ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Автор: Ольга БЕРЕЗИНА | Рубрика: РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС-2021 Четверг 14 марта 2024При обучении любому иностранному языку необходимо придерживаться единых принципов оценивания различных видов речевой деятельности. Именно письменная и устная речь являются наиболее сложными в процессе обучения.
Автор: Березина Ольга Владимировна
Место работы: ГБОУ школа №2033
Должность: учитель немецкого языка
Диалогическая речь – самая распространенная форма коммуникации на разных этапах обучения, от начального до среднего общего образования. Поэтому остановимся поподробнее именно на этом виде речевой деятельности и рассмотрим критерии ее оценивания.
В жизни, в процессе общения мы большей частью используем именно диалогическую речь и намного реже выступаем в формате монологического высказывания.
В своей работе мы используем разные виды диалогической речи, такие как: диалог – расспрос, этикетный диалог, диалог – обмен мнениями, диалог – побуждение к действию, комбинированный диалог и т.д. Поэтому работая над этим видом речевой деятельности нам необходимо познакомить учащихся не только с тематическими лексическими единицами, речевыми образцами и грамматическими конструкциями, а также сформировать у них предметные умения по осознанному их применению. Для этого нужно ориентироваться на кодификатор, созданный на основе ФГОС.
Как же нам правильно оценить ребенка, участвующего в устном высказывании?
Если тесты, грамматические задания, словарные диктанты оцениваются легко, то при проверке письменного или устного высказывания для объективного оценивания мы должны придерживаться определенных критериев.
При оценивании устной речи мы, в первую очередь обращаем внимание на следующие критерии:
- Содержание (на сколько полно и точно передана информация)
- Организация высказывания (логичность повествования)
- Языковое оформление (правильное использование лексики, грамматики, фонетическое оформление речи)
Поэтому очень важно приучить не только обучающихся, но и себя (учителя) к четкому критериальному оцениванию, так как на итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) если ученик по критерию «содержание» получает ноль баллов, то все остальные критерии тоже оцениваются в ноль баллов.
Далее рассмотрим критерии оценивания на примере комбинированного диалога, который объединяет в себе разные типы диалогов и является наиболее универсальным и сложным видом речевой деятельности.
Необходимо обратить внимание, что именно в диалогической речи добавляется такой аспект как взаимодействие и активность участников, в отличие от монологической речи. Именно в диалоге часто не выполняется коммуникативная задача. Чтобы избежать данной ошибки необходимо научить обучающихся внимательно слушать собеседника, уметь переспрашивать, использовать речевые клише.
В заключении хочется подчеркнуть о необходимости придерживаться строгих критериев оценивания устных высказываний, а не подходить к этому холистически (т.е. в целом, субъективно), что, к сожалению, не редко встречается в работе учителя. Критерии должны знать не только учитель, но и учащиеся. А также использовать их на всех этапах обучения от начальной до старшей школы
Литература:
- Кодификатор ОГЭ. https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-11
- Кодификатор ЕГЭ. https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-11
- «Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Иностранный язык». 5-9 классы (2023г.)» (Методические рекомендации А.А. Колесников, К.А. Габеева, А.В. Конобеев – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»). https://dzen.ru/video/watch/6543a6e601eb7b0a2cc3a9a8
- «Контроль в обучении иностранным языкам» (Всероссийский электронный журнал «Педмастерство» Гаврина В.И.) https://www.pedmasterstvo.ru/categories/6/articles/809