«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СОЗДАЕМ БЕЗОПАСНУЮ КОММУНИКАТИВНУЮ СРЕДУ: ИНТЕЛЛЕКТ. ДИАЛОГ. ПЕРСПЕКТИВА.МОЯ ПЕРВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТИНКА

Вторник 26 декабря 2023

Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОО, ФООП, ФАОП в целях повышения качества иноязычного образования выступает как ценностная доминанта регионального образования Новосибирска и Новосибирской области не один год. Обоснование аксиологического подхода связываем с кардинальной сменой отечественной образовательной парадигмы.

Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ,
Место работы: НИПКиПРО
Должность: заведующий кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО

Отечественное образование в эпоху новых вызовов, новых требований и новой ответственности непосредственных его участников продолжает искать свои источники развития, стремиться успевать, спешить за изменением запросов общества и человека, разрабатывая все новые образовательные практики, культурно ориентированные в аспекте повышения качества образования[1-4]. Именно об этом и заявляли учителя иностранного языка на проектировочной сессии в рамках научно-методического сопровождения руководителей ММО учителей иностранных языков Новосибирской области.

В настоящее время в приоритете актуальные вопросы воспитания в контексте обновления содержания образования. Указ от 09.11.2022 № 809 Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» подтверждает необходимость обновления рабочих программ  воспитания в аспекте отражения индивидуальности ОО.

Дети нового типа сознания мотивируют и обновление условий развития личностного потенциала обучающихся, т.е. моделирования личностно развивающей образовательной среды, самоуправления школьников в качестве значимого фактора воспитания и самовоспитания [1-3: 5-9].

Признаются общешкольные ключевые дела (события) основой системы внеурочной деятельности, формирования детско-взрослой общности. Обсуждаются на федеральном и региональном уровнях вопросы современной семьи и способы взаимодействия с родителями. На первые позиции выдвигаются метапредметные навыки, формируемые процессом воспитания [3;4;10].

В фокусе системного внимания педагогов эмоциональный интеллект как значимая ценностная доминанта. Функциональная грамотность в рамках воспитательного процесса и новых технологий в системе воспитания включают: технологии командного образования; технология ненасильственного общения; методический конструктор; технологии планирования и анализа дел, событий, мероприятий [4;10].

В свою очередь, от участников образования, в первую очередь, от педагогического сообщества  требуется система работа по самообразованию. Создание маршрутного листа педагога-наставника требует моделирования и проектирования коммуникативных ситуаций в ракурсе современных информационных ресурсов по вопросам воспитания, а также организации внеурочной деятельности в контексте требований обновленных ФГОС [9;12].

Изложенное выше актуализирует необходимость культивирования авторских моделей по вопросам «Проектирования образовательного процесса в соответствии требованиями ФГОС ОО, ФООП, ФАОП: качество иноязычного образования».

Данная модель посвящена важной трансформации образовательного процесса в современной российской школе – созданию условий безопасного школьного пространства. В качестве механизма предлагается авторский маршрутный лист педагога-наставника в аспекте моделирования коммуникативных ситуаций на учебном и внеучебном занятии, а также в сложной архитектонике внеклассной работы по иностранным языкам. При этом цель — моделирование воспитательного пространства как   системы коммуникативных стратегий взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Ниже предлагается авторский маршрутный лист тьюторов и педагогов-наставников в аспекте моделирования коммуникативных ситуаций на учебном и внеучебном занятии, а также в ситуациях внеклассной работы по иностранным языкам. Данный алгоритм был использован во время проектировочной сессии в октябре 2023 года, получив одобрение руководителей ММО учителей Новосибирской области.

Цель — моделирование воспитательного пространства как системы коммуникативных стратегий взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Проектировочная сессия

Тема «Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОО, ФООП, ФАОП: качество иноязычного образования»

Информируем Вас, что 31 октября 2023 г. с 14.00 до 17.00 состоится проектировочная сессия «Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОО, ФООП, ФАОП: качество иноязычного образования» на Блюхера 40, ауд. 208.                                      К участию в сессии в очном режиме приглашаются руководители ММО учителей иностранных языков г. Новосибирска и Новосибирской области.

Выступающие: Региональные тьюторы, педагоги-наставники (руководители ММО учителей иностранных языков)

Буланкина Надежда Ефимовна, заведующий кафедрой иноязычного образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, Почётный работник общего образования РФ, докт.филос и пед., наук, профессор

Осолодченко Марина Николаевна, старший преподаватель кафедры иноязычного образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

Барышникова Юлия Евгеньевна, старший преподаватель кафедры иноязычного образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО учитель английского языка СОФИЯ

Гридчина Елена Германовна, учитель английского языка, Почётный работник общего образования РФ, старший методист МКУ «МИМЦ» mimts. НСО, Ордынское

Стасюлис Маргарита Владимировна, учитель английского языка зам.директора школа №1 НСО, Ордынское

Змитрович Наталья Ивановна, учитель английского языка, руководитель ММО учителей иностранных языков р.п.Кольцово;  школа №5                                                                   

Самотой Вера Павловна, учитель английского языка,  Карасукский район, руководитель ММО

14.00 – 14.10 ПЛЕНЭР

Архитектоника событийной среды поликультурной картины мира школьника: вопросы проектирования (Н.Е.Буланкина).- 10 мин

14.10-15.10  Работа в фокус-группах

1.Проектируем учебное занятие «ГИА по иностранным языкам: условия создания   безопасной информационно-образовательной среды в контексте обновленного ФГОС» (М.Н.Осолодченко,) — 5 мин.

2.Проектируем учебное занятие  «Духовно-нравственное воспитание на уроках иностранного языка» (Е.Г.Гридчина, М.В.Стасюлис) — 5 мин

15.10 – 15.40 — Работа в фокус-группах

Проектируем внеучебное мероприятие «Архитектоника  конкурса талантов» (Н.И.Змитрович, Н.Е.Буланкина) — 10 мин

15.40 – 16.40    Работа в фокус-группах

Проектируем внеучебное мероприятие «Создание модели воспитательного пространства средствами иностранного языка» (Ю.Е.Барышикова, В.П.Самотой) – 10 мин16.40 – 17.00 Подведение итогов: определение победителей конкурса проектов.

Содружество учителей иностранных языков региона создает безопасную коммуникативную медиасреду

В течение 2023 года благодаря тесному сотрудничеству кафедры иноязычного образования НИПКиПРО и Центра лингвистического образования АО «Издательство  «Просвещение в рамках научно-методического сопровождения инновационной деятельности учителя по проблеме формирования функциональной грамотности педагоги-наставники, руководители ММО учителей иностранных языков разместили на странице электронного журнала «Просвещение. Иностранные языки» в подразделе Региональные проекты из опыта работы учителей иностранного языка по УМК Издательства «Просвещение» семь новых сборников — Создание безопасной коммуникативной среды. Взаимодействие участников образовательного процесса: Культура. Диалог. Интеллект. Актуальный     материал по вопросам ФГОС, ФОП, ФООП, функциональная грамотность доступен для скачивания и применения в учебном процессе с 26 октября текущего года! Подготовлено Н.Е.БУЛАНКИНОЙ для сайта ИПК 27/10/2023

Проект «Конкурс по созданию безопасной школьной коммуникативной среды в свете ФГОС ОО, ФООП, ФАОП:
моя первая педагогическая картинка»
(автор-Буланкина Н.Е.)

Цель проектировочной сессии  – актуализация опыта создания регионального тематического сборника инновационных педагогических практик, ориентированных на повышение качества иноязычного образования через формирование позитивной мотивации к изучению иностранных языков в регионе в соответствии с требованиями обновленного ФГОС ОО.

Задачи:

1) презентация  региональных  лучших практик по повышению качества иноязычного образования (БАЗА — функциональная грамотность)

2) совместная разработка проектов школьного единого пространства в фокус-группах и на станциях по единым критериям,

3) презентация тематических проектов по единым критериям  фокус-группами в письменном и устном форматах.

Основное содержание деятельности рук. ММО во время проектировочной сессии 31 окт. 2023 г. — подготовка и презентация проектов для конкурса  «Создание безопасной школьной коммуникативной среды».

Какой результат после проектировочной сессии  – оформление и презентация тематических проектов для потенциального сборника в ММО по единым критериям оценки; подготовка Сборника (рук ММО) в  течение года.

Табличный Алгоритм деятельности рук-лей ММО учителей иностранных языков в фокус-группе и на станциях по трем направлениям
«В гостиной у камина: моя первая педагогическая картинка»


1 этап – задачи Содержание работы тьютора Подготовка алгоритмов/презентации   Анализ алгоритмов и оценка презентации 2 этап – задача Содержание работы фокус-групп 1. .Презентации (роль – педагог-наставник — тьютор) 2. .Мозговой штурм (роли – рук ММО и учителя)3 этап – задача Содержание работы фокус групп 1) Презентация результата работы в фокус-группах  (роли — рук и учителя) 2) Определение лучшего проекта (роли – рук ММО и учителя) по единым критериям
Выявление лучших практик «Проектирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС» Тема 1 – Подготовка к итоговой аттестации в соответствии с требованиями ФГОС – 0солодченко М.Н. Тема 2 – Современные коммуникативные технологии на учебном занятии в соответствии с требованиями ФГОС — Гридчина Е.Г. Стасюлис М.В.Подготовка и презентация тьютором своих результатов в формате алгоритма табличного «Моя первая педагогическая картинка»   Разработка проектов  в фокус-группе «Моя первая педагогическая картинка»1) Презентация результата работы в фокус-группах  (роли- рук и учителя)   2) Выявление лучшего проекта (роли – рук ММО и учителя) по единым критериям    
2. Выявление лучших практик «Внеучебные занятия в соответствии с требованиями ФГОС» Тема 1 – Конкурс «ТАЛАНТ ФЕСТ» в соответствии с требованиями ФГОС — Змитрович Н.И. /Буланкина Н.Е.1.Презентация тьютором   табличного алгоритма «Моя первая педагогическая картинка» 2.Разработка проектов в фокус-группе «Моя первая педагогическая картинка»1) Презентация результата работы в фокус-группах  (роли — рук и учителя) 2) Выявление лучшего проекта (роли – рук ММО и учителя) по единым критериям  
3. Выявление лучших практик: «Внеклассные формы работ в соответствии с требованиями ФГОС» Тема 1- Школьное воспитательное пространство — В.П. Самотой Тема 2 — Школьное воспитательное пространство-  Ю.Е. Барышникова1.Презентация тьютором   табличного алгоритма  «Моя первая педагогическая картинка». 2.Разработка проектов в фокус-группе «Моя первая педагогическая картинка».    1) Презентация результата работы в фокус-группах  (роли- рук и учителя) 2) Выявление лучшего проекта (роли – рук ММО и учителя) по единым критериям      
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ1 ВЫБОР ЛУЧШЕГО ПРОЕКТАОценка по единым критериям Обсуждение (роль — тьюторы)

В региональном сборнике СОЗДАЕМ БЕЗОПАСНУЮ КОММУНИКАТИВНУЮ СРЕДУ: ИНТЕЛЛЕКТ. ДИАЛОГ. ПЕРСПЕКТИВА, в основании которого первые педагогические картинки педагогов,  удается представить целостное видение архитектоники школьного образовательного пространства на областном уровне.

Это итог плодотворной совместной работы, участников образования, в пространстве педагогического сообщества учителей иностранных языков Карасукского района НСО. Результаты представлены в нескольких направлениях. В плане обращения к истокам, к теории и практическому опыту развития УУД, к формированию и развитию универсальных учебных действий (УУД) через детальное описание этапов их формирования на примерах обучения иностранным языкам: английскому и немецкому.

Вопросы формирования поликультурной картины мира ученика
в рамках школьного информационно-образовательного пространства освещает учитель английского и немецкого языков высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №2 Карасукского района Новосибирской области, руководитель ММО учителей иностранного языка Карасукского района НСО, Самотой Вера Павловна. Ей удалось разработать и представить на проектировочной сессии авторский алгоритм взаимодействия участников образования.

Болоховец Лариса Николаевна, учитель немецкого языка, МБОУ  Беленская средняя общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области, разработала  проект, в основании которого обучение на станциях в рамках коммуникативной модели информационно-образовательной среды  «Захватывающая немецкая пасха». Для Ларисы Николаевны «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский). В приложении к сборнику ею представлен авторский алгоритм образовательной среды.

Для Фиш Татьяны Николаевны, учителя немецкого и английского языков высшей квалификационной категории, МБОУ Хорошенская СОШ Карасукского района Новосибирской области, создание языковой среды – это важнейшее условие формирования коммуникативной компетенции у обучающихся, а также средство повышения качества обучения иностранному языку. Причем основной целью педагогической деятельности в рамках учебных программ является открытие иностранного слова, как материала языкового и коммуникативного общения и как жизненно важного компонента национальной культуры общения. В приложении читатель также сможет найти авторский алгоритм.

В первой педагогической картинке Грицик Олеси Викторовны, учителя английского языка МБОУ Технический лицей №176 Карасукского района Новосибирской области, читатель найдет системное использование  современных образовательных  технологий. Это и лексические игры, и грамматические игры, и ролевые игры, и различные квесты, которые призваны помочь учащимся свободно ориентироваться в иноязычной среде.

При этом уроки АЯ –  это пространство множества возможностей для успеха каждого ученика в различных ситуациях. Это уроки формирования функциональной и цифровой грамотности с учетом особенностей каждого и роли преподавателя как педагога-наставника и фасилитатора, архитектора языковой среды в условиях развития технологий искусственного интеллекта.  Учащихся заинтересовывают на уроках через накопление и расширение их знаний и практического опыта использования в целях аутентичной коммуникации.  В приложении представлен авторский алгоритм.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.- 300С.
  2. Бартош Д.К., Харламова М.В. Развитие творческих способностей обучающихся посредством мини-проектов на уроках немецкого языка// Иностр.языки в школе.- 2022.-№2.-С.17-25
  3. Барышников Н.В. Методическое кредо учителя иностранного языка как основа его профессионализма / Вестник МГЛУ. Серия 2. — 2023. — №1 (43). – С.57-66.
  4. Брызгалина Е.В. Индивидуальность: стратегии поиска. М.:ООО «Когито-Центр», 2003.464 с.
  5. Буланкина Н.Е. Ценностно-смысловые приоритеты методологической готовности учителя иностранного языка в свете культурно-исторического учения Л.С. Выготского. Иностранные языки  в школе. №9. 2023. с.59-66.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь.Москва: Издательство АСТ, 2022. – 576 с.
  7. Гальскова Н.Д. Современная система обучения иностранным языкам: понятие и особенности / Иностр. языки в школе.- 2018.-№5.-С.2-11
  8. Гальскова, Н. Д. Методика обучения иностранным языкам как наука: взгляд  современника / Н. Д. Гальскова // Иностр. языки в школе. –2021.№2. С.2-10.
  9. Крылов Э.Г., Сомова К.Д. Реализация развивающего потенциала  иноязычного обучения в техническом университете / Иностр. языки в школе. –  2023. — №5. – С.73-81.
  10. Лурия А.Р. Язык и сознание. СПб.: «ПИТЕР», 2022. 448с.
  11. Никитенко З.Н. Иноязычное образование в детском саду и школе:   социальное измерение / Иностр. языки в школе. –  2023. — №2. – С61-68.
  12. Твердохлебова И.П., Вербицкая М.В.  Усиление деятельностного подхода и междисциплинарности в обучении иностранным языкам: трансформация ЕГЭ. Интервью с М.В.Вербицкой / Иностр. языки в школе. –  2023. — №4. – С.4-8.

Комментарии закрыты.