БУЛАНКИНА Н.Е. ИДЕОЛОГИЯ И ОБНОВЛЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Автор: Надежда БУЛАНКИНА | Рубрика: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Среда 21 августа 2024Повышенное внимание к вопросам, обозначенным в заголовке вводной статьи, автор связывает, прежде всего, с вызовами человеческого сообщества, касающихся современных требований к ответственности личности в пространстве общественной жизни, а также в коммуникативном пространстве отечественного образования, концептуализация которого в нашей стране вызывает многоаспектные дискуссии. В свою очередь, это способствует видению новой концепции, согласно которой ведущая и все возрастающая роль в культурном развитии страны принадлежит поливекторному и многостороннему развитию образования во имя человека [1; 5; 8; 13].
Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ,
всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ,
Место работы: НИПКиПРО
Должность: заведующий кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО
И нельзя не согласиться с академиком С.В. Ивановой, что «Во все времена в жизни общества роль образования была исключительно велика…… место образования в социуме, его методологические проблемы приобретают особое значение, так как именно благодаря эффективной системе организации образования во многом обеспечивается успешное, динамичное, гармоничное развитие общества» [7, с. 3].
А потому в свете этой сентенции идея возрождения гуманистической традиции в образовании приобретает особую значимость при создании организационно-педагогической, содержательно-технологической и критериально-оценочной модели предупреждения неуспешности каждого субъекта образования. В частности и в коммуникативном пространстве социального заказа, который определяет те задачи, которые должна выполнять школа в широком понимании этого слова, т.е. школа как основное звено всей системы образования [3; 4; 6; 9; 10;14].
В стремительно меняющемся мире развивающемуся обществу нужны образованные люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, готовые как к сотрудничеству, так и межкультурному взаимодействию [1; 4; 6; 10; 13]. «По этой причине и общество, и государство перманентно волнуют вопросы о том, как повысить качество и эффективность образования. В настоящее время образовательный процесс характеризуется множеством разноплановых проблем, включая необходимость гуманизации и гуманитаризации, разработки теоретических подходов для решения комплекса организационных задач в условиях модернизации образования. Идет постоянный поиск в сфере педагогической науки и практики» [8, с. 4], в инновационной образовательной коммуникативной среде, отвечающей новым потребностям человека, новым установкам, обогащенным новыми знаниями, новой системой ценностей, заложенной системой современного гуманистического образования [3; 9; 12]. Единое культурно-образовательное пространство представлено комплексом особенностей, причем обладая сложной природной сущностью и полифункциональностью, является значимой интеллектуальной средой для обобщения и передачи знаний [3; 6; 9].
В рамках сложной организационно-функциональной архитектоники образовательное пространство состоит из комплекса взаимосвязанных функциональных подсистем, его бытие является гибридным, сочетая физическое, ментальное и виртуальное ипостаси [3; 4; 10; 11]. При этом для эффективного осуществления своего социально целевого предназначения инновационное коммуникативное пространство школы призвано стать содержательно насыщенным, полифункциональным, хорошо организованным, эстетичным, динамично изменяющимся, адаптивным, доступным и безопасным для каждого[4; 6; 9].
С развитием СМИ, Интернета и социальных сетей идет процесс ослабления у учащихся мотивации к учению в целом. Одновременно современным педагогам предлагается уделять больше внимания в своей практике формированию и развитию учебной мотивации и творческой инициативы обучающихся в пространстве развития, воспитания во имя повышения духовно-нравственного и интеллектуального потенциала страны [1; 3; 5; 6; 8; 9; 10; 11].
Вслед за академиком Зимней И.А. повторим, что в специальном разделе «Педагогическая психология», в психологии учителя подчеркивается важнейшая социальная роль учителя, его место, функции в обществе и анализируются предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. «Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем в педагогической психологии [6, с. 38]. Согласно новым стандартам преподавателю приходится выполнять разные задачи и брать на себя роль режиссёра учебного процесса: мотивировать к самостоятельному принятию решений, корректировать действия, участвовать в обсуждении и находить способы включения в работу каждого обучающегося [1;5;10;12;14]. Наряду с перечисленными позитивными тенденциями в плане поиска путей и средств формирования речевой и коммуникативной культуры обучающихся исследовательское поле продолжает оставаться проблемным в плане обновления информационно-образовательной среды по направлению «Иностранные языки». И прежде всего в контексте современных государственных нормативных документов и ценностных приоритетов воспитания творческой молодежи, патриотизма, аутентичной коммуникации, кооперации и разнообразных профессиональных умений и навыков педагогов[1; 5; 6; 8; 11;13].
Исключительной значимости аутентичной коммуникации участников образовательного процесса находим подтверждение в следующей сентенции профессора И. А. Зимней: «Знание внутренней структуры, строения речевой деятельности существенно как для учителя, так и для самого ученика. Оно позволяет более точно управлять ее формированием, осознанно анализировать ошибочные речевые действия, соотнося их с определенным уровнем деятельности. В целом такое знание помогает эффективнее организовать обучение всем видам иноязычной речевой деятельности [6, с. 77].
Ниже предпринимается попытка обоснования ценностной модели исследования речевой и коммуникативной культуры обучающихся в процессе освоения иностранных языков и иных культур в аспекте повышения качества образования в целом.
Методология исследования находит отражение в результатах проведенного критического анализа факторов и условий совершенствования исследовательского поиска, в котором учтены гуманитарные практики организационно-педагогического и научно-методического содержания в рамках культуротворческой миссии отечественного образования. В частности, относительно системного сопровождения использования учебной литературы нового поколения в реальном процессе формирования речевой и коммуникативной компетенций, целевая установка которого фокусируется на развитии положительной мотивации к учению в пространстве иноязычного образования во имя предупреждения неуспеваемости школьников [4; 6; 11;14].
Причем методологический посыл данного исследования заключается в том, что, определив глобальную цель, намечены стратегические направления обновления школы как культурного феномена, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей личности. Основным направлением представляется обеспечение культуросозидающей роли современной школы в процессе гуманизации образовательного процесса. Эти понятия неразрывно связаны, поскольку гуманизация школы и есть придание ей человеческого измерения. Формирование гуманистических представлений о человеке, об его взаимоотношениях с природой и об ответственности перед ней — неотъемлемая часть гуманизации системы образования (И. А.Зимняя, 1991). В свою очередь, отмечает ученый, «По отношению к учителю могут быть сформулированы следующие принципы: профессионально-предметное и личностное соответствие преподавательской деятельности, гуманистичность позиций, готовность к сотрудничеству, демократичность стиля общения. Учитель иностранного языка должен испытывать коммуникативную потребность в общении с менее подготовленным во всех планах партнером-учеником и получать удовлетворение от результатов этого общения [6, с. 206].
Фактологический материал представлен в ракурсе вышеизложенных ценностных аспектов методологии современного образования. В частности, в модели методической системы преподавания английского языка, нашедшей отражение в использовании учебно-методической литературы для современной школы.
Ценностная модель, включая четыре вектора развития информационно-образовательной среды, направлена на решение следующих задач исследовательского поиска:
- Обновление содержания общеобразовательной дисциплины (далее – ОД) «Иностранный язык»;
- Реализация принципа преемственности в обучении английскому языку в нескольких аспектах — организационно-педагогические и методические аспекты совершенствования учебных занятий по дисциплине «Иностранный язык» с учетом программ углубленного изучения;
- Опыт использования учебно-методического комплекта (далее – УМК) на практических занятиях английским языком с учетом программ углубленного изучения
- Тиражирование гуманитарных практик на всероссийском уровне в формате методических сборников и научно-методических публикаций по актуальным вопросам развития методологии исследования безопасной коммуникативной страды иноязычного образования (профессиональные журналы) (Таблица 1).
Таблица № 1. Концептуализация научно-методической поддержки
формирования коммуникативной культуры
по дисциплине «Иностранный язык»
с учетом направленности образовательных программ школы
Целевые задачи | Решение |
Обновление содержания по ОД «Иностранный язык» | Системно-деятельностный подход как процесс освоения иной культуры и языка в условиях интеграции языковой и речевой деятельности [6]. |
Реализация принципа преемственности в обучении английскому языку | Коммуникативная компетенция как цель и результат через разнообразие эффективных средств и способов формирования навыков коммуникативной культуры с первых же занятий в целях предупреждения отставания обучающихся с разными интересами, возможностями и способностями [4]. |
Организационно-педагогические и методические аспекты совершенствования практических/ учебных занятий по ОД «Иностранный язык» | Воспитание личности обучающихся как субъектов жизнедеятельности: умение ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты через динамичную организационно-исследовательскую деятельность, позволяющую включаться, наряду с учебным общением (учебные диалоги) в реальное (игровое и проектное) взаимодействие «партнеров по общению» [3; 11]. |
Опыт использования УМК на практических занятиях английским языком | Выполнение системы заданий коммуникативно-тематического развивающего характера, сопровождающихся целостностью языковых и речевых упражнений, направленных на постепенное поэтапное функционирование профессионально ориентированной «речи» на родном и иностранном языке [7]. |
Тиражирование гуманитарных практик на всероссийском уровне (профессиональные журналы) | ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ: ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИЯШ |
Таким образом, предложенная модель гуманитарных практик предполагает системную интеграцию в рамках совершенствования методологии исследования инновационного образовательного пространства. При этом предложенный подход может способствовать вхождению личности в единое информационное пространство в целях расширения концептосферы индивидуального языка обучающегося, а также создания оптимальных условий безопасного коммуникативного пространства [1;2;5;9;12].
А потому вслед за профессором И. А. Зимней, «… говоря о коммуникативной задаче как функциональной единице коммуникативного акта, выступающего в качестве структурной единицы общения, мы выделяем коммуникативную задачу как единицу, реализуемую как говорящим, так и слушающим, рассматривая педагогическое общение как процесс решения этих задач в структуре коммуникативного акта, обращаясь к условиям педагогического общения и говоря о коммуникативном акте как о взаимодействии двух определенных партнеров (учителя и ученика), необходимо расчленить такие понятия педагогического общения, как: а) средства организации учебной деятельности, б) цели обучения и в) цели и средства одновременно, что особенно важно для иностранного языка, где общение одновременно выступает в этих трех аспектах [6, С. 159-160].
Данное методологическое положение становится приоритетным в целях гуманитарной самоорганизации личности обучающихся в практике использования УМК «Английский язык. Базовый и Углубленный уровень» для системы иноязычного образования школьников в условиях современной школы, о которой и пойдет речь ниже.
В свою очередь, результаты исследования в конкретном педагогическом коллективе Кольцовской школе №5 проект «Модель обновленного коммуникативного пространства взаимодействия участников образовательного процесса» находит отражение в актуализации следующих векторов развития:
а) обновление содержания «Иностранный язык»,
б) реализация принципа преемственности в обучении английскому языку,
в) организационно-педагогические и методические аспекты совершенствования учебных занятий по «Иностранный язык» с учетом направленности программ,
г) опыт использования УМК «Английский язык» на практических занятиях в Кольцовской средней школе №5 с углубленным изучением английского языка.
Список литературы
- Барышников Н.В. Методическое творчество учителя иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2023. № 6. С. 6 -14.
- Буланкина Н. Е., Ширинян М. В. Методология и технология формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку // Учёные записки национального общества прикладной лингвистики. 2024. № 1 (45). С. 146 -168.
- Буланкина Н.Е. Культурное самоопределение личности в поликультурном мире новых вызовов и новой ответственности педагога-наставника // Психология образования в поликультурном пространстве. 2023. № 4 (64). С. 62 — 72.
- Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Методологическая культура исследователя в лингвообразовательном научном поиске. Монография. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Прометей», 2023. 200 с.
- Донских О. А. От редактора // Идеи и идеалы. Том 15. № 4 (58). Часть 1. 2023. С. 167 -182.
- Зимняя И.А Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва: Просвещение, 1991. 222 с.
- Иванова С. В. Тектолого-гуманистические основания образовательного процесса (философско-методологический анализ): дис. … д-ра философ. наук: 09.00.11. Москва: [б. и.], 2007. 336 с.
- Иванова С. В., Иванов О. Б. Актуальные вопросы совершенствования методологии исследования образовательного пространства // Ценности и смыслы. 2023. №3 (85). С. 61 — 73.
- Колесников А. А. Принципы интеллектуально ориентированного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2023. №2. С. 7 — 16.
- Леонтьев А. А. Мир человека и мир языка. Москва: Детская литература, 1984. 250 с.
- Лурия А. Р. Язык и сознание. Санкт-Петербург: Питер, 2022. 420 с.
- Медкова Е. С. Влияние формируемой стилем эпохи художественно-творческой среды на традиционное прикладное искусство в контексте преподавания дисциплины «История искусств» // Вестник МГПУ. Серия «Современный колледж». 2024. № 2 (10). С. 6 – 22.
- Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык». [Электронный ресурс] // ФГБОУ ДПО ИРПО. URL: https://firpo.ru/activities/projects/razrabotka-i-vnedreniye-metodik-prepodavaniya/ (дата обращения: 21.05.2024).
- Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся.М.:Знание,1989. –с 3-80.