КВЕСТ-РУМ КАК СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Олеся БАКИНА | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ, СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Вторник 10 октября 2023Не секрет, что дети сегодня буквально живут в виртуальной реальности, общаясь в мессенджерах, играя в компьютерные игры, совершая покупки в Интернет-магазинах. Часто смешение виртуальной и реальной жизни негативно сказывается на учебе, когда неокрепший детский разум теряется в водовороте высокоскоростных виртуальных развлечений. Как же в таких неблагоприятных условиях направить интересы детей в нужное русло и повысить уровень их учебных навыков?
Автор: Бакина Олеся Николаевна
Место работы: МБОУ «Остерская средняя школа»
Должность: учитель английского языка
Любой творчески работающий учитель не придерживается строгого шаблона изложения материала и всегда старается не повторяться в своих методических приемах, с энтузиазмом внося разнообразие в отдельные этапы урока. Возможно, учителю необходимо перенести учебное пространство в виртуальную реальность с целью достижения образовательных целей урока, используя современные образовательные технологии.
Другими словами, учитель должен «выйти за пределы учебного класса», познакомив детей с образовательными возможностями виртуальной реальности. Поскольку интересы детей зачастую ограничены достижениями в компьютерных играх, представляется логичным организовать учебный процесс в форме сюжетно-ролевой игры в Интернете, а поможет в этом веб-квест технология, представляющая собой целенаправленную поисковую деятельность обучающихся с использованием информационных ресурсов Интернета для выполнения определенного учебного задания.
В педагогике термин «квест-технология» впервые был упомянут профессором Б.Доджем из Университета Сан-Диего (США), который предложил использовать эту технику как способ организации исследовательской деятельности в учебном процессе.
Квесты – это приключенческие игры, в которых игрок решат проблемы, чтобы продвинуться по сюжету, а веб-квесты – это проблемные задания с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Задания могут быть разными: активными, творческими, интеллектуальными.
Веб квест состоит из следующих частей:
Введение, в котором излагается тема и актуальность проекта.
- Задания, предполагающие через серию конкретных действий направить обучающихся для решения проблемы.
- Процесс с пошаговым описанием хода выполнения работы, распределением ролей и обязанностей каждого участника, ссылок на Интернет-ресурсы и конечные результаты. Распределение ролей происходит на командной основе, от одного до четырех человек на каждую роль. Участники выполняют задания одновременно в соответствии с выбранной ролью. Члены команды обучаются работе с компьютерными программами и Интернетом при выполнении веб-квеста.
- Оценка, т.е. критерии, по которым выполненные задания оцениваются в соответствии с определенными критериями. Важной частью веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, которую участники используют для оценки себя и своих товарищей по команде. Эти критерии также используются учителем.
- Заключение, в котором происходит подведение итогов и рефлексия.
Веб-квесты стали очень популярны в последнее время, в настоящее время в данной технологии различаются 12 различных типов заданий:
- Задание по сбору данных. Основная задача этого квеста – просмотреть определенные Интернет-ресурсы и собрать необходимую информацию.
- Задание на принятие решения. В этом веб-квесте вы собираете данные о конкретном событии, обрабатываете их и формируете мнение о нем.
- Задание на пересказ. Это задание основано на поиске информации для пересказа.
- Задание на убеждение. Это задание основано на вымышленной ситуации, обучающиеся должны хорошо изучить ее, создать убедительную историю для своих одноклассников.
- Задание «Тайна» — детективное задание, когда обучающиеся сталкиваются с загадочной историей или тайной. Чтобы найти способ разгадать тайну, необходимо провести расследование, проанализировать имеющуюся информацию и в итоге подготовить аргументированный ответ.
- Творческое задание, предоставляющее возможность создавать работы в необычном формате, таком как рисунок, диаграмма и радиодрама.
- Журналистское задание с возможностью выступить в роли журналиста, написать статью или представить устный доклад.
- Задание на проектирование. Учащимся предлагается создать заранее подготовленный продукт, например, туристическую памятку о достопримечательностях крупного города.
- Задание на анализ. Обучающимся предлагается проанализировать какое-либо явление и установить причинно-следственные связи.
- Задание на самопознание. Такие квесты относятся к составной категории и направлены на саморазвитие через логику, умозаключения и внутренние ресурсы человека.
- Консенсусное задание. Обучающиеся делятся на две группы, одна «за», другая «против». В конечном итоге должен быть достигнут консенсус.
- Научное задание. В этом веб-квесте задания основаны как на вымышленных, так и на реальных фактах. Структура научного задания предполагает выдвижение гипотезы, ее проверку и сравнение конечных результатов с заявленными.
Этапы работы над веб-квестом:
- Учитель проводит подготовительную работу, выбирает тему и разрабатывает вопросы. Темы подбираются таким образом, чтобы обучающиеся могли работать над ними, углубляя свои знания или получая новые знания по изучаемой теме. Тема должна быть интересной и познавательной для учеников, чтобы они могли осознать необходимость решения проблемы. Обучающиеся могут выполнять задание в группах.
- На этапе выполнения задания формируются исследовательские навыки обучающихся. Критическое мышление, сравнительные и аналитические навыки, умение классифицировать объекты и явления, навыки абстрактного мышления развиваются при поиске ответов на вопросы, поставленные в больших объемах научной информации. Развиваются навыки перевода полученной информации в плоскость решения задач. Накопление опыта последовательных действий под руководством учителя помогает в дальнейшей организации индивидуальной исследовательской деятельности в глобальном информационном пространстве.
- На этапе подведения итогов деятельности ученик осознает содержание исследования. Отбирается наиболее важная информация и представляется в виде сайта, HTML-страницы, слайд-шоу, буклета, анимации, плаката, фоторепортажа и т.д. Роль учителя как консультанта на этом этапе крайне важна.
- Обсуждение результатов веб-квеста может проходить в форме конференции, где обучающиеся имеют возможность представить свою работу, что дает им реальное ощущение значимости своей работы. На этом этапе закладываются такие качества личности, как чувство ответственности за свою работу, самокритичность, взаимопомощь, умение выступать перед аудиторией. В конце работы над заданием, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное поощрение за высокие достижения.
Деятельность с использованием веб-квеста может быть задана в качестве домашнего задания для обучающихся, интересующихся темой, или проведена в классе, если уроки состоят из двух частей. Такой вид деятельности расширяет кругозор и эрудицию, а значит, положительно сказывается на подготовке к олимпиадам. Реальное размещение в сети веб-квестов в виде сайтов, созданных самими детьми, позволяет значительно повысить мотивацию обучащихся и добиться наилучших результатов обучения.
Работа над веб-квестами развивает ряд компетенций:
— Использование информационных технологий для решения профессиональных задач (например, поиск необходимой информации, создание компьютерных презентаций, оформление результатов работы в виде веб-сайтов, флэш-роликов, баз данных);
— Самообучение и самоорганизация;
— Работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоуправление);
-Умение находить несколько путей решения проблемной ситуации, определять наиболее целесообразный вариант и обосновывать этот выбор;
— Умение выступать на публике.
Более упрощенную версию веб-квеста представляет собой квест-рум, в котором уже подобраны готовые траектории прохождения проблемных заданий, учителю остается только добавлять содержание заданий согласно учебной задаче. В этой статье нам хотелось бы представить свой опыт работы в квест-румах на отечественной платформе Joyteka, созданной российским преподавателем из Екатеринбурга.
Следует отметить, что наше знакомство с этим ресурсом началось, еще когда он назывался Learnis. Вскоре проект был модернизирован, и так появилась платформа Joyteka, которая объединяет пять онлайн конструкторов по созданию интерактивных заданий. К прежним четырём (квест, викторина, термины, интерактивное видео) добавился конструктор тестов.
Что важно, всем преподавателям, имевшим свои интерактивные разработки в Learnis, и нам в том числе, сохранили свои разработки, с ними можно работать и даже редактировать. Но новые ресурсы на старой платформе уже нельзя создавать.
Чем может привлечь данный ресурс учителей-практиков? Во-первых, он прост в использовании. Фактически, все конструкторы, кроме конструкторов викторин и терминов, имеют три типа задач:
— Открытые вопросы
— Вопросы с множественным выбором
— Вопросы с единственным выбором
Во-вторых, значительно увеличилось количество квест-румов, которые различаются не только по количеству заданий, но и по сложности поиска предметов, содержащих задания.
К сожалению, новая платформа потеряла свою «изюминка», а именно, возможность ввести код через дверь. Теперь дверь автоматически открывается после правильного выполнения всех заданий.
Важно отметить, что все квест-румы доступны только в платной версии, но затраченные средства не идут ни в какое сравнение с живым и неподдельным интересом детей, выполняющих задания по сбору, анализу и закреплению учебного материала. Но что более важно, данный сервис позволяет сделать задания на многократное повторение и углубленное изучение сложных тем более привлекательными для современных школьников со слабыми волевыми установками и неспособностью долго концентрироваться на одном.
Например, для подготовки к устному заданию ВПР по английскому языку в 7 классе, а именно описанию картинки, необходимо уметь составить связное логическое монологическое высказывание за короткое время.
Как Вы знаете, на выполнение этого задания по говорению дается в общей сложности не более 3,5 минут. За 1,5 минуты ребята должны выбрать одну из трех предложенных картинок, продумать ее описание на английском языке, опираясь на предложенный план ответа. Должен получиться связный рассказ (не менее 7-8 предложений), который они должны проговорить на запись на компьютер.
Для получения максимального количества баллов (8 баллов) за это задание учащиеся должны решить коммуникативную задачу (раскрыть содержание картинки), логично и связно выстроить текст, обратить внимание на лексико-грамматическую правильность и произносительную сторону речи.
Для успешного выполнения этого задания, изначально необходимо познакомить ребят со структурой их будущего ответа. Любое высказывание должно иметь вступительную и заключительную фразы.
Чтобы отработать структуру ответа, необходимо максимальное количество повторов по разным фото. Многократное повторение одного и того же, пусть с небольшими изменениями не привлекает современных учеников, но, если задания на отработку умения использовать шаблон описания картинки вставить в игровой квест, где задания сначала надо найти, затем выполнить и выиграть, например, в состязании, тогда никто не откажется от проговаривания одного и того же, особенно в команде.
У меня создано много квест-румов и в Joyteka, и в старой версии Learnis, задания, которые я предлагаю выполнить при подготовке к монологическому высказыванию по описанию картинки, разнообразны:
- Текст с пропусками. Впиши пропущенное слово по первой букве.
- Текст с пропусками. Подбери подходяще слово.
- Найди ошибки в описании картинки.
- Подбери картинки к текстам-описаниям картинок.
- Расставь логически части текста-описания картинки.
- Выпиши слова, которые относятся к описанию места, действия либо внешности.
- Составь готовое письменное описание части картинки, например, опиши только место, где сделана картинка.
- Составь готовое устное описание картинки, можно добавить подсказки по ключевым словам (в этом случае лучше использовать версию learnis, когда после выполнения задания и проверки выдаются подсказки к кодам от дверей).
- Выбор картинки для устного или письменного описания.
Возможности Joyteka ограничены только воображением педагогов. Все сервисы можно комбинировать и чередовать, давать их на уроках или в качестве домашних заданий.
Литература
- Василенко А.В. Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии [Электронный ресурс]// Предметник: электрон. пед. журн. URL: https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69?ysclid=lkjtz8q4rc976008722 (Дата обращения: 20.07.2023)
- Нурмиева Р.Р., Першина Н.О. Использование веб-квест технологий в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]// Казанский вестник молодых ученых: электрон. научн. журн. 2018. №5. URL: Использование веб-квест технологий в обучении иностранным языкам (cyberleninka.ru) (Дата обращения: 20.07.2023)
- Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс]// Фестиваль «Открытый урок»: электрон. пед. журн. 2008. URL: http://festival.1september.ru/articles/513088/ (Дата обращения: 20.07.2023)
- Шаблоны квест-румов [Электронный ресурс]// Joyteka: образовательная платформа для учителей. URL: Joyteka – Образовательная платформа (Дата обращения: 22.07.2023)
- Шаблоны изображений [Электронный ресурс]// Сдам ГИА: Решу ВПР: образовательный портал. URL: ВПР–2023, английский язык–7: задания, ответы, решения (sdamgia.ru) (Дата обращения: 22.07.2023)