«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РОЛЕВАЯ ИГРА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Вторник 26 сентября 2023

Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает.
К.Д. Ушинский

Модернизация современного образования устанавливает основные приоритеты в области школьного образования, которые соответствуют мировым тенденциям. В настоящее время происходят глобальные изменения сообщества, меняются его социальные запросы. Современности нужны образованные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать решения и способные эффективно действовать в нестандартных ситуациях.

Автор: Рыжих Юлия Юрьевна
Место работы: ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус МО РФ»
Должность: Преподаватель английского языка

Эти требования нашли отражение в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2021 г., в котором появляется понятие «функциональная грамотность».

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, функциональная грамотность предполагает решение максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой детальности, общения и социальных взаимоотношений [2].

Одной из основных черт функционально-грамотной личности является способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Учебный предмет «Иностранный язык» может служить ярким примером реализации подходов по формированию и развитию функционально-грамотной личности. Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Таким образом, мы видим, что образовательные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся.

Целью формирования функциональной грамотности на уроках английского языка является развитие и совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности учеников использовать средства английского языка для решения коммуникативных задач. Так, перед учителем стоит задача создать такую учебную ситуацию, которая мотивируют ребят на спонтанную речь, в процессе которой они могут решить конкретную практическую задачу: купить билет в кино, забронировать столик в кафе, ответить на электронное письмо, заполнить анкету, обратиться за помощью к врачу и т.п. Эффективной реализации перечисленных выше задач способствуют интерактивные методы обучения, такие как: мозговой штурм, дискуссия, метод проектов, опросы и т.д. Особое место на уроках английского языка занимает метод «ролевая игра».

Эффективность использования игр в обучении детей отмечали выдающиеся педагоги Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский. Даниил Борисович Эльконин считал, что игра развивает мотивационно-потребностную сферу ученика, является средством развития умственных действий и мотивационного поведения [3]. Константин Дмитриевич Ушинский отмечал важную роль игр в воспитании и образовании детей. В своем труде «Воспитание человека. Избранное» он пишет: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов» [2]. Именно в игре дети отражают свою реальную жизнь в общении со сверстниками и взрослыми.

Данные взгляды по-прежнему остаются актуальными и прослеживаются в одном из компонентов функциональной грамотности, а именно глобальной компетенции, которая предполагает способность успешно применять знания, умения, отношения, взгляды и ценности при взаимодействии с различными людьми [1].

Приведу пример из своего опыта работы по формированию глобальной компетенции через ролевую игру на уроке английского языка в 5 классе по теме «Посещение ветеринарной больницы», учебное пособие «Английский в фокусе», 5 класс, Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Практическим результатом работы учеников на уроке является инсценировка приема у ветеринарного врача, т.е. развитие умений диалогической речи. Процесс подготовки к драматизации диалога проходил в несколько этапов. Особое внимание необходимо уделить подготовительному этапу, который подразумевает оформление кабинета английского языка в стиле ветеринарной лечебницы: наличие игрушечных медицинских инструментов на рабочем столе ветеринара, наличие пациентов (игрушечных питомцев) с проблемами здоровья (вши, сломанная нога, сломанное крыло и т.д.).

Данная подготовка требуется для максимального погружения учеников в атмосферу ветеринарной больницы и приближения к реальной ситуации общения. На первом этапе ученики демонстрировали своих домашних питомцев и рассказывали о них, тем самым проходила проверка домашнего задания, актуализация усвоенных ранее лексических единиц, а также создавалась мотивационная основа работы на уроке, ориентированная на личный опыт каждого ученика. Далее ребята знакомились с новыми лексическими единицами по теме «Здоровье».

Для снятия языковых трудностей при знакомстве с новыми лексическими единицами ребятам было предложено интерактивное задание на сопоставление картинок проблем у питомцев, с которыми можно обратиться к ветеринару, и их эквивалентами на английском языке. В качестве первичного закрепления лексических единиц ученики в парах определяли с какими проблемами столкнулись питомцы (мягкие игрушки), которые им были предоставлены заранее.  Второй этап – работа с диалогом-образцом. Сюда входили следующие задания: прочитайте диалог и ответьте на вопросы, прослушайте аудиозапись диалога и затем прочитайте его в парах по ролям. Следующий этап представлял собой творческое применение знаний в новой ситуации и был нацелен на поиск решения проблемы со здоровьем у каждого питомца, распределение ролей в паре (ветеринарный врач, пациент) и подготовку собственного диалога. На финальном этапе ученики инсценировали прием у ветеринарного врача. В непринужденной игровой обстановке воспитанникам удалось решить коммуникативную, проблемную и познавательную задачу, что способствовало развитию мыслительных процессов и формированию универсальных учебных действий. Кроме того такой формат работы на уроке вызывает яркий эмоциональный отклик и позволяет через игру усвоить сложный материал, а также значительно повышает интерес воспитанников к предмету, способствует достижению как предметных, так и личностных результатов.

Приведенный выше опыт работы подтверждает целесообразность и эффективность использования ролевых игр на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности учеников, т.к. игра является естественным путем к овладению навыками и умениями общения. Можно утверждать, что ученики успешно применяют полученные знания английского языка на практике и используют их в рамках условного взаимодействия с социумом, что говорит о развитии функциональной грамотности у учеников.

Список литературы

  1. Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное. М.: Педагогика, 1982 г., с. 256
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 [Электронный ресурс] // Официальный сайт. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения 19.06.2023 г.) – Текст: электронный.
  3. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1976 г., с. 36-40.

Комментарии закрыты.