«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ ИЗ СБОРНИКА Ю.Б. МУКОСЕЕВОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

Понедельник 18 сентября 2023

В последнее время изучению иностранных языков придается все большее значение.  Помимо традиционного осознания иностранного языка как средства общения с представителями других культур и приобщения к национальному наследию стран изучаемого языка он рассматривается также и как инструмент познания, средство получения информации, расширения фонда знаний в других областях.

Автор: Жильцова Екатерина Сергеевна
Место работы: ГПОУ ЯО Борисоглебский политехнический колледж
Преподаватели иностранного языка

Автор: Евдокимова Екатерина Анатольевна
Место работы: ГПОУ ЯО Борисоглебский политехнический колледж
Преподаватели иностранного языка

Таким образом, владение иностранным языком становится значимым  с разных точек зрения, поскольку языковое образование представляет собой государственную, общественную и личностную ценность [1].

ФГОС задает новые ориентиры в достижении этих результатов. Изменяются  требования к содержанию и условиям изучения и преподавания иностранных языков, повышается ответственность всех участников образовательных отношений за качество достижения планируемых результатов.  Сегодня в центре российского образования стоит формирование функционально грамотной личности.  31 мая 2021 года были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО, в  основных пунктах которых речь идет о функциональной, в том числе  читательской грамотности. Согласно ФГОС профессионального образования  развитие читательской грамотности  также является  одним из важных результатов изучения иностранных языков [1,2]. В данной статье дается описание опыта развития читательской грамотности у обучающихся ГПОУ ЯО Борисоглебского политехнического колледжа с помощью сборника упражнений для 10-11 классов Ю.Б. Мукосеевой издательства «Просвещение». Представим полученные результаты.

Важность  формирования читательской грамотности ни у кого сегодня не вызывает сомнений. Мы живем в мире, в котором количество информации, поступающей через разные каналы восприятия,  растет с каждой минутой. По сведениям ряда специалистов, человеческая память может вместить свыше миллиона гигабайт информации. Но это в миллиард раз меньше объема всех существующих на свете данных [3].

Очень подробно каждое слово, входящее в определение «читательская грамотность», раскрыто в материалах Г. А. Цукерман [4]. По мнению профессора,  читательская грамотность включает широкий спектр компетенций – «…от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире». Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне. Желаемый уровень понимания зависит от задачи, которую ставит перед собой читатель.  Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию  в виде письменного текста.  Г.А. Цукерман под термином «грамотность» понимает «…способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них».   Полное определение понятия звучит так: «читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [4].

Важнейшие составляющие читательской деятельности, поддающиеся измерению, это читательские действия –«те задачи и способы их решения, которые использует читатель для выбора собственного пути и прохождения по тексту  и между текстами».

В отличие от концепции читательской грамотности в исследовании PISA, в российской концепции выделены четыре группы читательских  действий:

  1. Находить и извлекать информацию;
  2. Интегрировать и интерпретировать информацию;
  3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста;
  4. Использовать информацию из текста [3] .

В качестве средства формирования и развития указанных выше читательских действий выступают несплошные тексты. К ним относятся таблицы, графики, схемы, опорные конспекты, диаграммы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления, буклеты, иллюстрация с подписью в учебнике. В сборнике упражнений Ю.Б. Мукосеевой представлено большое количество интересных упражнений на основе несплошных текстов на английском языке. Они имеют нестандартную формулировку и разделены по видам деятельности, что позволяет активизировать навыки работы с информацией у обучающихся. В сборнике представлены задания по следующим темам: «Школа: современные технологии в образовании»; «Права и обязанности»; «Наука и технология»; «Профессии будущего – навыки будущего»; «Экологическое мышление»; «Жизнь коротка, искусство вечно». В процессе обучения английскому языку мы использовали материалы сборника в рамках курса внеурочной деятельности «Лингвистический практикум по английскому языку»  (10-11 классы), автором которой является Ю.Б. Мукосеева [5]. Данный курс позволил нам на уровне среднего общего образования развивать у обучающихся 1 курса всех специальностей языковые навыки в процессе взаимодействия с различными видами несплошных текстов на английском языке. Подобное взаимодействие включает в себя  анализ, интерпретацию и использование представленной в текстах информации для решения широкого спектра жизненных задач, в том числе – профессиональных.   

В учебном плане ГПОУ ЯО Борисоглебского политехнического колледжа на уровне среднего общего образования (обучающиеся 1 курса) на освоение курса  отводится 2 часа в неделю. Таким образом, общий объем  курса составляет 67 часов за учебный год.  В 2022 -2023 учебном году программа курса была реализована впервые. Обучающиеся занимались  ВД по английскому языку по желанию. Всего мы набрали группу желающих в составе 14 человек. В рамках внеурочной деятельности обучающиеся  учились анализировать, интерпретировать и использовать для решения широкого спектра жизненных задач информацию, представленную в столбчатых диаграммах, графах, инфографике, круговых диаграммах.  Также знакомились со способами  преобразования информации из одного вида в другой (из текста в таблицу, из диаграммы в текст и др.), приемами проведения  опроса и оформления  результатов опроса в виде сплошного и несплошного текста.  Большое значение для развития коммуникации имели задания, направленные на развитие   навыков представления в письменной  и устной речи результатов учебного исследования и проектной работы на иностранном языке; формулировки аргументов и выводов.

В конце 2022 — 2023 учебного года мы провели опрос среди обучающихся, который позволил нам выявить уровень удовлетворенности ВД, а именно:

А) выявить самые интересные по мнению обучающихся задания;

Б) обозначить самые «трудные» задания с точки зрения владения языковыми навыками;

В) определить уровень стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык».

По результатам опроса, к наиболее интересным и мотивирующим к  изучению английского  языка наши студенты отметили задания на графической основе (работа с инфографикой; интерпретация столбчатых диаграмм;  составление диаграмм на основе опроса одноклассников).

В качестве наиболее значимых с целью приобретения социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения и формирования толерантности и уважения к другой культуре обучающиеся определили задания, направленные  на  выражение собственного мнения на основе анализа по темам «Искусство или нет», «Зачем человеку искусство», «Технологии меняют обучение», «Быть вегетарианцем».

К наиболее «трудным» заданиям обучающиеся отнесли те, выполнение которых предполагало сотрудничество со сверстниками и взрослыми в учебно-исследовательской деятельности, например: проектирование «зеленого» дня в колледже, составление атласа странных профессий и профессий будущего.

Для повышения мотивации  и стремления к изучению английского языка, по мнению респондентов, лучше всего подходят задания, которые позволяют «читать для обучения». В сборнике Ю.Б. Мукосеевой представлено достаточное количество подобных упражнений и заданий, среди которых обучающиеся отметили задания по темам «Права и обязанности» и «Наука и технология».

Необходимо отметить, что, в целом, у обучающихся сложилось хорошее впечатление о курсе ВД «Лингвистический практикум по английскому языку». Они остались довольны результатами своей «языковой» деятельности. Так, 6 студентов из 14 опрошенных и вовлеченных во ВД отметили, что хотели бы посещать дополнительные занятия в следующем учебном году и порекомендовали бы будущим первокурсникам посещать занятия ВД по английскому языку в следующем учебном году.

Что касается «трудных» заданий, то они также являются для нас определенным вектором развития. Анализ ответов обучающихся позволил нам определить основные актуальные темы для обсуждения и развития навыков письменной речи. К ним относятся: «Наука и технология», «Искусство» и «Экология». Также  стало очевидным, что необходимо обратить внимание  на задания, направленные на развитие компетенций сотрудничества со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности.


Комментарий автора пособия — Мукосеевой Юлии Борисовны, методиста по иностранным языкам, учителя английского языка ГБОУ Школы им. Маршала В.И. Чуйкова, автора учебного пособия АО «Издательства «Просвещение»  

Года четыре назад, когда еще не было разговоров о ФГОС третьего поколения и функциональной грамотности, я столкнулась с проблемой: ученикам сложно читать объемные тексты. Учителя английского согласятся, что самым нелюбимым заданием ЕГЭ по иностранному языку практически у всех ребят является третий текст раздела «Чтение». И не только потому, что это задание высокого уровня сложности, содержащее трудную и не самую частотную лексику. Этот текст большой. Читать его долго. А сегодняшние подростки привыкли получать необходимую информацию мгновенно. По одному клику. Да что говорить о подростках! Мы, взрослые, тоже уже не готовы тратить более 3-4 минут на чтение текста (если конечно речь идет не о чтении для удовольствия). Сегодня всё большее количество данных представляется в виде несплошных текстов: инфорграфики, списков таблиц, а значит учить добывать информацию из несплошного текста становится одной из задач современной школы. С другой стороны, я предположила, что несплошной текст может стать (конечно, в сочетании с традиционными) основой для изучения иностранного языка. Например, легенда карты или диаграммы может содержать самую современную и полезную лексику, а описание данных матрицы или таблицы позволит потренировать ту или иную грамматическую структуру. Так родилась идея задачника. А через пару лет идея стала актуальной. И опыт педагогов Борисоглебского политехнического колледжа это доказывает. Хочется выразить огромную благодарность Екатерине Сергеевне Жильцовой и Екатерине Анатольевне Евдокимовой за точное понимание задумок автора и их воплощение в жизнь!


Литература

 1.Иностранный язык для экзамена или для жизни? (проект «Иностранный для будущего»): методические рекомендации / сост. О. А. Соколова. [Электронный ресурс]: Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. (Федеральные государственные образовательные стандарты) URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/kgd/2021/202111_Sokolova_Inostrannii_yazik-dlya.pdf  (дата обращения: 19.07.2023)

2.Соблюдение единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности в начальной и основной школе: методические рекомендации [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vidam-rechevoy-deyatelnosti-2694673.html?ysclid=lgv4mjyc8h362970678  (Дата обращения 20.07.2023).

3.Киселева Н. В. Прочитать. Понять. Применить. Всё, или почти всё, о читательской грамотности: методическое пособие / Н. В. Киселева. [Электронный ресурс]: Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. (Федеральные государственные образовательные стандарты) URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/kgd/2023/Izdaniya/2023Metodicheskoe_posobie_CHitatelskaja_gramotnost.pdf (дата обращения: 18.07.2023).

4.Цукерман, Г. А. Оценка читательской грамотности: материалы к обсуждению  [Электронный ресурс]. URL: http://2020strategy.ru/data/2011/07/15/1214720557/4.pdf  (Дата обращения 20.07.2023).

5.Мукосеева Ю.Б. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лингвистический практикум по английскому языку»  10-11 классы [Электронный ресурс]: URL: https://cdn.catalog.prosv.ru/attachment/f41f3ef7ae111877f7ed2be8481521432c98ee47.pdf   (дата обращения: 23.08.2022).

Комментарии закрыты.