ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧАЮЩЕЙ ИГРЫ
Автор: Ирина СУХОТИНА | Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА Четверг 12 октября 2023Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В их основе лежит системно- деятельностный подход, предполагающий включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность.
Автор: Сухотина Ирина Юрьевна
Место работы: Муниципальное казенное образовательное учреждение гимназия г. Слободской Кировской области
Должность: учитель немецкого и английского языков
Главной методической целью при системно- деятельностном подходе является создание условий для проявления познавательной активности обучающихся. Такие универсальные действия как умение ставить перед собой цели, планировать собственные действия, осуществлять самоконтроль и самооценку, работать в команде и многие другие выходят на первый план.
Почему в начале обучения дети с большим желанием изучают иностранный язык, а потом появляются трудности? Изучение иностранного языка без активных методов обучения процесс сложный и детям потребовалось бы прилагать большие усилия, например, при изучении грамматики. К активным методам обучения относятся методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, они предполагают высокий уровень активности. Активные методы обучения всегда строятся на диалоге или полилоге, и поэтому к их формам относят тренинги, интерактивные семинары, а также проблемное обучение, обучение в сотрудничестве и обучающие игры. Все эти формы направлены на всестороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. С их помощью мы можем создать свободную творческую обстановку. Обучающиеся с интересом вовлекаются в образовательный процесс. В младшем школьном возрасте игра, например, является ведущей формой деятельности. В игре раскрывается даже самый робкий ребёнок и при этом все дети заняты одновременно. Однако после перехода в основную школу игровая технология встречается реже в образовательном процессе.
Обучающая игра в любом возрасте является отличной формой активных методов обучения и всегда практически направлена, носит творческий и деятельностный характер. Используя опыт и знания, органы чувств и двигательные центры, улучшается память и мыслительные процессы обучающихся. Роль игры трудно переоценить. Л.С.Выготский* утверждал, что роль игры для ребёнка огромна. А.С.Макаренко* так говорил о роли детских игр: «Игра в жизни ребёнка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре ..»
Обучающая игра создаётся учителем или ребёнком в сотрудничестве с преподавателем с целью воспитания, развития или обучения детей, активизации учебной деятельности, создания позитивного настроя на уроке, а также с целью разнообразить урок. Игры создаются на основе изученного лексического или грамматического материала, а также в игре может вводиться новый материал. Всё чаще дети сами создают образовательную среду: изготавливают настольные игры по пройденному материалу, создают презентации, защищают проекты, что полностью соответствует требованиям обновлённых ФГОС. Игру можно проводить в начале урока или в конце для снятия напряжения после тестирования или смены деятельности. Как всякая деятельность, игровая деятельность строится на целеполагании, планировании, реализации цели, а также анализе результатов. Обучающиеся действуют по игровым правилам, учитель же может выступать и в роли организатора, и в роли помощника, и как участник игры. Игры в образовательном процессе это не столько развлечение, сколько развитие навыков, расширение кругозора и формирование тяги к знаниям, а также установление социальных контактов и понимание и установление взаимосвязей. К тому же, игровая технология в отличие от других технологий хорошо знакома детям, многофункциональна и носит воспитательный характер.
Чаще всего в своей работе я использую ролевые игры, игры с карточками и настольные игры.
Н.П.Аникеева* говорит, что «ролевая игра- это одновременность двойного общения: реального и воображаемого. В качестве важных моментов общения выступают эмпатия и рефлексия». Ролевая игра- активная форма обучения, в которой обучающиеся принимают на себя разные роли.
Актуальными являются и дискуссии, где сталкиваются противоположные позиции, но в процессе обсуждения обучающиеся стараются придти к компромиссу. Мозговой штурм, где выдвигаются и отбираются идеи, направлен на решение какой- либо проблемы. Также интересной формой ролевой игры является пресс- конференция. Детям заранее раздаются роли, к которым им следует подготовиться. Например, по такой теме как «экология», дети заранее готовят роли экспертов в области экологии, руководителя предприятия/ химического концерна, защитников окружающей среды, рядовых жителей и т.д. Заранее обсуждается стратегия проведения конференции. Обучающиеся среднего звена охотно участвуют в ток- шоу, где тоже с интересом принимают на себя разные роли.
Ниже представлены простые и эффективные игры с карточками. В условиях постоянной нехватки времени игры с карточками помогают учителю достаточно быстро подготовить материал для игры. Они эффективны, активизируют деятельность учащихся и способствуют созданию на уроке благоприятного психологического климата.
Игра «Угадай слово»
Учитель зачитывает несколько слов на карточке, связанных какой-либо темой (написана на карточке). Задача обучающихся понять, о чём идёт речь. Цель игры: набрать как можно больше карточек в течении игры.
Игра «Объясни слово»
Обучающиеся стараются объяснить главное слово команде, но не использовать при этом слова, имеющиеся на карточке. Менее подготовленным детям можно наоборот начать объяснять главное слово с помощью подсказок на карточке.
Игра «Домино»
В эту игру можно играть по любой лексической или грамматической теме по принципу домино: с одной стороны вариант слова на иностранном языке, а с другой стороны картинка или слово на русском. Или это могут быть местоимение и форма глагола.
Игра «Что у тебя?»
Обучающиеся получают набор карточек. Первый должен выяснить у второго, что у него есть, при этом правильно назвать все слова. Выигрывает тот, кто первым правильно назвал/угадал (карточки можно не показывать) все предметы.
«Магические квадраты»
Можно играть как в команде, так и в паре. Цель: найти в квадрате из букв как можно быстрее все слова по определённой теме.
«Назови тему»
Задание для более старшей ступени обучения. Хорошо подходит для подготовки к экзаменам. Обучающиеся получают карточку и должны говорить в течении короткого времени по теме. Можно проводить задание письменно, когда обучающиеся пишут все слова и выражения или даже ассоциации по теме с последующим обсуждением.
«Запомни слова»
Проводится в основном с младшими школьниками на тренировку памяти. Перед обучающимися на столе раскладываются карточки. Нужно внимательно рассмотреть и запомнить, а затем назвать все слова в правильной последовательности на иностранном языке. Карточки при этом переворачиваются.Тот, кто сможет назвать больше всего слов, становится победителем.
«Выполни действие»
Можно проводить в качестве зарядки во время урока. Участвует вся команда. Каждому выдаётся карточка, нужно изобразить то, что на ней написано. Побеждает команда, которая правильно показала все действия на карточках.
«Правда/ неправда»
Игра на внимание и логическое мышление. Можно использовать на разных уровнях обучения и играть в небольших группах или командах. Учитель показывает карточку и комментирует изображение, умышленно делая ошибку. Обучающиеся должны исправить высказывание.
«Назови лишнее»
Перед обучающимися выкладываются карточки по какой-то одной теме. Даётся время, чтобы запомнить их. Затем дети отворачиваются, а учитель добавляет ещё одну (можно две или три) карточку. Детям нужно понять и назвать лишнее на иностранном языке.
Игра «Вулкан»
Обучающиеся делятся на группы или пары. Карточки кладутся вверх картинками. Дети по очереди берут карточку, называют слово и переворачивают карточку. На обратной стороне написаны баллы или нарисован вулкан. В случае баллов они суммируются, а если вулкан- баллы сгорают. Тогда набранные карточки убираются и игрок вновь начинает накапливать баллы. Побеждает тот, кто набирает больше баллов.
Игра «Выбор»
Цель: соединить две карточки между собой или слово с картинкой. Можно играть в парах. Игра развивает память и логическое мышление.
Игра «Найди своё место»
Особенно эффективна при изучении грамматики. Игрокам выдаются карточки (например с разными членами предложения) и даётся предложение на русском языке. Задача обучающихся выстроиться в правильном порядке в предложение.
Игра «Внимание»
Проводится в начальной школе. В этой игре можно также подвигаться. Обучающиеся получают карточку с определённым словом. Учитель называет слова в произвольном порядке. Услышав своё слово, обучающийся должен выйти и показать всем свою карточку. Невнимательные дети выбывают из игры.
Игра «Пазлы»
Каждая команда получает разрезанную на части сюжетную картинку. Задача команды собрать пазл и рассказать на иностранном языке о том, что они увидели.
Игра «Бинго»
Лучше проводить игру в рамках какой-то одной знакомой темы. Обучающиеся сами заполняют квадрат из 12 ячеек словами по теме. Учитель бегло проверяет заполняемость квадратов и диктует слова в произвольном порядке. Побеждает тот, кто первым нашёл у себя и зачеркнул все услышанные слова.
Игра «Магический круг»
Для игры вырезается два круга и разделяются линиями на восемь секторов. В каждом секторе одного круга рисуются разные предметы (животные, продукты питания, одежда и т.д.). В другом круге вырезается один сектор и оба круга скрепляются. Игроки называют любую цифру от 1 до 8, а водящий передвигает круг на определённое количество секторов. Появляется картинка, по которой участники задают вопрос (так можно отрабатывать разные лексические и грамматические структуры).
Игра «Исправь ошибки»
Каждой группе выдаётся карточка с предложением, которое содержит грамматическую ошибку. Цель: найти ошибку и исправить. Карточек может быть несколько.
Игра «Угадай зашифрованное слово»
Обучающиеся в группах составляют слова из представленных букв. Слов из букв может быть несколько. Это тоже учитывается при подведении итогов. Цель игры может быть и в нахождении как можно большего количества слов из представленных букв.
«Щадящий вопросы»
Учитель раздаёт карточки с вопросами, но сам ответы не выслушивает. Дети отвечают друг другу в паре или группе. Затем учитель сам отвечает на вопросы, а дети сравнивают ответы товарищей с ответом учителя и ставят “+” или “-“.
«Слепая таблица»
Чтобы сформулировать тему урока, нужно восстановить таблицу с пропусками.
«Найди лишнее слово»
Обучающиеся получают карточку с набором слов. Цель- найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.
«Что ты видишь?»
Детям выдаётся карточка с незаконченным рисунком. Задача обучающихся дорисовать то, что задумал автор и описать картинку. Варианты рисунков могут быть разные.
Мои пятиклассники охотно играют в настольные игры. Хотя эти игры требуют больших затрат времени, чем игры с карточками, но это отличная возможность для обучающихся потренироваться или научиться чему-то в ходе игры, а тому ребёнку, который создаёт такую игру, закрепить полученные знания, т.к. известно, что лучшая игра не только развивает, но и тренирует мозг. Настольная игра проводится в основном на последних перед каникулами уроках или на внеурочных занятиях, т.к. затянуться она может на весь урок. В игре участвуют все обучающиеся. Игра проходит с помощью игрового поля, фишек и кубика. Фишками в условиях урока могут быть различные школьные принадлежности. Передвигаются в игре по кругам или квадратам в соответствии с выпавшим числом на игральном кубике. Цель: первым дойти до финиша.Конечно, победа или поражение часто зависит от удачливости, но и сама игра доставляет детям удовольствие. Ребёнок, который готовит игровое поле, проделывает большую подготовительную работу. Учитель помогает лишь в отборе материала для игры и регулирует игровой процесс. На фото представлен пример настольной грамматической игры, составленной пятиклассниками в конце этого учебного года. Игровой подход в обучении формирует хорошую привычку к интеллектуальным играм и позитивную учебную мотивацию в целом.
Литература:
- Н.П. Аникеева Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 143с.
- А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя — М.: Просвещение, 2008
- Л.С.Выготский Психология развития ребенка. — М: Изд-во Эксмо, 2004. — 512с.
- В.В. Гузеев Преподавание. От теории к мастерству: Москва, НИИ школьных технологий, 2009
- А.С.Макаренко О воспитании молодежи : (Сборник избр. пед. произведений) / Под общ. ред. Г. С. Макаренко ; [Вступит. статья и примеч. В. Гмурмана] ; [Биогр. очерк М. Бобровской]. — 2-е изд. — Москва : Трудрезервиздат, 1951. — 396 с.
- О.И. Мезенцева Современные педагогические технологии Учебное пособие- Новосибирск, 2018
- М.Ф.Стронин,Обучающие игры на уроке английского языка : (Из опыта работы). Пособие для учителя / М. Ф. Стронин. — 2-е изд. — Москва : Просвещение, 1984.
- ФГОС ООО от 31.05.2021
- ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013. – 120 с.