достраивать» недостающие части картины по имеющимся данным. Развитие скорочтения позволяет школьникам тратить меньше времени на домашнее задание, на подготовку к экзаменам. Эти навыки необходимы в реальной жизни. Когда учащиеся развивают их в себе, еще и на английском — у них появляется уверенность в себе, в своем владении английском, и, конечно, желание ходить на ваши занятия.

Чтобы понять, как читать быстро, для начала надо разобраться, как вообще происходит этот процесс. Что мы делаем во время чтения? Следим глазами за текстом, но не линейно, а скачками — фиксируемся на одной группе слов, затем переходим к следующей, а иногда останавливаемся на осмысление или отходим назад. Такие движения (саккады) занимают считанные доли секунды, но они замедляют чтение. Впервые это заметил Эмиль Жаваль, французский врача-офтальмолог. В 1894 году в печать вышли первые статьи о пользе скорочтения, и таким образом начал усиливаться интерес к этой способности.

Чтобы развить скорочтение на английском языке, пригодится ряд специальных методик и техник, применяемые и для обучения скоростному чтению на русском языке. Наглядные материалы для такой работы должны быть интересные, красочные, необычные. Навык не читать отдельные слова по буквам, а воспринимать их целостно, хорошо развивают специальные тексты для быстрого чтения. Все они отличаются нестандартной подачей материала и заставляют наш мозг отступить от привычных шаблонов, формируя новые нейронные связи. Для детей быстрочтение с помощью таких текстов превращается в игру. Ниже приведена подборка эффективных методик для детей любого возраста, которые я использую на уроках английского языка в 3-4 классах.

«Чтение текстов без пробелов» — упражнение на тренировку адаптивных способностей мозга. При чтении текстов без пробелов у учащихся наблюдается умеренное увеличение продолжительности фиксации и снижение общей скорости чтения. Тем не менее, они читают тексты без пробелов с тем же уровнем понимания и процентом регрессий, что и тексты с пробелами.

Например:

Yuri Alexeyevich Gagarin was born in 1934 in Klushino, Russia. His father was a carpenter and his mother was a milkmaid. At secondary school he studied Maths, his favourite subject, and Physics. After that he went to a technical school where he joined a flying club. He went to Orenburg Pilot’s school in 1955 and trained for the air force. Gagarin became a cosmonaut in 1960. He flew into space on the Soviet spacecraft Vostok I on 12 April 1961, and became the first man in space.

Превращается в:

YuriAlexeyevichGagarinwasbornin1934inKlushino,Russia.Hisfatherwasacarpenterandhismotherwasamilkmaid.AtsecondaryschoolhestudiedMaths,hisfavouritesubject,andPhysics.Afterthathewenttoatechnicalschoolwherehejoinedaflyingclub.HewenttoOrenburgPilot’sschoolin1955andtrainedfortheairforce.Gagarinbecameacosmonautin1960.HeflewintospaceontheSovietspacecraftVostokIon12April1961,andbecamethefirstmaninspace.

Такие упражнения встречаются в учебнике с начальной школы, особенно в Сборниках упражнений, поэтому ребятам легко их выполнять.

Следующие техники не встречаются в УМК. Навык не читать отдельные слова по буквам, а воспринимать их целостно, хорошо развивают специальные тексты для быстрого чтения. Все они отличаются нестандартной подачей материала и заставляют наш мозг отступить от привычных шаблонов, формируя новые нейронные связи. Изучая методики обучения скорочтения, я случайно обнаружила замечательный генератор заданий «Скорочтение» (их много, но этот мне кажется самым простым в использовании) [4].

Вы можете сформировать несколько видов заданий: чтение текста с использованием только верхней части слов или только нижней; чтение текста без пробелов между словами; чтение текста, представленного в виде анаграмм; чтение текста со случайными символами и чтение зеркального текста. В данный генератор можно вставлять слова, предложения, целые тексты, песни, встречающиеся в учебнике.

«Режем пол строки». Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, учащиеся заставляют мозг догадываться о написанном и, в то же время, в такой ситуации закономерно захочется увидеть следующую строку еще до того, как Вы «срежете» ее часть. Это упражнение приучит их при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному. Я готовлю задания учащимя с помощью генератора, это быстрее. Можно скрыть как верхнюю, так и нижнюю половину строчки.

Например:

This is my dog Bugsy! He is five years old. He has got long ears and a funny tail. He yas got big brown eyers and a black nose. His hair on the body is brown, too. His tummy is white. He can jump and swim. He is very clever. I love my Bugsy!

Превращается в:

«Чтение слов наоборот». Методика позволяет развить концентрацию мыслей и тренировать внимание — навыки, которые пригодятся не только в умении быстро читать. Тренировки начинаю с коротких слов, постепенно переходя к длинным и сложным. Упражнение развивает способность концентрировать внимание на тексте. Работает так: вы выбираете любой текст и начинаете читать его с конца. Именно на концентрацию направлено это простое упражнение, которое будет полезно ребенку, если он уже научился беглому чтению.

Можно менять принцип работы. Например, попеременно читать наоборот слова по буквам и целиком. Главное, чтобы ученики не отвлекались на посторонние раздражители и следить за тем, как изменяется скорость и восприятие прочитанного.

Например:

This is my spaceship, Stargazer. I go to a different planet every week. I know lots of aliens. Some of them are my best friends. My favourite planet is planet Chokko, because chocolate grows on the trees there!.

Превращается в:

.sneila fo stol wonk I .keew yreve tenalp tnereffid a ot og I .rezagratS ,pihsecaps ym si sihT etalocohc esuaceb ,okkohC tenalp si tenalp etiruovaf yM .sdneirf tseb ym era meht fo emoS !ereht seert eht no sworg

Когда вы читаете наоборот, то полностью концентрируетесь на тексте — и если отвлечетесь, это будет заметно сразу. Учащиеся читают текст в обычном формате, а затем наоборот. Следите, как меняется их скорость чтения, концентрация и восприятие слов. Можно менять принцип работы. Например, попеременно читать наоборот слова по буквам и целиком. Главное, не отвлекаться на посторонние раздражители и следить за тем, как изменяется скорость и восприятие прочитанного. Главное, чему учит этот метод, — не отвлекаться и понимать прочитанное.

Ещё одно достоинство данной техники — она не требует специальной подготовки или материалов, ею можно заниматься в любом месте.

«Чтение через слово». Читать нужно не все слова в предложении, а перескакивая через одно. Почти любой текст содержит примерно 75% избыточной информации. Человек, не читает текст по словам или по буквам. Он отгадывает смысл текста.Попробуйте прочитать текст без коротких слов (междометий, союзов, предлогов, артиклей, коротких служебных глаголов). Если вы уберете из текста (не будете читать) короткие слова, то текст сократится почти в два раза. Значит и скорость чтения возрастет в два раза [5].

Методика основывается на способности находить в тексте ключевые слова и фразы.Благодаря им ребенок может сформировать и сохранить в голове основной смысл прочитанного текста. Таким образом, память сохраняет больший объем важной информации, избегая запоминания ненужных фактов или описаний.

Например:

My name is Jean. I’m from England. Our family is not large. I’ve got a father, a mother and a brother. We have a big new house. There is a garden near the house. There are many trees and flowers in the garden.

Превращается в:

My name Jean I from England Our family not large I’ve father mother brother We have big new house There garden near house There many trees and flowers garden

«Чтение текста с перемешанными буквами». Анаграмма — это метод перестановки букв или слогов в слове для создания другого понятия или слова.  В УМК “ Starlight” подобные задания встречаются довольно часто в Сборнике упражнений, но так как это пособие не является обязательным компонетом, не у всех учащихся они есть. Поэтому я сама готовлю такие задания. Часто готовая анаграмма представляет собой не новое слово, а набор букв и задачей читающего ее вернуть слову его первоначальную форму. При регулярных занятиях у учащихся развивается способность быстрее распознавать любой читаемый ими текст. Это в свою очередь приводит к повышению скорости чтения и восприятия текста. Спустя определенное время становится заметно, как ученики стали читать быстрее.

Начинаю с отдельных слов. Например:

  1. NPALREEAO 2. BKOO 3. SEDK 4. CIEPNL 5. CELINP 6. CAES 7. BRBURE 8. SHOOLC 9. OLOCSGABH 10. OAMROSSCL (3 класс Round-up)

        Затем можно переходить к отдельным фразам и текстам.

Например:

My name is Jean. Im from England.

Превращается в:

yM emna si eanJ. ’mI rmfo gdnElan.

Текст с перемешанными буквами возможно читать только на большой скорости. Если читать его по буквам, то содержание слов и текста останется непонятым. Если же скользить взглядом по тексту, то понимание текста будет правильным.

Например:

I’m a a taxi driver in New York, USAT. I drive a yellow taxi. there are a lot of yellow taxis on the streets of New York.

Превращается в:

Im’ a a txai direvr in Nwe Yrok, UAS. I dirve a yleolw txai. tehre aer a lto of yleolw txais on teh srtetes of Nwe Yrok..

«Чтение Текста со случайными символами» хорошо подходит длятренировки внимания, умения воспринимать слово как картинку, а не отдельные буквы, увеличения скорость чтения, заинтересованности своей необычностью, улучшения грамотности письма. Мы не читаем каждую букву в отдельности, а сразу целыми блоками. Наш мозг сам может дорисовывать нам то, чего в реальности нет. Поэтому с одной стороны, данный текст выглядит бредом, а с другой — мы можем спокойно его прочитать, особенно если не будем задаваться такой целью. Наш мозг сам допишет все необходимые буквы и сложит в слова.

Например:

My name’s Scott and I’m eight years old. I can do a lot of things. I can swim and I can do Karate? too. Look at me in my car! I can drive really well. Watch me go!.

Превращается в:

Mцy nвaёmоeе‘ s Sцcцoбtюt aъnзd Iж‘ m eмiкgхhнt yёeнaфrлs oиlшd. I cаaиn dзo a lуoжt oзf tнhдiтnаgтs. I cрaцn sчwсiэm aчnзd I cаaьn dэo Kвaмrгaсtоe? tйoбo. Lнoгoзk aрt mэe iцn mаy cжaюr! I cнaнn dсrшiзvаe rрeъaкlпlщy wъeфlрl. Wаaшtбcэh mяe gдo!.

Для ребят быстрочтение с помощью таких текстов превращается в игру. Их легко увлечь, организовав соревнование с наградами или тренируясь на время. Мои ученики называют эти задания «тарабарщиной», но с интересом все участвуют в работе и даже сами придумывают задания. Использование в практике этой системы упражнений дало мне следующие результаты техники чтения:

  • увеличился объём зрительных и слуховых восприятий, а также угла зрения;
  • выработался навык антиципаций (дети могут предсказать дальнейшее содержание текста, события, что помогает им не только в выполнении домашних и классных заданий, но и готовит к ГИА);
  • сформирована устойчивость памяти и внимания (дети научились лучше готовить пересказы);
  • уменьшен уровень регрессии (некоторые ребята действительно достигли уровня беглого чтение и лучшего понимание прочитанного);
  • увеличился словарный запас;
  • стал более развит артикуляционный аппарат.

Ну а в целом повышается качество успеваемости.

Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%. Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно [6].

От себя могу сказать, что скорочтение является обязательным навыком в современном мире как для взрослого человека, так и для ребенка.

Учиться никогда не поздно, но желательно начинать использовать упражнения для скорочтения с детства.


Список литературы и ссылки на источники

Комментарии закрыты.