КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ УМК «SPOTLIGHT»)
Автор: Надежда ДЖУНГУРОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Четверг 6 октября 2022Известный лингвист, специалист в области методики преподавания иностранных языков, профессор МГУ С. Г. Тер-Минасова в своей книге «Язык и межкультурная коммуникация» отметила, что «каждый урок иностранного языка – это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации» [2, 30].
Автор: Джунгурова Надежда Цереновна
Место работы: МБОУ «Элистинский лицей»
Должность: учитель английского языка
Межкультурная коммуникация – это двусторонний процесс, который включает диалог двух культур – иноязычной и национальной. Согласно Е.И. Пассову, процесс обучения иностранному языку в контексте диалога культур создает условия изучения культуры стран изучаемого языка с опорой на мировую культуру и переосмысление отечественной культуры в зеркале мировой культуры, результатом которого является взаимопонимание [1, 134].
УМК «Английский в фокусе», который мы используем в своей работе, дает возможность использования регионального компонента в преподавании английского языка посредством дополнения содержания базового учебника соответствующим краеведческим материалом. На основе раздела учебника «Spotlight on Russia» нами составлен тематический план краеведческого материала, который мы назвали «Spotlight on Kalmykia» и используем его на уроках английского языка в 8-11 классах. Рассмотрим материал по краеведению на примере УМК «Английский в фокусе» 8 и 9 классов.
На изучение краеведческого материала отводится отдельный урок или проводится интегрированный урок (английский – родной язык, английский – история, английский — география) с использованием метода проектов. Проектная методика с использованием краеведческого материала способствует формированию у учащихся познавательного интереса к изучению иностранного языка и истории родного края, развитию самостоятельности, умению сотрудничать. Формы реализации могут быть разными: экскурсия по городу, доклад, презентация, создание буклета. Конечным результатом проекта обязательно является публикация в электронном журнале «Spotlight on Russia».
Опыт работы с учениками над краеведческим материалом показал, что учащимся нравится самостоятельно собирать необходимую информацию, изучать различные источники, готовить статьи. Учитель становится их равноправным партнёром и консультантом. Совместная работа способствует развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков, культуры общения и рефлексивных умений.
Таким образом, региональный компонент в контексте диалога культур на уроке иностранного языка способствует улучшению усвоения знаний, формирует и развивает гражданскую позицию к своей малой родине, воспитывает эстетический вкус у учащихся, а также развивает их творческие способности в процессе активной познавательной деятельности.
Использованная литература
1. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур / Е. И. Пассов. Липецк: ЛГПИ, 2000. 2. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. – М.: Изд-во МГУ, 2004.