ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Ольга ЮДИНА | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Пятница 6 октября 2023Для освоения ФГОС важно формирование продуктивных универсальных учебных действий. В практике обучения иностранному языку приходится сталкиваться с таким явлением, когда обучающиеся не могут сделать самостоятельное сообщение.
Автор: Юдина Ольга Анатольевна
Место работы: МОБУ «Муринская СОШ №5» Всеволожского района Ленинградской области
Должность: учитель иностранного языка
Обучение говорению как процессу продуктивному требует от обучающихся построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу.
Изучение иностранного языка направлено на формирование коммуникативной компетенции. Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях формирования универсальных учебных действий (УУД). На уроке английского языка больше всего возможностей для формирования коммуникативных УУД, которые формируются во всех видах речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо, чтение.
Данная статья посвящена опыту формированию коммуникативных УУД при изучении английского языка.
Понятие коммуникативных УУД
В соответствии с концепцией универсальных учебных А.Г. Асмолова в состав коммуникативных действий входят: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Технологии формирования коммуникативных УУД
Для формирования коммуникативных УУД при изучении английского языка используются разнообразные образовательные технологии.
Игра является школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении, оказывая воспитательное и развивающее влияние.
ИКТ являются важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса обучающихся к предмету, улучшают качество усвоения материала.
Проектная технологиятакже способствует формированию коммуникативных УУД. Совместная творческая деятельность обучающихся при работе над проектами в группе и защита проекта способствуют формированию коммуникативных умений.
Использование технологии критического мышления на уроках английского языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, обучает мыслить логично, выражать свои мысли связно, формировать свою точку зрения, уважительно относится к мнению других.
Использование технологии сотрудничества помогает формировать коммуникативные умения и реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении. При обучении в сотрудничестве формируются группы обучающихся, где предусматривается распределение ролей. Группе дается одно задание. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы.
Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает учебную ситуацию как особую единицу учебного процесса. При этом изучаемый учебный материал выступает как основа для создания учебной ситуации, в которой обучающиеся совершают некоторые действия: обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, преобразуют его, частично запоминают. Учебные ситуации способствуют вступлению в коммуникацию и совместному поиску решений.
Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучающиеся должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемные ситуации возникают при столкновении обучающихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Интерактивные технологии — технологии, позволяющие учиться взаимодействовать между собой. Активность педагога уступает место активности обучаемых. Интерактивные педагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению.
Приемы развития коммуникативных УУД
Ниже представлены приемы, которые можно использовать на разных этапах урока для формирования и развития коммуникативных УУД.
На этапе мотивации прием «Ассоциации» помогают обучающимся переключиться на иностранный язык и вспомнить слова по теме урока, формируют умение работать в паре, приходить к единому мнению. Прием «Скороговорки» совершенствуют произносительные навыки, создают коммуникативные ситуации, тренируют синхронное понимание разговорной речи.
На этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения прием «Видеоролики» помогает определить тему и сформулировать цель урока, повысить познавательный интерес, научиться слушать других и выражать свое мнение. Прием «Проблемная ситуация» предполагает поиск способов выхода из нее путем осознания противоречия и формулирования проблемы.
На этапе выявления места и причины затруднения прием «Подводящий диалог» помогает определить границы знания и незнания и создает ситуацию, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.
На этапе построения проекта выхода из затруднения прием «Корзина целей» закладывает основы целеполагания. Каждый обучающийся сбрасывает в «корзину» свою цель. Прием «Яркое пятно» предполагает выделение цветом или размером новое слово или явление среди множества однотипных предметов. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного.
На этапе реализации построенного проекта прием «Лови ошибку» активизирует внимание обучающихся, учит анализировать и применять знания в нестандартной ситуации и критически оценивать полученную информацию.
На этапе первичного закрепления при помощи приема «Привлекательная цель» перед обучающимися формулируется простая, понятная и привлекательная для них цель, для достижения которой выполняется учебное действие, которое планирует учитель.
На этапе самостоятельной работы учитель, используя прием «Да-нетка», который предполагает ответы словами «да» или «нет» на вопросы обучающиеся.
На этапе включения в систему знаний и повторения прием «Кроссворды» способствует закреплению материала и помогает проверить знания в игровой форме. Для «Бинго» обучающиеся получают карточки с таблицей на девять квадратов, вписывают или вычеркивают слова, которые предусмотрены заданием.
На этапе рефлексии учебной деятельности обучающиеся учатся выражать свою мысль, строить полный аргументированный ответ, делать вывод, слушать других. Используя прием «Назови пять…» учитель показывает раскрытую ладонь и просит назвать пять новых слов урока, интересных упражнений урока, удивительных фактов, которые узнали на уроке и т.д. Прием «Рюкзак» предназначен для фиксирования своих продвижений в учебе. «Рюкзак» перемещается от одного ученика к другому. Каждый говорящий не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример.
Мониторинг коммуникативных УУД
Мониторинг уровня сформированности коммуникативных УУД при изучении английского языка осуществляется на основе диагностики с целью определения уровня коммуникативных умений и динамики их развития. Выделяют три уровня овладения коммуникативными УУД: низкий, средний, высокий. Используя данную шкалу, фиксируются уровни формирования коммуникативных умений каждого обучающегося три раза в год. Также фиксируются индивидуальные особенности обучающихся, например: степень владения монологической речью, умение работать в группе, роль обучающегося при выполнении групповых заданиях. Мониторинг позволяет определить, насколько эффективны применяемые технологии.
Опыт формирования коммуникативных УУД на примере книги для чтения для 6 класса к учебнику «Английский в фокусе»
К основным отличительным характеристикам курса «Английский в фокусе» следует отнести: аутентичность языковых материалов; современные технологии; интерактивность, вывод ученика за рамки учебника; личностная ориентация содержания учебных материалов; система работы по формированию УУД; воспитательная и развивающая ценность материалов.
Повышение требований к коммуникативному аспекту владения иностранным языком мотивируют учителей искать дополнительные приемы обучения. Хочу поделиться опытом формирования коммуникативных УУД на примере работы с книгой для чтения. Обучение чтению в данном УМК строится на отрывках из художественных произведений, предназначенных для обучающихся определенной возрастной группы и популярных среди английских и американских сверстников. Тексты сопровождаются разнообразными упражнениями для развития смыслового чтения и большим количеством картинок.
Книга для чтения в 6 классе знакомит обучающихся с произведением Л. Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес». Книга очень интересная, но непростая для понимания подростков. Кроме того, мешает непопулярность чтения вообще. Поэтому целесообразно разнообразить приемы работы на уроках по формированию навыков чтения и придать им более коммуникативную направленность.
Предлагаю вашему вниманию простые, не требующие большой подготовки приемы. При знакомстве с персонажами можно использовать прием «Опорные конструкции» (обучающиеся описывают в парах персонажей по плану). Например: She is … (age, appearance, location). She is …ing (action). She is wearing … (clothes). I like her because she is …(attitude). Игровую атмосферу создаст прием «Гость» (представить, что кто-то стучится в дверь, обучающиеся задают вопросы учителю, передавая друг другу игрушечный микрофон и пытаясь угадать имя гостя). Например, Is it an animal? Is it white? Can it run? Has it got big ears? Сконцентрировать внимание и тренировать понимание речи на слух поможет прием «Послушай и угадай» (обучающиеся, глядя на картинки с изображением персонажей, слушают тексты из книги для чтения, описывающие персонажей и пытаются угадать о ком конкретно идет речь).
Рассмотрим приемы, которые можно использовать при чтении на примере главы I «The White Rabbit». Для фонетической зарядки подойдет скороговорка про кроликов: «Three grey rabbits in the grass grow roses for us». Для отработки лексических единиц главы I эффективно использовать разгадывание кроссворда.
Чтобы разгадать слова, надо понять толкование слов из англоязычного словаря. Контроль усвоения лексики интересно провести при помощи игры «Бинго». Чтобы сконцентрировать внимание обучающихся можно предложить задание с пропусками слов. Упражнения из книги для чтения (верно /неверно) прекрасно вписываются в работу с текстом. Если позволяет время и есть планы на драматизацию произведения, можно предложить придумать и записать реплики белого кролика и Алисы или расставить по порядку из числа готовых.
После этого эпизод читают в парах по ролям. Для подведения итогов выполняется упражнение из книги для чтения, в котором есть возможность высказать свое мнение и предсказать что будет дальше.
Данная система работы помогла заинтересовать обучающихся 6.2 класса МБОУ «Муринской СОШ №5», а уровень мотивации позволили участвовать в творческом конкурсе постановок на английском языке, который проходил в апреле 2023г. по инициативе МБОУДО ДДЮТ Всеволожского района. Муниципальный конкурс-фестиваль драмы на иностранном языке проходил в формате мини спектаклей на иностранном языке, поставленных на основе известных сказок. В этом году в конкурсе мы увидели 21 постановку. Одна из них была наша — «Алиса в стране чудес». Обучающиеся нашей школы заняли 3 место в своей возрастной группе 6-7 классов. Конкурс показал практическое применение английского языка и помог повысить интерес к дальнейшему его изучению.
Таким образом, использование различных современных технологий обучения, в которых ученик является активным участником образовательного процесса, являются наиболее эффективными способами развития коммуникативных УУД. Процесс выполнения подобранных заданий стимулирует обучающихся быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление и самостоятельность. Основная педагогическая задача учителя английского языка – организовать благоприятные условия для совместной деятельности на уроке с целью овладения английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.